Андрис Лиепа о балете, опере и творческом воспитании (Оренбург)

Выпуск №5-205/2018, In brief

Андрис Лиепа о балете, опере и творческом воспитании (Оренбург)

В Оренбурге, в рамках V Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, побывал народный артист России, солист балета, театральный режиссер и продюсер Андрис Лиепа. 11 декабря, в день памяти Галины Вишневской, на сцене Оренбургского драматического театра была дана опера «Евгений Онегин» в его постановке.

- Андрис, как произошло, что вы, солист балета, поставили оперный спектакль?

- У меня уже три оперы за плечами. Первая в Мариинском театре - «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Дирижером был Валерий Гергиев. Вторая - «Евгений Онегин» Чайковского. Потом я поставил «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Что касается «Евгения Онегина», дело было так. Галину Павловну Вишневскую как-то пригласили на мой проект «Русские сезоны», после чего я получил от нее приглашение прийти к ней в Центр оперного пения, где и зашел разговор о постановке «Евгения Онегина». И я абсолютно безвозмездно сделал этот спектакль, ставший символом оперного Центра. Это был мой подарок к юбилею Галины Павловны. Почему «Евгений Онегин»? Потому что Вишневская сама была блистательной Татьяной и начинала свою оперную карьеру с этой роли. Премьера спектакля, каждая сцена которого прошла через душу Галины Павловны, через ее понимание произведения, состоялась десять лет назад. Уже сменилось несколько поколений молодых артистов, которые уходят в столичные театры после обучения в Центре, но спектакль живет.

- И каково это принцу русского балета работать с оперными артистами?

- Мне очень нравится работать с оперными артистами! Они недостаточно подготовлены к сцене, и мне всегда хочется им помочь с точки зрения движения. Если правильно поставить корпус, голос начинает звучать по-другому. Так что с помощью движения можно достичь и вокального мастерства.

- Ваша сестра Илзе уже бывала в Оренбурге, а вы приехали впервые...

- Да, Илзе здесь была и с любовью вспоминает встречу с оренбургской публикой. А я приехал благодаря фестивалю Мстислава Ростроповича. Потому что путешествую только по тем городам, в которых есть театр оперы и балета. На днях вернулся из Дубая, где открылся оперный театр. Но пять лет назад, когда я пытался найти там место, где можно было бы показать «Русские сезоны», театра не было. Мы нашли одну единственную гостиницу, где имелся конгресс-центр с подобием сцены и зала. Я сказал тогда одному из шейхов: у вас такие возможности, а вы не построите оперный театр. И они построили «Дубай-оперу». Жаль, что в Оренбурге нет такого театра. Сложно представить город, в котором не идет «Щелкунчик» или «Евгений Онегин» - детей нужно воспитывать на классике. Поэтому замечательно, что есть фестиваль, благодаря которому публика может услышать оперу. Но в целом Оренбург стал для меня открытием - город красивый, и драматический театр здесь очень хороший. А в Никольском кафедральном соборе мы молились за упокой душ Галины Павловны и Мстислава Леопольдовича...

- Но и с балетом вы не расстаетесь.

- Конечно. В театре Натальи Сац сделал оперу-балет «Золотой петушок» с декорациями и костюмами Натальи Гончаровой. Здесь одновременно и поют, и танцуют, как было у Дягилева в начале прошлого века. Идет там и «Жар-птица» с декорациями и костюмами Головина и Бакста, и «Петрушка» по эскизам Бенуа. Приходя в театр, дети знакомятся еще и с шедеврами изобразительного искусства XX века. Потом, оказываясь в Третьяковской галерее и рассматривая эскизы Головина к «Жар-птице», они вспоминают, что уже видели их в спектакле. Это то, что я называю творческим воспитанием.

Статья в PDF


Фото автора

 

Фотогалерея