Десять лет спустя / X Юбилейный театральный фестиваль "Виват, театр!"

Выпуск №6-206 (2018), Фестивали

Десять лет спустя / X Юбилейный театральный фестиваль "Виват, театр!"

10 лет в Тамбове осенью проходит театральный фестиваль «Виват, театр!», подобного которому нет нигде - ни в России, ни за рубежом. А уникальность его состоит в том, что он объединяет профессиональные, любительские, студенческие, школьные театры и спектакли театральных училищ.

Каждый год тамбовчане с нетерпением и интересом ожидают это большое театральное событие, знакомясь с самыми различными театральными коллективами из России. Ведь театр - это наш мир в миниатюре. Фестиваль пользуется огромным авторитетом даже за рубежом. С каждым годом он набирает силу, становится все интереснее, расширяется география театральной афиши, порой поражая и удивляя неожиданными постановками, режиссурой, способом существования актеров.

В этом году на суд тамбовской публики и жюри был представлен 21 спектакль 16 театральных коллективов.

Открывал фестиваль хозяин - Тамбовский Молодежный театр. Они показали философскую притчу известного колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Человек с огромными крыльями».

Рассказ Маркеса, который инсценировал и поставил московский режиссер Андрей Боровиков, дает большие возможности для его толкования, для размышлений. Мир в этом рассказе, как и во всем творчестве Маркеса, существует между реальностью и фантазией.

Во двор к жителям прибрежного села Пелайо (Сергей Малахов) и его жены Элисенды в исполнении Валентины Демидовой (две замечательные актерские работы) откуда-то свалился старый человек, совсем обыденного вида, но с большими крыльями (Сергей Ясаков). Всезнающая соседка (Татьяна Глазкова) заявляет, что это Ангел прилетел. Он говорит на непонятном языке, почти ничего не ест, и хозяева запирают больного Ангела в курятник, разрешая всем за определенную плату смотреть на него. Люди, входя к нему, выдергивают перья из его крыльев, надеясь на исцеление. Но на ярмарку приезжает цирк и женщина-паук отвлекает их внимание. Все мгновенно забывают о больном Ангеле, становясь жестокими и безразличными. Больной Ангел постепенно поправляется, у него вырастают новые крылья, и он улетает на небо.

Спектакль красивый, с хорошей, только чересчур громкой музыкой. Удручает скудная форма существования актеров (кроме Пелайо и Элисенды), их крикливость и однообразие режиссерских приемов. И тем не менее, спектакль «Человек с огромными крыльями» стал важным этапом в жизни Тамбовского Молодежного театра, где актеры столкнулись с новой стилистикой игры, с очень неоднозначным и сложным драматическим материалом.

Любимец фестиваля и тамбовских зрителей Самарский театр драмы «Камерная сцена» показал «Горячее сердце» А.Н. Островского.

Режиссер Софья Рубина решает пьесу Островского, в основном, как образ закостенелого темного царства со всеми его пороками и нравственными устоями. Цветовое решение костюмов всех действующих лиц, за исключением купца Хлынова, одинаково скучновато-будничное, в темно-коричневых тонах. И в первом, затянутом акте отсутствует ритм, внутренняя эмоциональность. Очень хорошие актеры этого театра, которые давно знакомы жителям Тамбова, как будто осторожно, медленно прощупывают свое сценическое существование в этой простой, на первый взгляд, но внешне обманчивой пьесе Островского.

А во втором акте, с момента появления ряженых с Хлыновым в замечательном исполнении Александра Кудасова, театральная стихия врывается в быт и взрывает его, и спектакль становится живым и более легким. Хлынов-Кудасов никого и ничего не боится, устраивает дикие кутежи, не зная, куда девать свое богатство и чем себя и всех окружающих развеселить. Актер играет драму успеха и богатства, страшноватый лик власти денег.

Именитого купца Павлина Павлиновича Курослепова играет Виталий Тимошкин, но играет несколько суетливо, однообразно и исчезает его солидность, значительность.

