Всё начинается с любви / Валерия Хугаева (Владикавказ)

Выпуск №5-205/2018, Лица

Всё начинается с любви / Валерия Хугаева (Владикавказ)

Валерия Вячеславовна Хугаева - с этим именем в Русском академическом театре им. Евгения Вахтангова во Владикавказе и республике связано так много, что трудно обо всем написать. Народная артистка России и Северной Осетии, мастер сцены, вписавшая блистательную страницу в летопись театрального искусства Осетии, отметила 90-летие.

Можно сказать, она родилась в театре - он царил в семье, где росла Валерия Старченко. Руководила семейным театром бабушка, придумывала чудесные вечера, собирала родственников. На Новый год всегда устраивала концерты, и будущая актриса под звуки фортепиано читала стихи. Очень любила Лера вечерние прогулки с отцом, которые непременно сопровождались пением. Отец был прекрасным вокалистом и даже поступил в Гнесинку. В десять лет девочка одержала свою первую актерскую победу: прочитала стихи К. Бальмонта, и ее приняли в кружок художественного слова в саду Мандельштама. Позже, на городском конкурсе чтецов, заняла первое место за исполнение стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

А потом была война, эвакуация в Пятигорск, возвращение в Москву. Многое пришлось пережить и испытать... В 1946 году окончила школу, и сомнений в выборе профессии не было: Валерия решила, что должна учиться в студии любимого Художественного театра. Для того чтобы стать актрисой, у нее было все: тонкая и нежная красота, великолепный голос, дар глубоко и вдумчиво всматриваться в окружающий мир и людей. Но попытка поступления закончилась провалом, и всему виной вечные проблемы человечества. «Девочка моя, как нет начала и конца у колонны, так нет начала и конца блату», - с такими словами подошел к растерянной девушке актер Вербицкий и пригласил ее, Юрия Никулина и Ролана Быкова, тоже не прошедших конкурс, в студию К. Воинова, который стремился создать современный театр.

В студии Валерия Старченко занималась всего год, но он стал ступенькой в большую театральную жизнь. А далее - учеба в ГИТИСе на курсе И.М. Раевского, учениками которого были Л. Касаткина, М. Захаров, А. Абдулов и многие другие известные актеры. Все годы учебы Валерия получала Сталинскую стипендию. В институте встретила девушка свою судьбу - осетинского парня Георгия Хугаева - будущего мэтра и корифея осетинской сцены, талантливого переводчика, драматурга и режиссера. И после окончания института, несмотря на то, что ее пригласили работать в Театр им. Моссовета, уехала с мужем на его малую родину - в Северную Осетию, поступила на службу в старейший, богатый прекрасными традициями Академический русский театр им. Евгения Вахтангова. Так в 1951 году началась ее творческая биография, а это более 200 ролей, постановка спектаклей, педагогическая деятельность, любовь зрителей. «Я обрела здесь, в Осетии, богатый актерский опыт, признание, необходимость людям. В этом, наверное, и состоит самое большое человеческое счастье», - говорит Валерия Вячеславовна.

Творческая жизнь актрисы складывалась счастливо, зрители полюбили ее буквально с первого взгляда. Хугаевой было подвластно все - трагедия, драма, юмор, сатира, гротеск, эксцентрика. Широкий актерский диапазон позволил сыграть масштабные образы мировой драматургии. Всех ролей не перечислить, поэтому хочется напомнить лишь самые яркие: Анисья («Власть тьмы» Л.Н. Толстого), Фатима («Фатима» К. Хетагурова), Елена Тальберг («Дни Турбиных» М. Булгакова), Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира, Аркадина («Чайка» А.П. Чехова), Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика), Эмилия Марти («Средство Макропулоса» К. Чапека), Бернарда («Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки), Мария Александровна («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского)...

В каждой сценической работе актриса выстраивает сложнейшую партитуру своего персонажа, где филигранность образа соединяется с невероятным сценическим темпераментом. Женское всепобеждающее начало, отстаивающее право на любовь, независимость своей судьбы - лирическая тема актрисы. Поэтому так важен в ее творчестве образ Фатимы, в котором эта тема была выражена полно и отчетливо. Эта роль в одноименном спектакле по К. Хетагурову - знаковая. В ней сплелись и романтическое начало, и страстная любовь, и трагедия. Любящая жена теряет горячо любимого мужа и сходит с ума. Актриса тонко уловила особенности национального характера. Критики отмечали, что спектакль получился грандиозным во многом благодаря исполнительнице главной роли. Самой острой по накалу чувств стала финальная сцена, когда Фатима выходила с прозрачным шарфом, символизирующим душу. Взмахивала им, и он отлетал так, как будто это душа и жизнь уходили в Вечность. Трагическая история любви и гибели юной горянки были рассказаны актрисой пронзительно, обжигающе. Зрители плакали, не скрывая слез. И по сей день нет актрисы, которая могла бы так сыграть роль Фатимы. Исполнение В. Хугаевой стало эталоном. За создание этого образа ей присвоили звание «Заслуженная артистка Северной Осетии». По признанию Валерии Вячеславовны, это было первое звание, ставшее для нее самым дорогим.

