Подкова приносит удачу / Международный театральный фестиваль «Южная сцена»

Выпуск №6-206 (2018), Фестивали

Подкова приносит удачу / Международный театральный фестиваль «Южная сцена»

Ровно два столетия назад горная река Нальчик дала имя городу-крепости, основанному на ее берегах и ставшему сегодня центром Кабардино-Балкарии. А заодно подарила на счастье подкову - в символическом понимании, конечно же. Происхождение этого топонима ученые связывают с тюркским «нал» - «подкова» и кабардинским «налшык» - «подкову срывающий». Версию подтверждают местные легенды: горная река так стремительна, что в былые времена легко срывала подковы с переходящих ее вброд лошадей.

Древние талисманы, приносящие удачу, похоже, продолжают работать. Это чувствуется и в облике уютного курортного Нальчика, и в наполненности его культурной жизни - крупные музеи, и среди них уникальный литературный, художественные галереи, большой концертный зал, несколько театров. Крупнейшие из них - Кабардинский государственный драматический им. А. Шогенцукова, Балкарский государственный драматический им. К. Кулиева, Русский государственный драматический им. М. Горького - недавно отметили свое 80-летие. Под знаком этих трех юбилеев в Нальчике, при поддержке российского и республиканского министерств культуры, СТД РФ и его регионального отделения в Кабардино-Балкарии, прошел Международный театральный фестиваль «Южная сцена».

Первая театральная встреча в 2010 году совпала с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, и на протяжении всех последующих лет на «Южной сцене» играли театры Северо-Кавказского региона. Новый фестиваль, уже в ином статусе, объединил национальные коллективы Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Чечни, Южной Осетии, Дагестана, Абхазии, Таджикистана. Его многоликое полотно создавалось в течение шести дней режиссерами и актерами, в нем читались каноны разных этнических культур, вписывались новые имена, обретались забытые.

Даргинский музыкально-драматический театр им. О. Батырая обратился к творчеству Рабадана Нурова - поэта и драматурга, основоположника даргинской советской литературы. Его жизнь пришлась на жесткое время революционных перемен, а пьесы стали отражением исторических событий. Одну из них - «Насилие» - поставил Мустафа Ибрагимов. Конечно, материал, созданный в начале 1930-х, во многом несовершенен, но в нем отражается дух надвигающейся революции, начало разрушения прежней жизни и попытки построить на ее обломках новую. Насилие и жажда власти часто губят в человеке человеческое, и режиссер, заново прочитав старую пьесу, наполняет ее сегодняшним пониманием давних трагических событий, размышляет об эпохе революционных лозунгов и классовой борьбы, неизбежно стирающей такие важные понятия, как любовь и надежда. Сначала Айшат (Хузаймат Ибрагимова) и Мусу (Мухтар Нухов) разлучают из-за материального неравенства, но последнюю точку ставит революция. Муса, приняв новую веру, становится ярым большевиком, получает главный пост в ревкоме, и в его жизни уже нет места бывшей возлюбленной. Но и его дальнейшая судьба угадывается: наступит 1937 год, и полетит голова с плеч. Как это случилось с автором пьесы Рабаданом Нуровым, репрессированным по ложному обвинению и реабилитированным посмертно.

Спектакль Даргинского театра наполнен прекрасной музыкой, сочным звучанием традиционных музыкальных инструментов, голосов актеров. Работа композитора Ширвани Чалаева отмечена дипломом «Лучшее музыкальное оформление». Он не перегружен сценографически - художник Ибрагимхалил Супьянов свободно работает с пространством, трансформируя его в городскую площадь, богатый дом жениха, аскетичный кабинет представителей новой власти. Для театра, который уже много лет не имеет своего дома, репетирует на мало приспособленных площадках, играет в основном «на выездах», такой минимализм актуален. Впрочем, речь не о тяготах существования. Даргинский музыкально-драматический, открывший уже 57-й сезон, сохраняет свое лицо, берется за современную драматургию, выпускает премьеры. И во многом это происходит благодаря воле и таланту его художественного руководителя Мустафы Ибрагимова. На фестивале «Южная сцена» он был отмечен в номинации «Честь и достоинство».

Такая же высокая награда и у Дагуна Омаева - ведущего мастера сцены Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова. В драме «Выше гор» по пьесе Мусы Ахмадова он исполнил роль Гойсума и сделал его нравственным стержнем спектакля, прозвучавшего на фестивале сильным аккордом. И не потому, что в этой постановке Хавы Ахмадовой задействована практически вся труппа театра, хотя ее зрелищность и масштабность завораживают (диплом «За бережное отношение к традициям национальной культуры»). Темы воинской чести, любви, прощения берут начало в старинных легендах и продолжают сохранять остроту сегодня. Драматург и режиссер создают глубокое философское пространство и вовлекают в него зрителя. Зритель откликается, размышляет, ищет ответы на вопросы, которые уже давно стали наднациональными (подробно об этой работе в № 2-202 «Страстного бульвара, 10»). ,

Таджикский государственный молодежный театр им. М. Вахидова объехал немало фестивалей России, Туркменистана, Казахстана, Киргизии, Афганистана, Ирана, Украины. На «Южной сцене» он впервые, но заявил о себе в полный голос. Спектакль «Ночь вдали от Родины» по стихам Бозора Собира в постановке Нозима Меликова оказался понятен без перевода, потому что оторванность от родной земли и холод чужбины, сегодня, к сожалению, не фигура речи. Эмоциональная и очень честная игра Абдумумина Шарифи (Эмигрант, диплом «Лучшая мужская роль») стерла языковые различия, нервом спектакля стал живой голос таджикского дола - традиционного ударного инструмента (музыкальное оформление Сухроба Джанджолова).

