"И птицы-память по утрам поют" / Екатерина Еланская

Выпуск №5-205/2018, Вспоминая

"И птицы-память по утрам поют" / Екатерина Еланская

 Статья в PDF

В Московском театре «Сфера» прошла неделя спектаклей Екатерины Еланской (1929-2013), посвященная 50-летию со дня премьеры «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, в рамках которой также презентовали книгу Екатерины Ильиничны «Живой театр» (М., 2017) и выставку главного художника театра Владимира Солдатова.

Восемь спектаклей, восемь театральных «нездешних» вечеров: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Красотка и семья», «Пенелопа на все времена» С. Моэма, «Нездешний вечер» М. Цветаевой, «Честный аферист» В. Газенклевера, «Мурли» А. Шмидт, «Наши за границей» Н. Лейкина и «Я пришел дать вам волю» В.  Шукшина, которые в очередной раз продемонстрировали уникальность «Сферы». В каждой работе режиссер продолжает говорить со своим зрителем о вечных ценностях, благодаря которым при любых испытаниях мы остаемся людьми: верности и понимании, важности родственных и семейных отношений. Где-то с юмором и иронией, как в «Наших за границей» или «Честном аферисте», где-то серьезно и по-философски, как в «Нездешнем вечере» или «Маленьком принце». А вот уже и детей режиссер призывает к диалогу на равных («Мурли»). И живая реакция не заставляет себя ждать, потому что правильно найденная интонация подкупает даже самых «строптивых» юных зрителей. Но какими бы разными по форме, жанру или сюжету ни были спектакли, все они сегодня - месседж от мудрого, опытного и талантливого человека Екатерины Еланской.

Несмотря на то что все постановки и сегодня украшают репертуар театра, этот проект был задуман и осуществлен для того, чтобы собрать наследие Екатерины Ильиничны в одно целое, чтобы помнили о том, кто, зачем, ради чего и почему создал этот единственный в своем роде театр. Чтобы помнили Екатерину Еланскую - уникального и потрясающего человека, замечательного режиссера и экстраординарную личность.

Народная артистка России родилась в Москве, в семье актрисы Клавдии Еланской и выдающегося режиссера Ильи Судакова. Окончила Школу-студию им. Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТе, служила в Малом театре, где сыграла Софью в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Эмилию Галотти в одноименной трагедии Ф. Лессинга, Людмилу в «Вассе Железновой» М. Горького. Затем была режиссерская аспирантура в ГИТИСе под руководством профессора М.О. Кнебель и увлечение новой профессией на всю жизнь.

Первые постановки Екатерины Ильиничны - «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и «Робин Гуд» С. Заяицкого в Театре им. К.С. Станиславского, «Вкус черешни» А. Осецкой в «Современнике», «Месяц в деревне» И.С. Тургенева в Театре им. М.Н. Ермоловой - стали заметным явлением в театральной жизни столицы и долгие годы украшали репертуар московских театров, а некоторые из них, заснятые на пленку, вошли в золотой фонд телевидения.

Екатерина Еланская - знаковое имя для сферовцев. Она - фундамент, основа всего того, чего достиг театр - ее детище - сегодня. Труппа театра - талантливая и многоликая - это актеры, ею воспитанные. Именно Екатерина Ильинична для многих стала тем единственным и НЕ упущенным шансом, открывшим возможности и перспективы. Это ее режиссерское и человеческое чутье взращивало «розы», которые были ее «живинками» и сегодня таковыми становятся для каждого зрителя.

Сегодня «Сфера» такой же живой театр, о котором мечтала и который начала создавать режиссер почти сорок лет назад:

«Какой же он этот, «мой театр»?

Живой. Сегодняшний и вечный. Просто в нем не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актер и живой зритель - взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь».