Еще одна значимая работа 60-х годов - Елена Тальберг в спектакле «Дни Турбиных»М. Булгакова. Героиня Хугаевой - «прекрасная Елена», как высокопарно называет ее Ширвинский, - центр, объединяющий разных людей в доме, за стенами которого полыхает гражданская война. Рядом с этой женщиной запутавшиеся, предчувствующие свою гибель соотечественники обретают спокойствие и самообладание, необходимое им, чтобы осмыслить все происходящее вокруг.

Каждая роль - громадный актерский труд, в каждую вложена частица души. Валерия Хугаева любой сценический образ наполняет своим видением, умеет находить ту загадку характера, которая является как бы предысторией персонажа. Раскрывшись в драматических, лирических, трагических образах, Хугаева ошеломила, удивила острыми гротескными ролями. Пани Завальская из спектакля «Бюро добрых услуг» Т. Кожушника - каскад комедийных находок актрисы. Герарда в «Хитроумной влюбленной» Лопе де Вега - нелегкая роль, ставшая еще одной творческой удачей. Она мастерски показывала быструю смену чувств беззаботной легкомысленной куртизанки. Герарда Хугаевой - весела, лукава, капризна. А когда актриса создавала образы героинь А. Арбузова - Ольга в «Годах странствий», Юлия в пьесе «В этом милом, старом доме», Она в «Старомодной комедии» - казалось, что все они легкие, воздушные, непредсказуемые, написанные специально для нее.

Валерия Вячеславовна очень тонко и точно чувствует жизнь, духовные, нравственные проблемы современного человека. Она создала прекрасные характеры в недавних спектаклях театра: Бабушка в «Афинских вечерах» П. Гладилина, Малу в комедии «Мой век» М. Лоранса. У всех этих женщин нелегкая судьба, но они наделены высокой нравственностью и духовной силой. В каждом образе актриса стремится найти то, что делает человека человеком - живым, знакомым, понятным. Ее героини всегда разные: трогательные, смешные, наивные и доверчивые, умные и властные. И в каждом образе присутствует личность актрисы, острый и точный глаз художника.

В творческом багаже В. Хугаевой десять спектаклей, где она выступила в роли режиссера. Первая и очень яркая режиссерская работа - «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика. Валерии Вячеславовне удалось создать спектакль большой философской глубины, он стал образцом тончайшей сценической культуры. Главную роль исполняла опытная и яркая актриса и одновременно начинающий режиссер, сумевший добиться удивительно ровного ансамблевого звучания спектакля, в котором не было «проходных» образов. «Странную миссис Сэвидж» хорошо приняла Москва, у Хугаевой сохранились отзывы о спектакле. Например, критик А. Вольфсон в статье «Раскрытие индивидуального почерка» писал: «Целен по режиссерскому решению и актерскому ансамблю спектакль «Странная миссис Сэвидж», поставленный В. Хугаевой. Она же играет в этом спектакле миссис Сэвидж, играет уверенно, остро и вместе с тем психологически убедительно до мелочей». За эту работу в 1970 году В.В. Хугаева получила звание народной артистки России.

Валерия Вячеславовна увлеклась режиссурой. По ее словам, «режиссура - творческая беременность. Постигаешь что-то, и внутри тебя это начинает расти, поворачиваться, раскрываться, и, наконец, рождается спектакль». В ее режиссерских работах соединились педагог и актриса. Она создавала вокруг себя доброжелательную творческую атмосферу, раскрывала новые грани таланта у актеров. Плодотворна не только творческая, но и педагогическая деятельность Валерии Вячеславовны. Долгие годы актриса щедро делится своим опытом с теми, кто только постигает профессию. Она доцент кафедры актерского отделения факультета искусств СОГУ им. К. Хетагурова.

Время неизбежно уносит обаяние молодости. Но оно же в добром человеке концентрирует обаяние доброты. Валерия Вячеславовна Хугаева талантлива, интеллигентна и искренне доброжелательна к коллегам и зрителям.

«Что для меня Театр? Мой дом, моя Судьба. Вся моя жизнь, - говорит В.В. Хугаева. - Моя жизнь сложилась очень счастливо, хотя не всегда была легкой. Но в ней была Любовь. "Все начинается с Любви: и Бог, и Жизнь, и даже Смерть", - услышала я песню с такими словами. И это воистину так! От этой формулы рождается все. Я благодарна судьбе за все хорошее, что она мне дарила».

Статья в PDF

Фотогалерея