Санкт-Петербург

Выпуск № 8-118/2009, В России

Санкт-Петербург

Петербургский Театр сатиры на Васильевском некогда имел славное имя, пользовался большой зрительской любовью. Но любой исторический процесс состоит из подъемов и спадов, и театральная судьба обычно развивается по той же траектории.

После творческого взлета и последовавшего снижения высоты Театр сатиры некоторое время жил за счет своих старых, добрых, проверенных временем и любовью публики постановок вроде спектакля «Таня-Таня» Владимира Туманова. Проходящие премьеры особого резонанса в городе не вызывали.

В январе 2007 года в театр пришел Анджей Бубень, занявший должность главного режиссера. С тех пор в Сатире начались изменения, которые не могли остаться незамеченными.

Разумеется, все еще устанавливается, развивается, находится в непрерывном движении. Проанализируют значение этого поляка в жизни театра на Васильевском острове следующие поколения. Нам пока что остается наблюдать. Однако некоторые соображения уже могут быть высказаны.

Для дебюта в новой должности Бубень (некогда – выпускник ЛГИТМиКа) выбрал пьесу популярного в настоящее время драматурга, сербки Биляны Срблянович. Журналистка, она сделала себе имя в 1990-е, когда ее проблемная, на грани экстремизма драматургия пришлась как нельзя более кстати в стране, с неба которой падали бомбы. Затем она стала писать на социальные темы, пьесы о разнообразных семейных конфликтах, непростых человеческих взаимоотношениях. Одним словом, о том, что доступно пониманию граждан любой страны мира, что сделало ее пьесы известными и за пределами Сербии.

«Саранча» Биляны Срблянович впервые обнаружила склонность нового главрежа Театра сатиры к материалу свежему, новому, сегодняшнему. После «Саранчи» он возьмется за «Русское варенье» Людмилы Улицкой, потом поставит ее же роман «Даниэль Штайн, переводчик». И последняя на данный момент премьера – «Курс лечения», инсценировка одноименного романа Яцека Глэмбского, сделанная самим Анджеем Бубенем. По всей видимости, пана Бубеня волнуют проблемы если и вечные, то переосмысленные с точки зрения сегодняшнего дня.

Сценографом и художником по костюмам «Саранчи» стала Елена Дмитракова. На роли были назначены Дмитрий Воробьев, Артем Цыпин, Сергей Лысов, Наталья Кутасова, Юрий Ицков и другие. Так, уже в первом спектакле обозначились имена будущего театрального союза.

Свои последующие постановки Бубень будет делать с той же Дмитраковой и примерно с одним составом исполнителей, в который добавятся еще несколько имен: Михаил Николаев и Елена Мартыненко, к примеру.

Совершенно очевидно, что своя команда большинству режиссеров необходима. Она позволяет сохранять уверенность в том, что сказанное и задуманное будет правильно понято, верно считано. И Анджей Бубень это отлично понимает, постепенно «взращивая», как опытный и любопытный коллекционер, отбирая себе тех, кто в тот или иной момент «зазвучит» в одной из его постановок. Актеров самых разных, работающих в разных жанрах – от драмы до гротеска, но имеющих одну группу крови. Шаг за шагом, от спектакля к спектаклю он создает труппу, которую уже можно назвать одной из наиболее сильных и интересных в городе.

Какое это счастье, видеть Наталью Кутасову, которую Бубень «вернул» на сцену театра, открыл в ней и материнскую мягкость, замешанную на природном всепрощении (Наталья Ивановна, «Русское варенье»), и легкую добрую сумасшедшинку (больная из «Курса лечения»), и откуда ни возьмись появившуюся железную волю, несгибаемость, принципиальность (Рита, «Даниэль Штайн, переводчик»).

В огромном списке петербургских артистов Анджей Бубень умеет каким-то волшебным способом находить самые любопытные экземпляры и представлять их зрителю во всей красе. Например, Евгений Чудаков – актер БДТ, не Театра сатиры. Однако как важен именно он оказался в спектаклях Бубеня. Сколько трогательной взбалмошности добавляет его персонаж Дюдя спектаклю «Русское варенье». И каким страшным оказывается его господин Игнятович, на первый взгляд благостный, в уютной вязаной жилеточке пенсионер, а на самом деле – кагэбэшник на пенсии. Стоит только напомнить ему о прошлом, вскользь, невзначай, как его скрипучий стариковский голос обретает неожиданную мощь, и очень легко представить, что этот «божий одуванчик» был много моложе и слепил людям глаза специальной лампой, проводя допрос.

Или исполнитель главной роли в спектакле «Курс лечения» Андрей Феськов. В Театре сатиры есть небольшая проблема с молодежью, это правда. Однако можно было найти артиста на роль 27-летнего врача-психиатра, который добровольно стал пациентом психушки, симулируя шизофрению, чтобы (что он полагает возможным) понять психику больных людей. Но Бубень приглашает прошлогоднего обладателя премии «Золотой софит» за лучший дебют, выпускника мастерской Вениамина Фильштинского. Артиста, лишь сезон проработавшего в БДТ и после ушедшего в свободное плаванье – по просторам отечественного кинематографа преимущественно. Казалось бы – зачем?

