Современная фантасмагория / "БеЗприданница" в ШДИ

Выпуск №5-205/2018, Премьеры Москвы

Современная фантасмагория / "БеЗприданница" в ШДИ

На этот раз интеллигентный Дмитрий Крымов разошелся не на шутку, набросившись на потребительское общество, отбросившее, как ненужный мусор, идеалы, нравственность, сострадание и сосредоточившись на успехе любой ценой, а также на золотом «клондайке». В результате на сцене театра «Школа драматического искусства» появился спектакль-протест, своего рода «ноу хау» по отношению к пьесе А.Н. Островского «Бесприданница», получившего название «БеЗприданница» с буквой «З» в центре. Что, несомненно, возмутило грамотные умы и насторожило по поводу задуманной провокации в плане искажения русской классики.

Смею вас заверить, режиссер не выворачивал сюжет пьесы наизнанку, он выбрал его для трагикомической фантасмагории в кривых зеркалах продажной действительности, в которой уничтожается духовная природа человека, превращая его в приспособленца, циника, эгоиста. В спектакле Крымова нет ни одного положительного героя, да и откуда ему взяться, когда обман и унижение стали нормой поведения, а правда оказалась на стороне сильного и богатого, способного купить любовь, достоинство, верность. В данной режиссерской версии Лариса Огудалова в исполнении Марии Смольниковой не просто страдающая жертва, обманутая и соблазненная красавцем Паратовым, она одна из тех, кто уже ничего хорошего не ждет от жизни, только бы забиться в норку и тихо там существовать с покладистым Карандышевым. Он и туфельку починит и лампу дневного света установит, когда Лариса будет читать ему список, чего не умеет делать. И уж точно не будет любить безответного мужа, которого играет Максим Маминов.

В унылой атмосфере заштатного городка, представленного в виде запущенного районного клуба с видом на набережную Волги, по которой пройдут все персонажи, снятые на любительскую камеру, чувствуется какая-то неприкаянность, серое однообразие и холодное одиночество. Через узкую дверь они войдут в зал с пожелтевшей афишей и развешанной на вешалках одеждой и усядутся в скрипучие кресла, чтобы смотреть на экране футбол.

Вначале от этой «фишки» цепенеешь, не знаешь, как реагировать, но потом, когда футбольный матч повторяется неоднократно, понимаешь: Крымов таким образом выражает главные запросы обывателей, требующих одного: «хлеба и зрелищ». Безрадостный быт давит и разлагает всех без исключения, а сплетни становятся главным развлечением. Вот, кстати, на белом корабле и пожаловал в город пропавший Сергей Паратов, ну как тут не порадоваться столичному денди с наклеенными усами, сбежавшему от Ларисы год назад. На экране Евгений Старцев изображает отважного пловца, чуть не утонувшего в Волге. Ни дать, ни взять - метаморфозы немого кино.

Формально спектакль распадается на эпизоды: смешные, нелепые, страшные в своей обреченности, которые потом собираются в калейдоскоп трагикомического абсурда, и гротесковый рисунок каждого персонажа вырастает из его внутренней сути. Так Харита Игнатьевна - на самом деле мужик в юбке, исхитрившаяся «доить» богатых поклонников трех дочерей, чтобы дать им «путевку в жизнь». Одна из них (по тексту Островского, зарезанная ревнивым мужем), с кинжалом в груди, словно оживший призрак, присутствует среди киноманов клуба. Харита Игнатьевна в брутальном исполнении комического артиста Сергея Мелконяна, доказывая Ларисе, что любое моральное унижение ничто, по сравнению с тем, что ей пришлось испытать, наглядно иллюстрирует черную страницу в своей жизни танцем трансвестита. Это напоминает комиксы на тему нетрадиционных отношений в цивилизованной Европе, дающей России советы по выживанию. Весьма интересно решен образ местного магната Мокия Парменыча Кнурова. В широкополой меховой шубе с длинным шлейфом, на прямых подагрических ногах Константин Муханов виртуозно изображает хищного крота с лапками-граблями. Словно огромный великан он вырастает над поверженной Ларисой, постепенно втягивая ее внутрь гигантской шубы, после чего на костылях отправляется на поиски новых доходных мест, оставляя на полу сжавшуюся в комок «Дюймовочку».

Подобного рода художественные символы образуют смысловой видеоряд спектакля, который живет параллельно с вербальным сюжетом, дополняя его и развивая по смыслу.

Словно опытный игрок в рулетку Дмитрий Крымов постоянно рискует, выхватывая из текста Островского наиболее выигрышные сцены для своей режиссерской цепочки, чтобы доказать: никакой романтики в гибели Ларисы Огудаловой нет и не может быть, а первое объяснение с Сергеем Паратовым после его возвращения не превратится в душещипательную мелодраму. Напыщенный «индюк» в разодранных штанах (следы борьбы с маменькой), вначале предложит дружбу, а потом попросит спеть, так как Лариса служит певичкой на корпоративных вечерах, где гостям, то есть, зрителям предлагают шампанское в пластиковых стаканчиках. И что же? Оказывается, голос пропал, отныне модные шлягеры, но никак не прежние романсы, она поет под «фанеру». Ценитель прекрасного вытирает скупую мужскую слезу, понимая, что от прежней певуньи остались одни воспоминания, и эту дурочку в газовом платочке не грех обмануть.

Окрыленная вниманием Паратова и его пустыми обещаниями, Лариса вновь обретает волю к жизни, попутно предавая поверившего ей Карандышева. Предательство звезды провинциальной эстрады налагается на уже случившееся предательство ее возлюбленного, и тут счастливый талисман в виде прострелянной Паратовым монетки должен сыграть роковую роль. Возбужденная предстоящим бегством в счастливую жизнь, Лариса мечется среди «любознательных» обывателей, пришедших посмотреть, чем закончится всплеск старых чувств и каким образом Карандышев отомстит изменнице. Все произойдет, как в плохом водевиле. Лариса, стоя у стены, поднимет на вытянутой руке вверх волшебную монетку, а близорукий Карандышев промахнется, и на стене останется лишь кровавый след от исчезнувшей Ларисы Дмитриевны. Бесплатное зрелище закончится, и удовлетворенные горожане отправятся смотреть очередной матч по футболу. Ни у кого из них не возникнет хоть капли жалости к убитой мечтательнице.

Этот мощный по художественной образности спектакль можно воспринимать по-разному, но ясно одно: Александр Николаевич Островский пьесой «Бесприданница» подтолкнул режиссера Дмитрия Крымова и сценографа Анну Кострикову к сочинению современной версии обманутых надежд в мире наживы, увидев в известном сюжете то, что может эмоционально возбудить зрителей, не оставить их равнодушными ни к заявленной теме и к собственной жизни, во многом похожей на «БеЗприданницу».

Текст в PDF

 

Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙ

Фотогалерея