"Старосветские помещики": 20 лет спустя

Выпуск №6-196/2017, Много лет спустя

"Старосветские помещики": 20 лет спустя

22 декабря 1996 года в Санкт-Петербургском Театре Юных Зрителей открылось новое пространство для общения со зрителем - Малая сцена. Первым спектаклем стали «Старосветские помещики» Георгия Васильева, который к тому моменту поставил на Большой сцене ТЮЗа уже два спектакля - «Записки Поприщина» и «Недоросль».

Малая сцена открылась в память об уникальной площадке, которая существовала при З.Я. Корогодском и называлась Пятый этаж. Там готовили самостоятельные работы, играли капустники, организовывали встречи с драматургами, писателями, артистами.

Сейчас на Малой сцене ставят молодые режиссеры, среди которых Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Мария Критская, Илья Носоченко, Никита Кобелев, Андрей Загородников. Это своеобразная лаборатория современного театра, хотя при этом в репертуаре есть работы заслуженных мастеров.

Уникальность спектакля Георгия Васильева «Старосветские помещики» состоит в том, что в нем никогда не менялся актерский состав. Вот уже 20 лет Афанасия Ивановича играет народный артист Валерий Дьяченко, Пульхерию Ивановну - народная артистка Ирина Соколова, Гостя - заслуженный артист Борис Ивушин. Спектакль, сыгранный уже 200 раз, - лауреат премии «Золотой Софит». «Старосветские помещики» побывали во многих странах: Латвии, Эстонии, Литве, Франции, Германии, Чехии, Турции, Белоруссии, в Москве на фестивале русской драмы, во Владимире, во множестве провинциальных городов России, а также в 1997, - на Авиньонском фестивале.

Корреспондент «Страстного бульвара» пообщалась с исполнителями главных ролей и выяснила, чем особенно дорога эта работа артистам.

- Чем была для театра Сцена на Пятом этаже?

Ирина Соколова: При Зиновии Яковлевиче Корогодском было так: если актер не удовлетворен реализацией своих актерских сил, то он мог найти материал по своему желанию и потребностям и показать его. Сцена на Пятом этаже помогала расширить рамки амплуа. Очень часто актеров используют, особенно в кино, в одноплановых ролях. Актрисы-травести имеют право через 20 лет уйти на пенсию, если не могут перейти в другое амплуа и играть, скажем, старческие или характерные роли. Зиновий Яковлевич не допускал этого, думал обо всех и о каждом в отдельности. Он был и художественный руководитель, и режиссер, и педагог. Практика начиналась буквально со студенческих лет, потому что каждый курс жил, учился при театре. Театр был купелью, воспитывающей новых артистов.

- Какие надежды возлагались на Малую сцену, созданную в 1996 году?

Валерий Дьяченко: После эпохи Корогодского на Пятом этаже возникла пауза, и театр почувствовал необходимость появления нового игрового пространства. Тщательно подбирался репертуар, в результате чего первым спектаклем стали «Старосветские помещики». Георгий Васильев, сценограф Эмиль Капелюш, композитор Валерий Пигузов кропотливо и тщательно работали над этой постановкой.

- Вам нравилось работать с Георгием Васильевым?

Ирина Соколова: Потрясающий был человек, с юмором, прекрасный артист с редким амплуа неврастеника. Он работал в Театре комедии, потом увлекся режиссурой и много ставил по городам и весям. В нашем театре несколько раз выходил в роли Стародума в собственном спектакле «Недоросль». Еще я видела его в спектакле «Москва-Петушки», который шел на Малой сцене БДТ. Помимо «Старосветских помещиков» и «Иудушки из Головлёва», мы с Валерием Дьяченко играли в спектакле Васильева «Китай на нашей стороне» в «Приюте комедианта».

Валерий Дьяченко: Встретиться в моей жизни с Георгием Васильевым было счастьем. Я сделал самостоятельную работу по «Запискам сумасшедшего» Гоголя и показал ее. На показе был Васильев, который эту работу вывел на Большую сцену и предложил свой ракурс, взгляд. Дальше мы стали работать с ним над «Старосветскими помещиками»...

- В чем секрет живучести этого спектакля?

Ирина Соколова: Он рассказывает о двух сердцах, которые любят друг друга и излучают тепло. Начинается спектакль с того, что Пульхерия Ивановна предчувствует смерть, но ей не страшно уходить, она знает, что они встретятся на том свете. Она верит, что продолжение будет - любовь будет жить в их сердцах и после смерти. Афанасий Иванович произносит в конце спектакля - «Она зовет меня», тоже совершенно не думает о том, что умирает. Герои чувствуют, что обрели друг друга, их любовь проходит через всю жизнь, и именно она и держит их на земле. С какой любовью к друг другу и окружающим они живут! Вообще, любовь правит всем на земле, всяческая любовь, сейчас, к сожалению, что-то страшное в мире происходит, мир эту любовь теряет.