Владислав Метелица в роли Городничего Градобоева, подчинившего закон собственной алчности, как всегда основателен, громогласен, лукаво добродушен. А закон представляет очаровательная Фемида в белых одеждах (Алла Кривова) с весами правосудия, чаши которых склоняются то в одну, то в другую сторону в зависимости от происходящего на сцене. У жены Курослепова Матрены Харитоновны (Ольга Базанова) горячее сердце. Отхватив именитого и богатого муженька, она свою любовь и украденные деньги отдает наглому и обаятельному приказчику Наркису (Руслан Бузин). Еще к этой компании можно отнести Васю (Вадим Вишневский), трусоватого жениха Параши, дочери Курослепова от первого брака. И, конечно, в пьесе Островского в противовес этому дремучему миру есть и «светлое царство» - это Параша и влюбленный в нее Гаврило.

Елена Беляновская создает обаятельный образ честной, пылкой, смелой и решительной девушки. В ней чувствуется внутренняя сила. Узнав о предательстве своего жениха, она отдает руку и сердце Гавриле.

А Гаврило (Артур Быков), безнадежно влюбленный в Парашу, сама теплота и нежность. Неприметный, но с чистой и прозрачной душой, он умеет любить и прощать.

Орловский муниципальный театр «Русский стиль» привез спектакль-эссе по рассказам и воспоминаниям И.А. Бунина о Л.Н. Толстом и М. Горьком.

Материал взят очень сложный, хотя, честно говоря, не очень понятна связь этих воспоминаний о великих писателях с замечательными лирическими рассказами Ивана Бунина «Солнечный удар», «В ночном море», «Пароход Саратов» (режиссер В. Симоненко).

В спектакле очень интересная и функциональная сценография, создающая зыбкую атмосферу того времени (художник Анна Назарова). На большом экране - плывущий корабль, море то спокойное, то бушующее, высоченные волны, красивые виды, фотографии семьи Л.Н. Толстого, эпизоды из его жизни, его смерть и крупным планом выразительные глаза Бунина и Толстого. А на сцене - палуба корабля, спасательные круги, кресла, где ходят и общаются герои бунинских рассказов.

В центре спектакля - Иван Бунин в исполнении Евгения Безрукавого. Перед актером стояла архисложная задача - он весь спектакль был на сцене, почти без пауз в монологах и диалогах. Артист органично существует на сцене и постепенно завладевает действием, становясь его центром (хочется отметить хорошую речь, особенно на фоне почти всех остальных актеров). Думается, что в таком сложно выстроенном спектакле необходимо четко доносить до зрителя замечательный, тонкий и воздушный бунинский текст.

Кроме Евгения Безрукавого, который великолепно справился со своей сложнейшей ролью, хочется отметить еще Александра Столярова. Актер выразительно проживает свою встречу с Ольгой (Ольга Тищенко). Выкинутые из России гражданской войной и революцией, они неожиданно нашли друг друга. Правда, счастье их было недолгим - на третий день Пасхи он умер в вагоне метро, а ей остались лишь воспоминания и его летняя шинель, которую она прижимала к себе, содрогаясь от рыданий, моля кого-то о пощаде...

В финале звучат пронзительные слова Бунина: «... мне кажется, что я, как художник, заслужил право сказать о себе в свои последние дни - думаю, что я был хорошим моряком, мы были хорошими моряками!»

Независимое театральное объединение «Труппа рупор» из Москвы представила документальный спектакль об аниматорах - людях, для которых праздник стал профессией. В основу положены реальные истории людей актерской профессии (инсценировка и режиссура Семена Филиппова).

Впервые на фестиваль приехал «Новый театр» из Воронежа, показав документальный спектакль «Деревня». Это коллективная работа сценарной группы театра. Для создания этой лирической комедии коллективу пришлось несколько месяцев прожить в глубинке, чтобы проникнуться ее духом. Старожилы рассказали им интересные истории из своей жизни, описали существующие обычаи, поверья. Все рассказы были собраны в единую историю, дополнены пластическими элементами и авторскими музыкальными композициями.

