Владимир Янковский (Москва)

Выпуск №7-117/2009, Юбилей

Владимир Янковский (Москва) Оперетта сегодня жанр раритетный, вызывающий приступы сладостной ностальгии. Служить ей берется не всякий, еще меньше тех, кто способен сохранять верность.

Дирижер Владимир Янковский — один из этих немногих. Его «роман» с опереттой длится многие годы и развивается плодотворно. Особенно в последнее время, когда музыкант связал свою творческую судьбу с Театром под руководством Геннадия Чихачева. Здесь созданы многие заметные спектакли, где упрямо сохраняются признаки и свойства, присущие оперетте как суверенному жанру музыкального театра: лирическая стихия, ясность и благородство мелодраматической гаммы, четкость конфликтных линий, искренность и глубина внутренних чувств героев.

Весь этот спектр признаков обязательно в оперетте выражается через музыку, то есть, через оркестр.

Владимир Янковский обладает даром раскрывать в заигранной и запетой музыке тонкое изящество фразировки, обволакивающий лиризм, драматические тени и пряность мелодики. Неовенская классика, к которой особенно применимы упреки в заигранности и запетости, звучит в оркестре Янковского свежо и благородно, чувственно и страстно, будь то вечно прекрасная «Сильва» или ветхозаветная «Баядера» того же Кальмана.

Наивности опереточной сюжетики выглядят обязательными признаками жанра, с которыми ни театр, ни зрители бороться не намерены. В «правильном» спектакле эти свойства определяют уровень интереса прежде всего благодаря правде переживания лирических коллизий, за что всегда отвечает музыка, то есть, оркестр.

Владимир Янковский прекрасно освоился в этих условиях. Больше того, в последнее время он нередко принимает и более активное участие в действии. В частности, становится добрым гением в «Астрономии любви» – остроумной жанровой версии знаменитой пьесы «Безымянная звезда». Специфика пространства, в котором работает театр Чихачева, тоже источник вдохновения для дирижера Янковского. Ему приходится стоять к солистам спиной или в заметном от них отдалении, а то и вовсе довольствоваться крохотным закутком. Располагая небольшим составом оркестра, дирижер умело создает объемное звучание, эмоционально насыщает сценическое действие. Справляться с подобными сложностями помогает природное остроумие и артистизм, а еще — вкус, чуткость и пластичность – свойства в музыкальном театре необходимые, но довольно редкие.

Оркестр должен всякий раз звучать по-разному — в зависимости от жанровой окрашенности музыки, ее содержательности. Музыка для детского спектакля имеет иную плотность, нежели шедевр неовенской классики или попурри из подзабытых советских оперетт. Солисты и ансамбли каждого спектакля тоже должны звучать разнообразно, а танцевальные номера или интродукции нести разную нагрузку и быть «удобными» для исполнителей и зрителей. Все эти и многие другие обстоятельства дирижер Янковский предугадывает, учитывает и осознает, определяя зачастую даже эмоциональный градус действия. Поэтому его решения сюжетов Островского, Достоевского или Себастиану в сущности разнятся, оставаясь, однако, явлениями единого театра, где все и всегда определяется музыкальными законами — самыми разумными и плодотворными.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.