«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и поэтический спектакль «Нездешний вечер» М. Цветаевой для «Сферы» уже стали программными. Оба поставлены Екатериной Ильиничной на площадках других театров, когда «Сферы» еще не было на карте Москвы, прошли испытание временем и сегодня продолжают жить в другой редакции, с другим актерским составом благодаря заложенным режиссером главным принципам живого театра общения «Сфера», которые сегодня остаются незыблемыми и для наследника Екатерины Еланской, что называется, по прямой - и по крови, и по духу, и по жизненным и творческим ориентирам, сегодняшнего художественного руководителя театра Александра Коршунова.

«Когда я работала над первой постановкой - «Маленький принц» Экзюпери, - читаем в книге «Живой театр», - пожилые люди в театре им. Станиславского спрашивали меня: «А зачем? Почему бы не взять для начала что-нибудь подоходчивее, попроще, ну хотя бы нормальную пьесу... А то - «Маленький принц»! Его и вообще-то невозможно на язык театра перевести, а вы хватаетесь, рискуете, себя под удар ставите...» Спектакль шел 12 лет и был сыгран более 500 (!) раз.

Как и Маленький принц, Екатерина Ильинична всю жизнь взращивала свои Розы - актеров, оберегала их от ветра и «защищала от гусениц». Как говорит Нина Шалимова, автор статьи «Екатерина Еланская: жизнь в искусстве и ради искусства»: «Еланская осуществилась как режиссер в своих актерах. Актеры «Сферы» - это лучший гарант качества режиссуры Еланской. «Сфера» живет в каком-то остром ощущении современности жизни, не в ее поверхностных, а во внутренних ощущениях и смыслах, в которых мы все пытаемся жить».

И сегодня эта «огромная разноцветная клумба цветов селекционных сортов» с каждым годом только набирает аромат и силы. Интересно следить за их развитием, видеть в спектаклях разных жанров и каждый раз снова и снова убеждаться, что актеры «Сферы» интересны как личности и им есть, что сказать. Ломать невидимый барьер между зрителем и сценой, «защищать от ветра» и «убивать гусениц» - все то, что мешает живому, прямому контакту, взаимопроникновению и взаимообогащению, они начали вместе с Екатериной Ильиничной. Общая идея театра была и остается таковой: «Мы отвергаем принцип театра-куба со снятой стенкой и подглядыванием - мы утверждаем принцип "сферы общения"», а в театре в форме сферы актерская энергия сливается со зрительской и возникает единое эмоциональное и духовное пространство.

Екатерине Еланской было тесно в традиционной сценической коробке, ей мешала четвертая стена. Но ни один из существующих тогда театров не имел ни нужного ей архитектурного решения, ни возможности экспериментировать с пространством так, как это делают сегодня. Поэтому Екатерину Ильиничну уверенно можно назвать «первооткрывателем и изобретателем» нового театрального пространства.

Вот что она писала в своем дневнике:

«По известному закону диалектики, форма всегда и непреложно отстает от содержания. А традиционная форма театра сложилась давным-давно, когда таких видов искусств, как кино и телевидение, не было в помине. Как же может и теперь эта старая форма остаться неизменной? Ведь условия-то в корне изменились. А телевидение и кино так прочно вошли в жизнь каждого человека, что его эстетические взгляды во многом определяются их воздействием и влиянием. Игнорировать это явление - значит отрицать очевидное.

Кроме того, традиционная форма театра не демократична. Подумайте, какое неравенство зрителей партера и галерки...

Качественные изменения в жизни должны найти отражение в театре, как по содержанию, так и по форме».

Первым опытом «сферического» театра Екатерины Еланской стал спектакль «Почта на юг» А. де Сент-Экзюпери на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского, где в большой полусфере были объединены амфитеатр зрительного зала и пустой сцены, что усиливало впечатление от сложной световой партитуры художника Э. Стенберга, и где необычным было звучание живого органа. Позже на той же сцене появился «Нездешний вечер» М. Цветаевой.

