Омск. Любовь длиною в жизнь

Выпуск №5-205/2018, В России

Омск. Любовь длиною в жизнь

На камерной сцене Омского академического театра драмы режиссер Анна Закусова поставила пластический спектакль «Синяя Борода» по мотивам сказки Шарля Перро. Музыку к постановке написал композитор-электронщик Глеб Raumskaya, художником по свету выступил петербургский режиссер, выпускник мастерской В.М. Фильштинского Семен Серзин.

Пространство сцены - черный кабинет камерной сцены театра. Два портала в арьерсцене - это гримерки. В открытом приеме артисты меняют костюмы, а потом ходят по сцене, как по подиуму. Режиссер создает пластиковый мир ненастоящих людей с фальшивыми чувствами, показывая череду однотипных краткосрочных контактов. Основными хореографическими жанрами, использующимися в спектакле, стали контактная импровизация и контемпорари. Из старой французской легенды, взятой за основу сказки Шарля Перро, Закусова убирает ключик и маленькую дверцу, которую так страстно хотели открыть все жены Бороды.

Пластическая постановка «Синяя Борода» - это сценическая фантазия на тему отношений мужчины и женщины. Ее главным символом режиссер сделала мотыльков-однодневок, которые распространены на территории Омской области. В начале на сцене мы видим биомассу из тел, которая напоминает рой насекомых. У мотыльков встреча полов происходит именно в таком рое. Так и у Закусовой: отделяясь от толпы, тела обретают гендер.

У Синей Бороды (Николай Сурков) шесть жен, их играют Ольга Беликова, Кристина Лапшина, Мария Токарева, Алина Егошина, Вера Фролова и Марина Бабошина. Но и герой Суркова на сцене не один. Здесь есть массовка, состоящая исключительно из мужчин (Олег Берков, Степан Дворянкин, Игорь Костин, Сергей Сизых, Андрей Агалаков, Александр Соловьев), что практически приравнивает Бороду ко всем остальным. Нам показывают историю только одного мужского персонажа, но она схожа со всеми остальными. Анна Закусова не простраивает отношения между Синей Бородой и его женами, все дано намеками, полутонами. Мы видим два сюжета, суть которых сводится к тому, что двое встретились, прониклись симпатией, потом она стала его провоцировать, и он ушел. Здесь не идет речь о кровожадных убийствах литературного прототипа. Они лишь повод для размышлений о том, что оставляя кого-то, мы, возможно, что-то в них убиваем.

Другие жены Синей Бороды лишь конвейер человеческих отношений. Одна, другая, третья - ничего не меняется. Но и герой Суркова, рисуя на своем лице синюю бороду, даже после пятого убийства не становится маньяком или циничным ловеласом. Он страдает от невозможности любить. Покинутые им жены появляются, как приведения, как фантомы памяти, выставляя на сцене пластиковые стаканчики, пока из них, наконец, не вырисовывается абрис тела, в который падает Синяя Борода. Стаканчики - это и души женщин, и те самые мотыльки, которые живут всего несколько часов и после спаривания погибают. Борода из тех мужчин, что добиваются женщин, а потом бросают, теряя интерес, а они «гибнут» и создают пластиковую рамочку, внутри которой пустота. Ситуация меняется с появлением последней, шестой жены, роль которой досталась Марине Бабошиной. Эта любовь способна убить и самого Синюю Бороду.

Спектакль наиболее близок к пьесе немецкого драматурга Деи Лоер, монолог из которой используется в омской постановке. Дея Лоер написала ее по мотивам известного фольклорного сюжета, но перенесла его в современность, поднимая вопросы человеческой холодности и отчуждения. Этими же вопросами, судя по всему, задается Анна Закусова в работе с омской труппой. Возможна ли любовь в сегодняшнем мире? Или люди, как мотыльки-однодневки, способны лишь кружиться вокруг источника света, пытаясь ухватиться друг за друга, урвать свой кусок тепла, оставаясь при этом слепыми и равнодушными по отношению к близким, умерщвляя свою душу с каждым новым разочарованием? Кажется, мы совершенно перестали понимать друг друга на всех уровнях - вербальном и невербальном.

Статья в PDF


Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА

Фотогалерея