Барнаул

Выпуск №1-111/2008, В России

Барнаул

Случилось так, что премьеру «Войцека» в Барнауле я посмотрела в контексте спектаклей Рождественского фестиваля в Новосибирске, где были представлены лучшие театры России. «Вот это да! — подумала я. — Спектакль-то можно показывать на любых престижных фестивалях. Без скидок на провинцию „Войцек“ вписывается в современное театральное пространство».

Поставить пьесу Г. Бюхнера Владимир Золотарь мечтал давно, еще со студенческих времен в СПАТИ. И все пять лет, работая главным режиссером театра драмы, подготавливал почву для рождения спектакля. В содружестве со сценографом Олегом Головко и балетмейстером Ириной Ткаченко, режиссер настойчиво переводил стрелки часов застрявшего во времени бытового театра в сторону театра условного, метафорического, масочного. Созданного Мейерхольдом и оставленного нам в наследство.

Спектакль начинается со сцены драки. Запинали человека и разбежались. Появляется Войцек (Александр Хряков). Он тоже спешит пройти мимо, но не может. Останавливается, поднимает беднягу. Прислоняет к стене, приводит в чувство. Тот в ответ бьет Войцека и убегает. Откровенной издевкой звучит музыка, сопровождающая механическое передвижение людей с застывшими лицами-масками. Сцена наполняется персонажами, как будто сошедшими с полотен немецких художников-экспрессионистов. Никакой человеческой индивидуальности, объема. Жесткая графика гротеска.

Мир, в котором живет Войцек, представляет в сценографии Головко образ взрыхленной дышащей почвы. Из которой поднимаются и в которую погружаются «клубни земли» — массовидные представители человеческого рода. Полковые девицы в распахнутых шинелях, служивые мужики с пивными кружками в руках, кривляющиеся маски балагана. И среди них — бритоголовый, затурканный Войцек. С самого начала спектакля В. Золотарь заявляет тему существования человека с чутким, обнаженным сердцем в атмосфере тупого прессинга жизни. Истоки трагического противостояния, конфликта раскрываются именно здесь, в трактовке главного героя. Режиссер не просто сочувствует Войцеку, а сострадает ему как себе подобному. Сцена у Доктора, где Войцек за гроши продает свое тело, разворачивается пронзительной метафорой, раскрывающей мучительное существование человека в мире узаконенной нищеты и агрессии. Голый человек на голой земле.

Роль Войцека — большая творческая удача актера А. Хрякова. Поразительное срастание с ролью! Единая душа, мысли, эмоции, когда и молчание, и взгляд по-детски круглых глаз Войцека столь выразительны, что сжимается сердце. А в памяти надолго остается маленький, растерянный, надорвавшийся человек.

Ритмический строй спектакля, непрерывный, тягучий, создается массовыми сценами, поставленными балетмейстером И. Ткаченко. Ансамблевость исполнения удивительна! А это очень важно. Ведь образ толпы — действующее лицо трагедии. Она примеряет маски то Капитана (Константин Кольцов), то Доктора (Анатолий Кирков), то Тамбурмажора (Эдуард Тимошенко). Площадная игра-агитка вдруг резко отстраняется психологической паузой, стоп-кадром. Неожиданно останавливается, выпадая из общего бурления, пьяная девка (Елена Половинкина). Крупным планом — пустое страшное лицо...

Вот и Мария (Наталья Макарова), возлюбленная Войцека, пьяно пляшет с Тамбурмажором. Словно большая горячая птица бьется она в экстазе самоуничтожения.

Объединенные энергией режиссерского замысла, актеры пластически выразительны и точны в передаче жанровой атмосферы спектакля. Низкое небо с грозовыми облаками смыкается с тяжелыми испарениями земли. Огромное колесо Сансары давит на людей, превращая их жизнь в грязный балаган. Вырваться из замкнутого круга не дано никому...

Режиссер  В. Золотарь вышел на серьезный философский разговор о нашей жизни, когда смысл бытия размывается и кажется утраченным. Спектакль звучит как протяжный вой, где боль за человека сродни молитве о спасении. И что примечательно — публика оказалась готова к диалогу. Доказательство тому — напряженное внимание, тишина зрительного зала, взрывающаяся в конце спектакля долгими аплодисментами. Страх, боль и отчаяние преодолеваются осмыслением и оценкой сыгранной истории. Когда вдруг приходит второе дыхание, и ты понимаешь, что история Войцека всего лишь одна из сторон жизни, открывающая (как ни парадоксально) другие берега, где хаос преодолевается гармонией. Гармонией творчества! Так маленькая трагедия становится маленьким шедевром.

P. S. 

Всего в спектакле занято 29 человек. За роль Марии Наталья Макарова получила Диплом Алтайского отделения СТД РФ «Лучшая женская роль театрального сезона 2007-2008 гг.» и награду — творческую командировку в Москву, где она побывала в начале июня, за роль Тамбурмажора заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко — Диплом Алтайского отделения СТД РФ «Лучшая мужская роль второго плана театрального сезона 2007 — 2008 гг».

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.