Брянск

Выпуск № 8-118/2009, В России

Брянск

Новый сезон начался в Брянском театре драмы в феврале. С прошлого лета здание театра было закрыто на ремонт. На тот момент его состояние совершенно не соответствовало современным требованиям. Не было горячей воды, устарели все коммуникации.

В ходе первой очереди работ были отремонтированы гримерные, подвальное помещение, репетиционный зал, зрительный зал, фойе первого этажа. Была проведена реставрация люстры и светильников, установлены новые кресла.

Открыли запоздалый театральный сезон капустником, а через несколько дней театралы увидели первую премьеру.

Борис Горбачевский поставил спектакль «Блажь» по пьесе А.Островского и П.Невежина. Материал интересный и крайне неоднозначный. Пьеса по разным причинам не была популярна в XIX-XX веках, а в начале третьего тысячелетия оказалось, что Островский и Невежин просто слишком опередили свое время.

Сюжет прост. Немолодая помещица Серафима Сарытова влюбляется в юного красавца-управляющего Баркалова и готова отдать все, что у нее есть, только бы задержать его рядом с собой. Но беда в том, что все имущество принадлежит младшим сестрам по отцу, для которых она стала крестной матерью и опекуном. Ольга и Настя обращаются за помощью к богатым родственникам Бондыревым. Те переманивают Баркалова в свое имение, а Сарытова остается у разбитого корыта.

«Блажь» часто ставят как водевиль. Но Борис Горбачевский увидел в пьесе трагикомедию, сократив финал с хеппи-эндом и добавив пролог и эпилог. В немом прологе все герои узнают об отношениях Сарытовой и Баркалова, а в эпилоге они же наблюдают за предательством управляющего и горем Сарытовой, без чувств лежащей в кресле.

Столь серьезной и интересной режиссуры театр драмы не видел давно. Борис Горбачевский поставил «Блажь» как историю любви, побеждающей все социальные предрассудки и доводы разума. Это спектакль о любви-блажи – не осуждение главной героини в ее безумной страсти, а стремление понять и пожалеть ее. Блажь – это не только прихоть или каприз. Блажь – это и ощущение, дарованное свыше. Не зря во все времена так почитали блаженных.

Спектакль играют два состава, каждый из которых по-разному раскрывает режиссерский замысел. Первый, в котором главные роли исполняют Светлана Рязанцева и Юрий Киселев, играет в большей степени трагическую историю любви. Комедийный фон только еще раз подчеркивает глубину отношения Сарытовой к Баркалову. Свои чувства она противопоставляет обществу и семье. Готова потерять все ради любимого. Однако в первом составе не так акцентированы проблемы возрастного неравенства. Дело в том, что Сарытова- Рязанцева не выглядит старше Баркалова-Киселева.

А вот во втором составе, где Сарытову играет Людмила Шлянцева, а Баркалова – Сергей Козин, этот конфликт очевиден. Но и сама история здесь играет другими красками. Людмила Шлянцева пришла в театр драмы из музыкального театра, и ее манера игры гротесковая, поэтому и зритель настраивается на комедию. Но, поскольку в этом стиле Людмила Шлянцева играет одна, образ Сарытовой иногда выпадает из контекста спектакля. Если бы остальные актеры поддержали гротеск, получилась бы законченная комедия. У обоих исполнителей роли Баркалова есть общая проблема. Пока они играют совместные сцены с актерами старшего поколения, они поддерживают атмосферу спектакля, как только с молодежью – «электричество» пропадает.

Роль богатой родственницы, помещицы Бондыревой в обоих составах исполняет Светлана Сыряная и делает это мастерски. Борис Горбачевский смог раскрыть эту актрису с новой стороны. Яркий комедийный образ Бондыревой с выразительной мимикой и комичными жестами создает атмосферу всего спектакля, держит его темп и ритм. В первом составе ей помогают Иосиф Камышев, играющий Бондырева, и Татьяна Сычева, блестяще исполняющая роль Гурьевны, уездной свахи и попрошайки. Гурьевна здесь не отрицательная героиня, она просто женщина с нелегкой судьбой, которая в отдельных сценах просто заставляет плакать. В первом же составе неподражаем Михаил Кривоносов в роли Лизгунова. Образ неуверенного в себе дельца вобрал в себя гамму противоположных черт характера: одновременно наивность и недоверие к окружающим, доброту и мстительность. Все эти грани Михаил Кривоносов уверенно воплотил в своем герое.

У спектакля, на первый взгляд, достаточно предсказуемая сценография. Все по пьесе. И сад, и часть большого дома, и вход во флигель. Но выписано все так точно, что декорации начинают жить в драматическом действе. Цветущая сирень, усадьба в классическом стиле настраивают на спокойный тон, призывают к гармонии. И вдруг на этом фоне начинают кипеть страсти. Действие развивается очень динамично, и сценография начинает резко контрастировать с ним. Кульминации это противоречие достигает в сцене, когда Бондыревы вместе с Настей собирают вещи и хотят ехать к уездному предводителю. Из изящных стеклянных дверей усадьбы просто кубарем выкатывается толпа людей, с громкими криками собирающих вещи. Настоящий эмоциональный взрыв. Давно на сцене театра драмы не было спектакля, в котором сценография работала бы столь удачно.

Спектакль «Блажь» можно смело назвать творческим прорывом Брянского театра драмы и значительным событием театрального сезона.

Фото автора

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.