Замечательно, что в фестивале «Виват, театр!» уже десять лет принимают участие талантливые коллективы любительских театров, которые порой не уступают и профессиональным, так как их объединяет истинное, бескорыстное служение Мельпомене.

Театр-студия «Наш дом» в городе Одинцово Московской области был создан в 1975 году. За это время поставлено более 45 спектаклей и сценических композиций. Руководит студией режиссер, заведующая кабинетом любительских театров СТД РФ, президент Центрально-европейского комитета международной ассоциации любительских театров Алла Зорина. В театре занимается более 20 человек. Это люди разного возраста и разных профессий. Здесь играют студентка и врач, менеджеры, офицеры в запасе и другие. Например, одну из главных ролей - Капитана в спектакле «Необъяснимая любовь» по мотивам пьесы А. Дударева «Люти», премьеру которой коллектив играл на этом фестивале в Тамбове, исполняет доктор экономических наук Олег Говтвань, другую мужскую роль - Вована - федеральный судья Московской области Антон Шмелев, он же автор музыки к спектаклю, исполнительница женской роли Александра Шмелева по профессии инженер связи.

Спектакль «Необъяснимая любовь» поставлен по не самой известной пьесе Алексея Дударева, обозначенной в афише как мелодрама в стиле детектива.

Здесь прекрасный актерский ансамбль, все так органичны, правдивы и достоверны, что настоящим дыханием жизни веет со сцены. Этот спектакль учит нас, что начать жизнь сначала никогда не поздно.

Каждый год фестиваль «Виват, театр!» украшает Народный самодеятельный театр из села Глазок Мичуринского района Тамбовской области. В этом году члены жюри получили необыкновенное удовольствие, приехав в село на просмотр комедии А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова» в постановке Татьяны Щекочихиной. В спектакле очень хорошая музыка и незатейливая декорация - стол с самоваром и аппетитными бубликами и, конечно, забор, который становится действующим лицом спектакля. Через него убегают сестры Пеженовы, через него, наконец, вываливается Бальзаминов к ногам богатой купчихи Белотеловой (Галина Объедкова). Нельзя не отметить интересную работу Сергея Муратова, создавшего очень живой и достоверный образ Лукьяна Лукьяныча.

Но самым большим достоинством спектакля является Михайло Бальзаминов в исполнении Дмитрия Попова. У него Бальзаминов - маленький человек, неуклюжий, по-детски наивный мечтатель, далекий от реальности. «В потьмах, маменька, мечтать лучше», - говорит он матери, нелепой, безоглядно любящей своего Мишеньку и деньги (Людмила Шульгина). Такой неожиданный Бальзаминов заставляет зрителей с неослабевающим вниманием следить за всем, что происходит на сцене, и очень тепло приветствовать актеров этого удивительного театра.

Народный молодежный театр «Предел» из города Скопин Рязанской области обратился к рассказам А.П. Чехова. В основе постановки, названной «Сартали-мортали», ярмарочное представление в живом и ярком исполнении детей, актеров этого театра. Автор сценария и режиссер Владимир Дель. Кульминацией является эпизод побега детей в поисках райской жизни, а эпиграфом к спектаклю можно поставить чеховскую фразу: «Шуты и дети говорят иногда правду».

Образцовая детская театральная студия «Кавардак» показала спектакль в постановке Валерии Новиковой «Ах вы, маленькие мои...». Это размышления о жизни по рассказам Василия Шукшина и стихам Юрия Левитанского.

Студенческим народным театром-лабораторией «Феникс» Мичуринского государственного университета с 2003 года руководит кандидат философских наук Александр Владимирович Павленко. При постановке спектаклей он проводит такие эксперименты, которые порой вызывают шок. Честно говоря, мне очень жаль, что на этот раз его опыты проводились над драматургией А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад» - это не только прощание с садом, но и в какой-то степени прощание Чехова со своей жизнью. Чехов, конечно, неисчерпаем, сейчас повсюду проходит переосмысление его драматургии, есть спектакли старомодно-традиционные, есть авангардные, но хулиганского, по определению самого режиссера, ему видеть не доводилось. Александр Павленко, назвав свою постановку «жестокой комедией», говорит: «...Мы хотели сделать текст актуальным для зрителей и попытались прочитать его с чистого листа, отметая все шаблоны, оторвать его от действия, попытались поработать с фантастическим реализмом, попытались подключить тело к действию... Главным в работе над спектаклем были тренинги...» Красиво сказано и многозначительно, но не очень понятно, во всяком случае для всех, кроме его студентов, которые смотрят на своего «гуру» с обожанием, ловя каждое его слово, каждый жест. Ему верят, его боготворят.

