Завлиты, объединяйтесь!

Выпуск № 8-118/2009, Событие

Завлиты, объединяйтесь!

 

В январе в Екатеринбурге состоялось грандиозное событие: СТД РФ организовал и провел Уральский театральный форум (см. «СБ, 10» № 7-117). Форум включал в себя семинары по деятельности практически всех театральных профессий, в том числе и такой важной, многофункциональной и, что греха таить, по нынешним временам несколько размытой, как профессия заведующего литературной частью театра. Размытость очертаний деятельности завлита не нужно объяснять посвященным: помимо чтения и отбора пьес, работы с авторами, т.е. того самого формирования репертуара, которое и является его основной работой, завлит в нынешних условиях и в каждом конкретном театре занимается еще и многим другим: продвижением спектаклей на фестивали, организационной работой, если фестиваль проводит родной театр, и иными вещами, менее связанными непосредственно с профессией, но которые, кроме завлита, бывает некому выполнить.

Семинар завлитов оказался долгим: четыре дня, заявленных в программе форума, мы работали с Татьяной Никольской – критиком и завлитом московского театра «Et cetera».

После приезда из Екатеринбурга у нас, челябинских завлитов, естественно возникла потребность обсудить такую редкую встречу профессионалов. В стихийном круглом столе приняли участие завлиты Камерного театра – Ирина Камоцкая, театра «Манекен» – Татьяна Мачульская, Театра оперы и балета – Светлана Бабаскина, Тетра кукол – Антон Токарев и я, завлит Нового Художественного театра, Майя Брандесова, а также – зам. директора Камерного театра Мария Макарова, которая решила посетить именно «завлитовский» семинар.

М.Брандесова: Давайте, попробуем сформулировать, что дал, а чего не дал нам семинар в Екатеринбурге и что такое вообще семинар завлитов, как он должен проходить?

С.Бабаскина: Мне хотелось бы сказать устроителям спасибо за организацию. Было очень важно почувствовать мощь и дух театрального Урала, и я это ощущение получила. В качестве пожеланий… У нас, завлитов музыкальных театров, есть свои отдельные семинары, но так как на семинаре в Екатеринбурге говорили не только о драматических театрах, но и о театрах кукол, неплохо было бы сделать вкрапление и для музыкальных театров. Возможно, что семинар мог бы быть полезнее, если бы носил какие-то обучающие элементы, и можно было бы включить в программу так называемое свободное время – то есть хотя бы одну экскурсию: Екатеринбург такой интересный в культурном и историческом отношении город! А также в это свободное время могла быть возможность больше самому походить по городу, зайти в те же книжные магазины. Но, повторяю, организация семинара выше всяких похвал, и я очень рада была его посетить.

И.Камоцкая: Нужно, конечно, завлитов собирать отдельно по видам театра. Может, в разное время вызывать, т.е. устраивать лаборатории завлитов. И самое главное, чего не хватало – новой информации о пьесах. Мы все, в том числе и руководитель семинара, находились в этом смысле примерно на одинаковом уровне. А что касается обучающих моментов – должны быть не общие разговоры, а что-то конкретное.

М.Макарова: Семинар не был заявлен как обучающий. То, что было в Екатеринбурге, можно назвать, скорее, обменом опытом.

И.Камоцкая: Обмен мнениями – это очень общо, а люди явно ожидают конкретики. То есть любой семинар все равно воспринимается как форма учебы, а учебы-то и не было. Конечно, мы познакомились с коллегами, с приятными людьми…

Т.Мачульская: Хорошо, что была возможность попасть в театры, расширить рамки знаний.

М.Макарова: И еще узнать, что у всех проблемы те же самые, одинаковые! Даже в Москве. У всех главный вопрос: как продвигать спектакль? У столичных театров, конечно, больше средств, но и публика искушенней.

Т.Мачульская: Да, мне не хватило информации о рекламе, каких-то наработок в этой сфере – как продвигать нашу продукцию. Мы живем в современных условиях, и мы должны относиться к спектаклю как к продукту. А куда деваться? Современные технологии театральной рекламы есть, но информации о них у нас нет. Не в каждом театре есть маркетолог, который владеет тем, что применимо именно к театру. Да, есть книжка, но нужно время, чтобы ее проштудировать и перевести на конкретную ситуацию конкретного театра, не у каждого завлита оно находится.

Не хватило конкретики, возможно, в эти четыре дня должно было прийти четыре разных человека…

И.Камоцкая: Семинар для такого формата оказался долгим. Хорошо, в первый день познакомились, обменялись опытом, а дальше…

М.Брандесова: Да, четыре дня – это долго. Конечно, поговорить завлиту с завлитом есть о чем, но вопрос, чем бы еще заняться, по-моему, стоял перед всеми нами.

И.Камоцкая: В последние два дня, когда шел разговор о сайте СТД, встреча с представителями РАО и Олегом Семеновичем Лоевским – информация была очень полезной. Захотелось, возвратившись в свой театр, тут же ее использовать, засучив рукава. Прежде всего это касалось пиара, результативности работы сайта театра.

М.Макарова: СТД презентовал свою работу вообще отлично.

М.Брандесова: То есть, грубо говоря, первый день нужно было заниматься фестивалями, второй пьесами…

М.Макарова: Третий – пиар-технологиями. И все-таки не хватает регулярных встреч людей одной профессии, знания друг о друге - порой не только в области, но и между театрами города.

М.Брандесова: Поэтому вернемся к началу – нашей благодарности за то, что такой форум и семинар завлитов, в частности, состоялся, и на высоком организационном уровне. Проведение подобного форума – дело, в любом случае, необходимое и благодарное.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.