Новая жизнь "Фальшивой монеты"

Выпуск №6-206 (2018), 150-летие Максима Горького

Новая жизнь "Фальшивой монеты"

В Санкт-Петербургском Театре имени Андрея Миронова поставили первую редакцию пьесы М. Горького «Фальшивая монета». Режиссер спектакля - ученик Г.А. Товстоногова, выпускник его последнего курса, режиссер Юрий Цуркану.

На протяжении четырнадцати лет, в течение которых Максим Горький работал над пьесой, текст сильно менялся. Существуют четыре редакции «Фальшивой монеты», однако автор так и не увидел ее постановки. Сценическая история пьесы невелика. Наиболее известна постановка Бориса Бабочкина 1975 года в Малом театре четвертой, окончательной редакции, вошедшей в Собрание сочинений писателя. Первая же редакция «Фальшивой монеты», написанная в 1913 году, к которой обратился Театр имени Андрея Миронова, поставлена впервые.

Различия между первой и последней редакцией весьма существенны.

Перед нами две разные пьесы с разными финалами и разными сюжетными линиями, подводящими к этому финалу. Главный герой, на котором держится все действие, - Стогов, в первой редакции фальшивомонетчик, в последней, наоборот, - агент полиции, который фальшивомонетчиков выслеживает. Горький постепенно переработал пьесу в сторону усиления драматизма, безвыходности ситуации. В первой же редакции, по выражению писателя, «мелодраме нового типа», главной темой становится пробуждение героев к новой жизни, освобождение от фальши, путь к свету, по которому удается пройти почти всем героям.

Надежда на спасение, воскресение - эти темы очень близки режиссеру Юрию Цуркану. Горьковская пьеса в его постановке становится похожа на чеховскую - большое внимание в спектакле уделяется воссозданию внутренней жизни героев, тщательной проработке характеров, нюансов человеческого поведения.

Все смешалось в доме провинциального часовщика - семейные тайны, легкий флирт и нешуточные страсти. Женщины увлекаются недавно появившимся кинематографом, полицейские ловят фальшивомонетчиков с помощью авантюр и любовных интриг.

Игра светом и звуком - шум дождя, порывы ветра, раскаты грома (музыка Владимира Бычковского, музыкальное оформление Георгия Рожкова), создают атмосферу жизни провинциального городка начала ХХ века.

Спектакль начинается с суеты и разбора вещей после ночного пожара, что сразу напомнило пожар в городе, где живут чеховские сестры. Есть тут и именины одной из главной героинь, но в одной из последних сцен, когда действие движется к развязке.

Полина - молодая жена Яковлева (Елена Калинина), Наташа - его дочь от первой жены (Вера Латышева), соседка Дуняша (Ольга Семенова), соседка Клавдия (Марианна Семенова), Бобиха (Инна Волгина) - героини каждая со своим характером и своей судьбой. У Полины - нелюбимый муж и какая-то гнетущая тайна в прошлом, есть тайна и у Наташи, настоящим отцом которой оказывается не Яковлев, а сосед - Кемской (Аркадий Коваль). Ее муж - надутый и важный, как мыльный пузырь Глинкин (Андрей Родимов), явлен в эпицентре авантюры с фальшивой монетой. Еще один провинциальный обыватель - муж Клавдии Слива (Ростислав Орел), страдающий комплексом неполноценности от своей фамилии. Сама же Клавдия крутит роман с околоточным Ивановым (Роман Ушаков). Бобиха торгует краденым, не прочь поживиться за чужой счет и часовщик Яковлев (Николай Данилов), ветреная Дуняша морочит голову влюбленному в нее Кирику (Вадим Франчук).

Девиз фальшивого существования и лживых ценностей общества в устах одного из героев звучит так: «Каждая икринка хочет стать рыбой. И не просто рыбой, а щукой».

Сценическое действие развивается стремительно, как авантюрный роман начала ХХ века. Герои живут своими иллюзиями, и иллюзион - немое кино, ставшее в это время одним из притягательных увлечений, как символ новой эпохи явит себя в начале второго действия. Кирик, Дуняша, Иванов - они же актеры немого кино, разыгрывают сцены кинокартины с участием своих героев, предваряя то, что мы сейчас в этом действии увидим. Страсти рвутся в клочья, раздастся условный выстрел.

Новый постоялец Стогов (Сергей Дьячков), появляющийся сразу после пожара, разворошит относительно спокойный уклад этого дома, искусит Яковлева заманчивым предложением легкой наживы, внесет смятение в душу Полины. Магнетический взгляд, напор и непредсказуемость реакций, странно меняющийся голос - то стальной, резко-неприятный, то гипнотизирующий, вкрадчивый. В нем чувствуется человек огромной внутренней силы. Встретив Полину в церкви, он начинает ее настойчиво преследовать, с этой целью и снимая комнату в доме ее мужа. В поздних редакциях существует предыстория этих отношений - Стогов и Полина были раньше не просто знакомы, но именно Стогов был причиной ее несчастной и трагической судьбы. В первой редакции и в спектакле, Полина встретила Стогова впервые в церкви. Именно Стогов стал катализатором ее пробуждения к новой жизни.

В первой редакции ничего не говорится о прошлом Полины, кроме неясного упоминания, что у нее на душе какой-то грех, что она была под судом, и суд ее оправдал. Этим грехом постоянно попрекает ее муж, делая жизнь Полины совершенно невыносимой.

Николай Данилов - актер потрясающей органичности, его Яковлев в начале спектакля вызывает почти физическое чувство отвращения своей жестокостью, цинизмом. Даже любовь Стогова к Полине, приводящую его в бешенство, он готов использовать в своих интересах.

Атмосфера игры, неподлинности, фальши в жизни и в поступках рассеивается как дым после пожара, когда приходит настоящая любовь, когда побеждают живые человеческие чувства. Удивительно трогательным становится Кемской в неожиданном признании перед Наташей своего отцовства. Тихим и вызывающим жалость выглядит в этой сцене «грозный муж» Яковлев.

Но как у Чехова, у которого, если на сцене висит ружье, то оно должно выстрелить, спектакль закончится самоубийством Кирика.

Выстрел прозвучит уже за сценой, тогда, когда, кажется, действие пришло к своему счастливому финалу.

Фото предоставлено театром

Статья в PDF

Фотогалерея