После спектакля ответ становится ясен. Мастеру психологического рисунка, кропотливого разбора роли с артистом, внимательного к деталям и даже каким-то метафизическим импульсам, возникающим на сцене, Бубеню был остро нужен эффект отчуждения. Артист Феськов в Театре сатиры, где он замечательно сыгрался с корифеями этой сцены, продолжает оставаться «не своим». Он – новый человек, инородное тело, которое обычно приживается долго и болезненно. Для полного перерождения ему понадобится много времени. Так и его персонаж, молодой здоровый организм по имени Анджей Майер, врач-психиатр, идущий на рискованное включенное наблюдение за больными. Он, как бы ни симулировал, как бы ни подтасовывал результаты медицинских тестов, обмануть оказывается в состоянии только врачей. То есть людей, чей рассудок здрав. У обитателей психушки отсутствие здорового разума компенсируется сверхинтуицией. Они не знают, но чувствуют, что Майер – не «их». И не принимают его.

Другими словами, Бубень умеет использовать не только актерские или человеческие качества тех, с кем сталкивает его постановка, но и ситуации, и условия существования.

«Саранча» вызвала полярные мнения критики: кто-то спектакль принял, кто-то обвинил в излишней холодности, кто-то восхитился ловко выписанной галерее характеров. На «Русское варенье» многие советуют сходить своим родственникам и друзьям – это ли (пусть немного домашняя) не высшая оценка? Душевность, остроумие, проникновенность и горькую тоску об ушедших прекрасных временах и людях – все это Бубень при помощи текста Улицкой и своих артистов дает зрителю вкусить во всей полноте.

Когда по Петербургу прошел слух, что в Театре сатиры ставят «Даниэля Штайна», билеты раскупили заранее. Помимо того, что Улицкая – великолепный писатель и увидеть ее произведение на сцене уже интересно, возникало простое человеческое любопытство: как можно огромное количество сюжетных линий вывести на сцену и соткать из них единое полотно?

Анджей Бубень сделал это очень просто, без надрыва. Уложил роман в два часа сценического времени. Рассадив по сцене персонажей, он каждому дал слово. Рассказ перетекает от одного к другому. И так, по кругу, чередуя и перемешивая жизни вымышленных людей, актеры Театра сатиры прямо на глазах публики пишут свою историю, свою книгу Жизни.

И, наконец, «Курс лечения». Андрея Феськова многие знают по его курсовым работам – мастерская Фильшинского регулярно устраивает открытые показы. После выхода фильма «Новая земля» он стал если не медийным, то узнаваемым лицом. Предыдущие работы Бубеня вызывали желание приходить на его новые спектакли. И уж, конечно, тема психиатрии, человеческого сознания или бессознания – всегда выигрышная карта. Все это вместе вызывает неподдельный интерес.

И Бубень ставит спектакль. Полный сумасшедше кислотных костюмов, болезненно изломанной пластики, эксцентричных рисунков ролей. Но ставит он историю одного безумия. О том, что грань между психическим здоровьем и нездоровьем очень тонка. Довольно банальная мысль, о которой Франц Кафка уже написал. Причем много лучше Яцека Глэмбского.

Невероятным было бы предположить, что по недосмотру – скорее всего, сознательно – режиссер Бубень отдает джокер. Возможность повернуть историю другой стороной. Рассказать не о том, как поплатился, превратившись в овощ, своей жизнью наглый мальчишка, выскочка, решивший, что он будет умнее профессоров. А о том, что это была блестяще сыгранная партия, в которой не было ни одного необдуманного, случайного хода. Попросту говоря, о том, что молодого специалиста Майера подставили.

В нашем современье тема тоталитаризма – от любого медучреждения до государства – прозвучала бы очень остро. Возможно, даже чересчур остро. И этого самого «чересчур» Анджей Бубень решил избежать. И очень жаль. Потому как при всей своей сделанности, собранности спектакль остается пресным как постная пища.

Но, несомненно, ему есть, куда расти – спектакль совсем юный. Потенциал у актеров, в нем задействованных, огромен. Вероятно, они смогут одолеть текст Глэмбского и убедить режиссера в том, что у любой монеты две стороны.

Хотя, кто-кто, а Бубень (по признанию самих артистов) – тот режиссер, который всегда точно знает, что делает, и не позволяет актерам «самовольничать». Много лет ставивший в Польше и других странах Европы, он привык работать по западной системе. Режиссер – организатор, актеры – исполнители.

Она, эта система, привитая на российской почве с ее психологической школой Станиславского и этюдным методом репетиций, на котором воспитаны все наши актеры, дает причудливые, неожиданные порой и плодотворные результаты.

Спектакли Анджея Бубеня в Театре сатиры на Васильевском тому яркое подтверждение.

Фото Марии Кукатовой, Константина Синявского

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.