Все это было началом большого проекта под названием Театр «Сфера», днем рождения которого является 1 июня 1981 года - Международный день защиты детей. Свое сегодняшнее помещение в саду «Эрмитаж» театр обрел в 1984-м. И вот уже 37-й театральный сезон количество поклонников только увеличивается благодаря уникальной атмосфере, ломающей привычное представление о театре, где в любой момент вы можете быть вовлечены в действие и стать его неотъемлемой частью, где актер работает «крупным планом», где слышно его дыхание и шорох платья, виден блеск глаз и мельчайшие изменения мимики. Литературный критик, литературовед Лев Аннинский в статье «Музыка "Сферы"» писал: «"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" - нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия. Из центра, от этого деревянного помоста, бегут лучами деревянные проходы-дорожки. Лестницы с игровыми площадками - между рядов. По ним действие взбегает и опадает, как бы пронизывая зал. Актеры играют рядом со зрителями. Вот - на расстоянии вытянутой руки».


* * *

Записи Екатерины Еланской, ставшие сегодня книгой «Живой театр», режиссер вела в 1979 году, когда шла серьезная, изнуряющая борьба за театр «Сфера» и когда выкристаллизовывались идеи, принципы и видение нового театра. Двадцать четыре главы - живые свидетельства того, какая это была огромная потребность души и таланта, какая это была страстная и выстраданная вера в свое дело. Дело, которым режиссер хотела заниматься не для того, чтобы кого-то удивить, а потому что без этого ей невозможно было ни жить, ни дышать. Это сформулированные высочайшие требования к актерам: они должны быть личностями, быть интересны зрителю и иметь что предъявить зрителю.

И сегодня «Живой театр» будет, без преувеличения, системой координат, с которой хотя бы время от времени, но необходимо сверять свои ориентиры и творческие мерки.

* * *

Владимир Солдатов, главный художник театра «Сфера» был одним из самых близких по духу для Екатерины Еланской. К его мнению она прислушивалась, ему доверила создание сферического пространства театра.

То, что мы видим сегодня в фойе, - иллюстрация закулисной работы с Екатериной Ильиничной, угадывание того, что потом стало той «Сферой», которую мы знаем и любим. Большинство из этих эскизов до этого дня не видели даже работники «Сферы». Поэтому приходите, смотрите и угадывайте...

На открытии выставки художник сказал:

  • Какое счастье было создавать свой театр! Общение с Екатериной Ильиничной всегда было счастьем. Все, что мы с ней делали, все было экспериментом и изобретением. Мы знали только, к чему стремимся, но никогда не знали, каким путем пойдем.

 

* * *

Мое знакомство с театром «Сфера» состоялось несколько лет назад, когда я имела счастье увидеть премьерный спектакль «Обыкновенная история» по И.А. Гончарову в постановке Александра Коршунова. Такого тонкого по психологизму, точного по атмосфере, настоящего и живого в проявлении чувств спектакля на тот момент я не видела давно. Он стал для меня одним из немногих, после которых не хочется говорить, дабы как можно дольше сохранить чувство «легкого дыхания».

И закончу словами Экзюпери, что «единственная подлинная роскошь - это роскошь человеческого общения». Вот за этим и стоит приходить в Театр «Сфера».


Ассоль ОВСЯННИКОВА-МЕЛЕНТЬЕВА

Фото предоставлены театром

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

Екатерина Еланская. Живой театр - Театр «Сфера», 2017

Эта удивительная книга пришла к читателю спустя без малого четыре десятилетия после того, как была написана. Удивительная - многим, на редкость точно отвечающим дню нынешнему с его нескончаемыми открытиями и экспериментами, рассчитанными, к сожалению, в основном, на то, о чем писала режиссер Екатерина Ильинична Еланская, создатель уникального театра сферического пространства, в коем актеры и зрители не разделимы на действующих и внимающих.