Валерий Дьяченко: Театр - искусство ассоциативное, поэтому каждый, играя, создавая или наблюдая из зрительного зала спектакль, прорисовывает сквозь него свою жизнь. Текст - это только повод, чтобы рассказать о жизни. Долгая жизнь спектакля возникает в том случае, если он постоянно обновляется, наполняется сегодняшними ощущениями, новой кровью. «Старосветские помещики» - это не просто экскурс в прошлое, рассказ, что было в Миргороде за изгородью. Спектакль описывает трагичность жизни, которая убывает, истлевает, уходит, остается лишь в воспоминаниях. А Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович хранят в себе юность, любовь. Они уже старики, но эта история совсем не про стариков, а про настоящее и ценное, ради чего человек живет, про душевные связи между людьми. Даже еда для героев не есть средство насыщения...

- Важно, что еда - это не бытовой процесс, существование героев поэтизировано до мелочей.

Валерий Дьяченко: Это абсолютно игровой элемент, еда - это только повод, только случай продлить очарование. Дело не в кофе, а в том, что они пьют его вместе. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны ушла со двора, и это очень плохой знак для людей суеверных. Именно с этого момента все становится иначе - сердце Афанасия Ивановича начинает биться в новом ритме: он вдруг чувствует и осознает, что весь рай жизни с ней душа в душу, может исчезнуть. Он был, как дитя - она все делала для него, а он только успевал подшучивать да руководить. Трагичность возникает именно тогда, когда герой начинает ощущать, что в Пульхерии Ивановне поселилась мысль об уходе. Она существует несколько «заторможено»: Пульхерия Ивановна уже стала готовиться, понимать, что скоро умрет, а он хочет вернуть былое, остановить грядущее. Поэтому Афанасий Иванович бесконечно теребит ее, не дает заснуть, предлагает то кофе, то пирожки - он все время возвращает то счастье, которым была наполнена их жизнь. В спектакле возникает второй план, подтекст: можно ли эту трагическую закономерность остановить, не дать ей осуществиться?! Встреча гостя - это последнее мгновение, когда можно насытиться счастьем, общением, травами, букашками, блюдами, разговорами - жизнью в этом тихом малороссийском городке. Эта жизнь за изгородью очень конкретная, казалась бы, очень маленькая, но вместе с тем космическая, потому что боль от трагической утраты ощущают все люди на Земле. Первая часть спектакля наполнена юмором и смехом, желанием жить, но где-то сквозит ощущение, что все исчезнет и нужно надышаться этим. Режиссер построил спектакль так, что мы пользуемся своими личными ожогами, болями, которые были у нас, как у любых людей в жизни. Через текст Гоголя у зрителей ассоциативно возникают собственные впечатления от своей жизни.

- Чем хорош формат Малой сцены?

Ирина Соколова: Большая сцена вынуждает играть преувеличенно, а на Малой сцене грань между правдой и неправдой очень тонка. И, естественно, здорово то, что артисты и режиссеры могут прийти и предложить свой материал, попробовать сыграть и поставить то, что им хочется.

Валерий Дьяченко: Я очень люблю Малую сцену, потому что она убирает наносное: здесь не нужны трансляторские средства, которые используются для Большой сцены - усиление звука, наполнение остротой. В Большом зале многое может не читаться просто из-за расстояния, а здесь можно уловить нюансы, подробности. Малая сцена кинематографична, на ней возникает крупный план.

- И при этом создается очень сильный контакт со зрителем?

Ирина Соколова: На Малой сцене царит более интимная атмосфера: зритель находится близко, между вами образуется единое пространство, в котором вы чувствуете себя по-другому. Ты слушаешь, как зрители принимают спектакль. Покрываешь весь зал вниманием, заботой, которую излучают герои, постепенно завоевываешь зрителей. Их внимание, реакция, дыхание говорят о том, что они чувствуют. Бывает, зрители излишне ограждают себя, но и их сердца ты постепенно растапливаешь. Зритель бывает разный: иногда подбирается одинаковое количество людей, которые одинаково мыслят, смотрят, поэтому спектакли всегда проходят по-разному.

Валерий Дьяченко: Я никогда не вижу зрительный зал и не знаю, кто там сидит. Сейчас модно говорить о том, что четвертой стены нет, но она есть. Твоя четвертая стена - та самая изгородь, за которую ты не можешь выбраться ни мысленно, ни чувственно, потому что ты полностью погружен в обстоятельства.

Мы много возили спектакль «Старосветские помещики», и везде его хорошо принимали - в Польше, в Прибалтийских странах и Германии, Чехии. Дай Бог, чтобы это продолжалось. Мы размышляем почти как герои спектакля - не хотим расставаться со своими персонажами. Когда говорят, что этот спектакль про любовь, хочется добавить: про любовь, да вот про что в этой любви. Эта тема - вечная и связана совсем не с возрастом, а с талантом любить и чувствовать друг друга. В финале спектакля Пульхерия Ивановна зовет Афанасия Ивановича, потому что их любовь не умирает, они неразлучны в своих отношениях. Их отношения хранят в себе нравственный ориентир, который манит и зрителей, и нас самих...

Интересно, что сейчас в ТЮЗе создается еще одна сценическая площадка. Маленькое, камерное пространство откроется спектаклем Дмитрия Волкострелова «Розенкранц и Гильденстерн». Чем она станет - для артистов и для зрителей - посмотрим через несколько лет.

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.