По разным причинам путь Абхазского государственного театра им. С. Чанба в Нальчик был трудным. Но все преодолели и блистательно сыграли недавнюю премьеру - «Пешком» по абсурдистской пьесе С. Мрожека в постановке Валерия Кове. По итогам фестиваля ее назвали «Лучшим спектаклем». События происходят в последние дни Второй мировой войны, но общий фон в режиссерском рисунке - его исторический контекст - кажется размытым, без конкретных маркеров. Используя такой прием, Кове концентрирует главное внимание на судьбах и характерах героев и рассказывает притчу о дорогах, по которым сквозь войны разных эпох идут люди в надежде обрести дом, счастье, покой.

Отец (Темраз Гамагда) и Сын (Бенар Кове получил за эту работу диплом «Успешный дебют») встречают в пути самых разных персонажей - запуганных, агрессивных, странных. Небольшая передышка в ожидании поезда соединяет их всех и на короткий миг позволяет забыть о войне, вспомнить, что они все еще умеют смеяться, любить. Но поезд оказывается миражом, и пора снова отправляться в путь. «Мимо ристалищ, капищ, / мимо храмов и баров, / мимо больших базаров, / мира и горя мимо...». Спектакль играют на абхазском, но «Пилигримы» Иосифа Бродского в финале звучат на русском - так Валерий Кове на мгновение перекрещивает дороги каждого из нас.

«Изнанку тишины» по пьесе Мурадина Ольмезова на сцене Кабардинского государственного драматического театра им. А. Шогенцукова поставил Руслан Фиров. Реалистичный и жесткий сюжет о взаимоотношениях родителей и детей, о глухой стене между ними. Рассказывая трагическую историю старого Мажида (Басир Шибзухов отмечен дипломом «Лучшая мужская роль»), на глазах которого дети делят и рвут на части отчий дом, а его вынуждают доживать последние годы в казенном приюте для престарелых, режиссер размышляет о первопричинах страшных трансформаций. Скандалы как ржавчина разъедают мир старого дома, где пока еще крутится клубок шерстяной пряжи- Жансурат (Людмила Шереметова) не умеет сидеть без работы, она вяжет. Но однажды движение остановится, нить жизни оборвется и клубок покатится в пустоту. Два старика как одно целое, как дерево, которое не разрубить пополам. Один за другим они уходят туда, где прочерчена граница между мирами. На земной стороне остаются дети, им еще предстоит осознать произошедшее.

Бытовые картины пьесы Руслан Фиров вписывает в атмосферу надбытности, высвечивая большое родовое Древо. Оно все еще крепкое, но долго ли простоит с подрубленными корнями? В оформлении спектакля художник Хасанби Пшихачев использует удивительные по настроению графические листы Якуба, Сияры и Имары Аккизовых. В символике их образов грусть одинокой старости, едва различимые нити, соединяющие ушедшие и будущие поколения. Эта постановка получила диплом «За лучшую сценографию», Руслан Фиров признан «Лучшим режиссером», роль внучки Амины в исполнении молодой актрисы Регины Курмановой стала «Успешным дебютом».

«Южная сцена» подарила встречи с замечательными мастерами национальной сцены. Они свободно существуют в границах заданного жанра, точны в психологических рисунках своих героев, объемны в интонациях, красках. Именно таким предстает Живота в исполнении Мажита Жангуразова («Лучшая мужская роль») в спектакле Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева «Доктор философии» Б. Нушича. И здесь же дуэт Розы Байзулаевой (госпожа Спасоевич) и Фатимы Шидаковой (госпожа Протич) - острокомедийный, названный на фестивале лучшим. Режиссер спектакля Роман Дабагов легко раскручивает запутанный сюжет пьесы, в его отношении к персонажам добрая ирония, и потому они вызывают, скорее, сочувствие, чем осуждение (диплом «За оригинальное прочтение комедийного жанра»).

Государственный драматический театр им. Коста Хетагурова Республики Осетия вписал в афишу «Южной сцены» «Лес» А.Н. Островского. Осетинское прочтение русской классики предложил режиссер Малого театра Андрей Цесарук (диплом «За современное прочтение классики»), принявший участие в проекте «Молодая режиссура» и приглашенный на эту постановку в Цхинвал. В этом изящном по сценографии и световому рисунку спектакле с точными режиссерскими акцентами, по-актерски сыгранном, особо выделяются две работы - Аксюша Инги Маргиевой и Улита Инги Гагиевой (дипломы «Лучшая женская роль второго плана»).

Завершал фестиваль круглый стол, собравший руководителей театров, российских и республиканских театральных критиков. Честный разговор о национальном театре необходим всем - директорам и художественным руководителям, режиссерам. Потому что для тех, кто служит театру и зрителю, важно понимать, от чего отталкиваться и куда двигаться, как не нарушить баланс между традициями и требованиями современной жизни и при этом сохранить «корневую систему» мощных и ярких культур кабардинцев, балкарцев, абхазов, чеченцев, дагестанцев...

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

 

Статья в PDF

Фотогалерея