Начать с того, что написана эта небольшая по объему, но очень емкая по масштабу мысли и обобщений книга почти в классической форме венка сонетов: большинство глав в ней поименовано строкой, которой завершается предыдущая глава. И это придает «Живому театру» тот поэтический, возвышенный контекст, в котором зародилась, развивалась, крепла мысль Екатерины Еланской о насущной необходимости иной, не общепринятой формы театрального действа, о прямой вовлеченности зрителя в происходящее на его глазах: «Почему одним - партер, а другим - галерка? Это же обокраденные, обсчитанные люди! А, собственно, за что?.. Я думаю, что в результате творческих поисков определится, выявится некая художественно решенная «сфера». «Сфера», включающая в себя обоих партнеров - зрителя и актеров. Она создаст внутри себя ту «сферу общения», которая и есть, собственно, живой театр. Его основа».

Настаивая на том, что только подобная форма способна раскрыть в артисте главное - личностное в человеке, «пророческое», «жреческое», - Еланская рассказывает о первых опытах своего, еще не рожденного «на бумаге» театра: о спектаклях по Ф.М. Достоевскому и Антуану де Сент-Экзюпери, сыгранным в пространствах музеев, Концертном зале им. П.И. Чайковского и даже храмов, и о том, какая поразительная атмосфера рождалась в этом очень близком общении артистов и зрительской аудитории. Возникал, по словам режиссера, «сильнейший фактор в деле нравственного воспитания человека, его внутренней культуры. Культуры общения, культуры души». Потому что зрелище становилось процессом живого человеческого соучастия. И от этих мыслей, не раз повторяемых на страницах книги в различных контекстах, четко проявлялся своеобразный девиз, ставший для Екатерины Ильиничны Еланской подлинным Символом Веры: «Сферу нужно выстрадать, иначе она останется недостижимой».

Размышления режиссера об опере и балете, о пластическом искусстве, о цирке оказываются весьма современными и животрепещущими сегодня, когда драматический театр размывает границы между видами искусств, синтезируя все возможное. И невозможное - тоже. К слову сказать, мысли Еланской о цирке очень интересно «рифмуются» с взглядами Г. Козинцева и Л. Трауберга, Вс. Мейерхольда и С. Эйзенштейна о «циркизации искусства». Но за этими мыслями следует важное уточнение о профессии режиссера: «Современный театр немыслим без режиссуры, если она - подлинная. Режиссура - это прежде всего личностная кровь и боль, это эмоциональная мысль, которой органично подчиняется все в спектакле. Все, в нем живущее... Творческое с человеческим нерасторжимо в нашей профессии».

Очень, как представляется, важны мысли Екатерины Еланской о традициях, в которых она четко разделяет «мумифицирование» и живую жизнь: «К вечным традициям относятся идеи человечности, добра, справедливости, лежащие в основе искусства вообще и живого театра, в частности. Есть традиции этического нравственного порядка. Есть традиция: все через актера, для актера, т. е. через человека и для человека. Традиция жреческого отношения к искусству. Самосожжения себя в нем. Тоже традиция».

Как хочется, чтобы эти слова прочитали и всерьез задумались над ними молодые представители режиссерской профессии, нередко работающие через себя и для себя! А читать «Живой театр» надо вдумчиво и творчески, чтобы открыть неизвестные или крепко забытые уроки прошлого. Не такого уж и давнего...

Екатерина Ильинична Еланская осуществила свою мечту и создала театр «Сфера», покоряющий не только непривычной формой, но и теми традициями, о которых писала. После ее ухода из жизни театр возглавил подлинный единомышленник, замечательный артист и режиссер, ее сын Александр Коршунов, написавший к книге короткое и эмоциональное предисловие, а потому «живой театр» продолжается и развивается в этом пространстве.

Книга «Живой театр» посвящена «уважаемой Настасье Ивановне». Вы помните, кто эта почтенная дама? - если нет, перечитайте «Театральный роман» М.А. Булгакова, очень полезное чтение!..

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

 

Фотогалерея