Слово о полку Игореве

Выпуск №7-197/2017, Миру музыки

Слово о полку Игореве

В Москве концертами на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского и Большого театра России в феврале и марте отмечают 80-летие Государственного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

1937 год. В нелегкое для страны время рождается Ансамбль, чье имя на долгие годы обретет имя своего основателя - недавнего солиста и хореографа Большого театра Игоря Моисеева. Соединив школу классического балета с фольклором, он создаст новый стиль - стиль народного сценического танца.

За восемь десятков лет, кажется, нет такого уголка в мире, где бы не выступали моисеевцы. Стоит произнести: «Моисеев и его Ансамбль», как тут же перед мысленным взором тысяч и тысяч зрителей возникает волшебное зрелище, хотя бы однажды виденное в жизни.

По традиции, в какой бы точке мира не гастролировали артисты, день рождения своего коллектива они отмечают большим праздничным концертом, который в последние годы стал еще и данью памяти одному из самых вдохновенных поэтов танца - Игорю Александровичу Моисееву.

В одном из интервью патриарх сказал, что рождение Ансамбля совпало с линией партии об «искусстве, принадлежащем народу», но свой коллектив создавал отнюдь не по государственной указке. Убежденный в том, что по партийным циркулярам и правительственным распоряжениям ничего путного сделать в искусстве невозможно, Моисеев через поистине инновационное свое творчество естественно и органично выражал и дух времени, и дух народа. Точнее - народов: он обладал уникальной чуткостью к жизни и воспринимал ее в планетарных масштабах. Не случайно, в 1950-60-е годы именно его Ансамблю удалось приподнять «железный занавес» и повлиять на политический разум властей предержащих. Танцевальный язык моисеевцев оказался не менее важным, чем язык дипломатов.

Моисеев первым возвел народный танец в ранг профессионального искусства, открыл и утвердил на академической сцене новый хореографический жанр. В этом великом, не знающем равных художнике удивительнейшим образом соединились умения скрупулезного собирателя танцевального фольклора, кропотливого исследователя корневой культуры многих народов и выдающегося хореографа. Но абсолютная память на движения и совершенный пластический слух не объясняют достоинств моисеевских сочинений, ибо в них важен еще и образ самого автора - по-библейски мудрого интеллектуала и одаренного драматурга, философа, режиссера.

Сегодня наследники Моисеева под руководством его ученицы Елены Щербаковой - худрука и директора Ансамбля бережно хранят его хореографическое наследие - более двухсот произведений, благодарно и трепетно осваивая ставший классическим репертуар и развивая заложенные Мастером традиции.

Программу концерта, посвященного 80-летию Ансамбля, составили две части. Начали с композиции «Дорога к танцу», поставленной Моисеевым в 1966 году как своеобразный рассказ о двадцатилетнем сценическом пути каждого моисеевца - от первого упражнения у балетного станка до пиков артистической карьеры. Четкие движения на материале русского танца сменяются чеканными «украинскими» комбинациями, а затем и стремительным плясовым вихрем, словно раздвигающим пространство сцены и сметающим все на своем пути. Моисеев любит эту динамику, превращающую его артистов в недосягаемых виртуозов: то, что подвластно им, обычным танцовщикам неподвластно, а зрительским умам - непостижимо. Дух захватывает от изощренных узоров танца, поражающих неиссякаемой авторской фантазией и сверкающих умело вкрапленными акробатическими элементами и художественными трюками.

По-прежнему потрясает слаженностью артистов Сюита греческих танцев «Сиртаки» на музыку М. Теодоракиса. Зал, заходясь в эмоциях, скандирует, ликует и чуть ли ни хором кричит «Браво!» получая в ответ улыбки от солистов Дениса Панкова, Артема Анисимова, Дмитрия Иванова, Айрата Каримова и Льва Махновского. Безупречный моисеевский хит - танец аргентинских пастухов «Гаучо» в исполнении Александра Тихонова, Андрея Артамонова и Евгения Чернышкова неизменно захватывает сюжетной коллизией, напряженной пульсацией ритма, изощренностью танцевальных фиоритур, буйным соперничеством трех несхожих темпераментов.

В юбилейном концерте на подмостки вышли выпускники Школы-студии народного танца при Ансамбле имени Игоря Моисеева, и, как и обещала во вступительном слове Елена Щербакова, зрители не разглядели среди мастеровитых артистов пятнадцать юных неофитов. Школа-студия была создана в 1943 году. Страна разрушена войной, но средства найдены и важнейшая стратегическая идея Моисеева о создании «кузницы кадров» для Ансамбля стала реальностью. Результат можно оценить сегодня: новые поколения артистов составляют базу Ансамбля, а эстафету мастерства им передают старшие коллеги, завершившие исполнительскую карьеру и ставшие педагогами. Линия преемственности не прерывается. Елена Щербакова, сохраняя наследие Мастера, стремится пополнять афишу Ансамбля премьерами. Но, по ее признанию, трудно найти хореографов, соответствующих уровню коллектива и его создателя. Да и сами они зачастую опасаются невольного сравнения с наследием Моисеева. В юбилейном концерте все-таки состоялась презентация адыгейского танца «Тляпатет», поставленного на народную музыку Асланом Хаджаевым. Танец лиричных и озорных девушек, семенящих на котурнах и с «трещетками» в руках, оказался удачно вплетен в венок моисеевских танцев народов мира и исполнен был не просто органично, а с учетом национальной образности и национального характера, что и есть - непреложное качество моисеевского стиля.

С больших плазм, расположенных по обеим сторонам сцены, возникали фотопортреты Игоря Александровича. На снимках он улыбался, рукоплескал, словно всматривался в те поколения, что вышли на сцену уже без него. А со сцены вверх - глаза в глаза - на него смотрели те, кто с гордостью называет себя моисеевцами и на вопрос о том, где танцует, неизменно отвечает: «В театре Игоря Моисеева».

 

Фото предоставлены пресс-службой ГААНТ им. И.А. Моисеева 

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.