Златоуст. Эта вечная любовь...

Выпуск №7-197/2017, В России

Златоуст. Эта вечная любовь...

На малой сцене «Сфера» Златоустовского государственного драматического театра «Омнибус» состоялась премьера трагикомедии «Любовь до...» по пьесе итальянского драматурга А. Николаи «Не пятая, а девятая (любовь до гроба)».

По словам режиссера-постановщика, главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств России Бориса Горбачевского, «Альдо Николаи известен во всем мире. Театры охотно берут его пьесы в постановку, так как они вне времени, а потому всегда современны. К творчеству этого драматурга обращался Г.А. Товстоногов, который поставил на сцене Ленинградского БДТ пьесу «Синьор Марио пишет комедию». А. Николаи откровенно вскрывает человеческие отношения между мужчиной и женщиной которые были всегда в обществе тайными и закрытыми. В этой пьесе и Марио, и Ева, и Бруно - люди очень непростые. С одной стороны, они эгоцентричны, с другой - глубоко одиноки. Эта тема итальянского неореализма общечеловеческая, созвучна обществу в любой стране. Женское и мужское начало - два абсолютно разных космоса. Об этом еще писали Толстой, Достоевский, Чехов, Стриндберг. В XXI веке взаимоотношения этих начал носят характер даже не конфликта, а войны, что грозит человечеству трагедией. Вот про это пьеса А. Николаи. Выход автор не подсказывает, он лишь обращает наше внимание на эту серьезную проблему».

Итак, любовь... Комедия итальянского драматурга в афише Златоустовского театра значится как трагикомедия. В жанре обозначен подход к изображаемым событиям, которые разворачиваются стремительно, ярко и в то же время с надрывом, порой болезненной безысходностью.

Начало спектакля обманчиво - размеренное, спокойное, как морской штиль. И действительно, ничего сколько-нибудь интересного не предвещал тот погожий летний день, когда Бруно, молодой человек (Игорь Вершинин), отправился на пляж, чтобы отдохнуть и сбросить с себя груз накопившихся проблем. Правда, решает он это сделать, по замыслу режиссера-постановщика, несколько эксцентрично: достав из сумки веревку, начинает наматывать ее на булыжник... В этот же день на пляж пришла и Ева (Виктория Фролова), молодая, очаровательная, так жаждущая внимания и любви... С этого момента начнется история, головокружительная и непредсказуемая, которая поставит все с ног на голову.

Бруно, познакомившись с Евой, и не заметит, как окажется вовлеченным в, казалось бы, невозможные с точки зрения здравого смысла, события. Его жизнь за короткое время сделает массу крутых виражей, приостанавливаясь в совсем уж крайних точках: больница, тюрьма, психиатрическая лечебница. Произойдет все настолько стремительно, что у Бруно не хватит времени на обдумывание и осмысление действительности. Игорь Вершинин в характере своего персонажа передает весь взрыв чувств - от растерянности и негодования до влечения и отторжения. Его герой до дна выпивает чашу выпавших на его долю неожиданных потрясений и страданий. И причиной всему окажется она, Ева, отдающая свою любовь бедному Бруно в таком объеме, что он неожиданно для себя в какой-то момент превращается в нечто размытое, потерянное. И рад бы вернуться во времена «до...»... Вот здесь-то и кроется главная беда. «О, как убийственно мы любим!..» - воскликнул поэт. Это и о ней, о Еве. Яркая, эффектная, элегантная, ранимая, властная... Женщина-парадокс, которая щедро отдает Ему, единственному, море своей любви и заботы. Если она любит, то любит до... гроба. Но любимые ею перестают быть личностью, потому что превращаются в обожаемую игрушку, вещь, которая целиком принадлежит Еве. А уж она найдет место, куда пристроить эту вещь, в какие одежды одеть. Виктория Фролова, показывая сложный внутренний мир своей героини, пытается ее оправдать. Возможно, ее страстное желание любить и быть настолько же ответно любимой - из детства? Может, когда-то ей не хватило тепла, заботы, и, став взрослой, она пытается заполнить эту нишу? Взахлеб, неистово, безоглядно, но с твердо установленной таксой: жизнь любимого (ни много ни мало!) принадлежит только ей. Это давно понял муж Евы, Марио (Максим Фаустов) и сумел дистанцироваться от жены, заставив ее глубоко страдать. Но ведь даже восхищаясь, любя, жалея, понимая, хочется оставаться самим собой: хотя бы носки с галстуками выбирать по своему желанию и иногда почитывать о звездах. Максим Фаустов играет очень тонко, иронично. Его Марио владеет ситуацией, прекрасно разбирается в людях. Он, выигравший в любовной войне, уже может смотреть на ситуацию со стороны и понимает, в каком положении оказался Бруно.

Когда эмоции зашкаливают, когда сердце жадно живет по законам эго, трагедии не избежать. Ева пытается уговорить Бруно убить ее мужа. Если не ей, то никому Марио не должен достаться. Эта же участь ждала и Бруно... Мужчины переигрывают партию в свою пользу. Ситуация на грани здравого смысла, но, увы, имеющая в жизни место. Альдо Николаи облек ее в блестящую форму, актерам златоустовского театра вместе с режиссером-постановщиком это тоже блестяще удалось сделать. Финальная сцена спектакля: Ева в белоснежном подвенечном платье. Марио и Бруно в торжественных черных костюмах. Цветы. Финита ля комедия.

Волнующий, откровенно-пронзительный, спектакль снова и снова напоминает нам, что любовь - не война, не борьба за лидерство в отношениях, любовь - это... Каждому из зрителей, испытавших массу противоречивых чувств, предстоит еще раз ответить на этот вечный и вроде бы несложный вопрос.

Спектакль поставлен на малой сцене. В ее небольшом пространстве художнику и режиссеру удалось достоверно и полно показать и морской берег, и реалии городской жизни с ее бешеным ритмом, и внутреннюю атмосферу помещений (больница, тюрьма, квартира). Функциональные декорации позволяют трансформировать пространство в зависимости от событий легко и быстро. Персонажи, меняющие декорации, - группа молодых актеров, роль которых - современное общество. Сюжет, прописанный драматургом, кинематографичен, поэтому удачная логическая связка между событиями-кадрами, продуманная режиссером, - это «говорящие», «реагирующие на происходящее» (своеобразный общественный резонанс) пластические номера.

Музыкальный фон спектакля, в отличие от оригинала пьесы, - известные «Besame Mucho» и «Jamaica», настраивающие на волну возвышенной романтики, глубокой страсти, высокой трагедии...

Малая сцена «Сфера» златоустовского театра заполнена до последнего места на спектакле «Любовь до...». Зритель в ожидании необыкновенной истории любви. Это так необходимо сегодня: миг волнующего предчувствия, обжигающего страдания, духовного очищения.

Остается добавить, что над сценографией работал заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РБ Виктор Хлыбов (Уфа). Костюмы к спектаклю продумала Лиля Файзулина, пластические номера - Виктория Пестова.

 

Фото Владимира НАКОРЯКОВА

 

ПДФ статьи 


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.