Если в чеховской «Чайке» «пять пудов любви», то в этом «Вишневом саде» никто никого не любит, но все хотят друг друга, и эти желания разлиты по всему спектаклю. Раневская (М. Балашова) порочна по определению во всем - в фигуре, в улыбке, в выражении глаз. Она не пропускает никого, разве только Фирс остался не тронутым. Объятья и страстные поцелуи с Лопахиным откровенно демонстративны. С Яшей - это понятно, и намеки на их связь есть во многих чеховских постановках. Кстати, Яша в исполнении Д. Болдырева постоянно кривляется, ломается и напоминает клоуна в самом плохом исполнении. Наиболее органичны Лопахин (А. Алексеев) и Гаев (Д. Ленков), но и они, к сожалению как-то растворяются в хаосе действий других героев. Интересна Варя (Л. Седых), в ней, как и в Лопахине и Гаеве, есть что-то неуловимо-чеховское. Фигура Фирса в исполнении А. Привалова не очень понятна. Мне был интересен его взгляд, чуть замутненный, глубокий, печальный, как будто он уже живет не в этом доме, а далеко, в другом мире. Но то он хромает и еле ходит, то носится с бильярдным кием в руках, фамильярно называя Раневскую Любой. В финале он бежит с узелком, но натыкается на глухие стены.

В течение всего спектакля на сцене движутся очень пластичные фигуры в черном, молча, средствами пантомимы, помогая героям найти себя в окружающем мире. В спектакле очень хорошо работают свет, музыка. Звучат замечательные старинные русские романсы и заунывная песня, которую вдали исполняет умершая мать Раневской (Е. Попова).

Действующим лицом спектакля является большой экран, на котором периодически высвечиваются крупным планом портреты Ленина и Сталина, почему-то брошюра пятилетнего плана хозяйственного развития страны, перемежаясь с потрясающе красивыми белыми цветами вишневых деревьев. К финалу - на экране пожары, взрывы, расстрел Белого дома. Можно только домысливать, что хотел сказать режиссер - вероятно, он хотел показать, что стало бы с чеховскими героями после революции.

Студенческий учебный театр «Акцент» Тамбовского государственного института имени С.В. Рахманинова, тоже являющийся постоянным участником фестиваля, сыграл пьесу М. Бартенева «Про Иванушку-дурачка». Режиссер Павел Козодаев обозначил свою постановку как «философскую сказку для любопытных детей и их неравнодушных родителей». Очень обаятельный и наивный Иванушка в исполнении Романа Ситникова доказывает, что хоть и называют его дурачком, но для него честное имя дороже золота. Веселая музыка, танцы, яркие детали быта, обилие режиссерских находок зачаровывают и детей и взрослых.

Небезынтересно было узнать, что в Тамбове почти во всех школах существуют школьные театры. В фестивале приняли участие два из них.

Образцовый детский коллектив старейшего школьного учебного театра «Шут» средней школы № 22 родился в 1989 году как экспериментальная площадка учебно-творческих работ учащихся классов с углубленным изучением эстетических дисциплин, разных возрастных групп - средней (5-9 классы) и старшей (10 -11 классы). Режиссер (она же автор инсценировки) Людмила Третьякова обратилась к замечательному материалу - повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Декорация очень простая - защитные маскировочные сетки и заборчики. Медленно выходят девочки в одинаковых цветастых платьицах под протяжную мелодию, что сразу создает атмосферу действия. Вообще, в течение всего спектакля музыка, то тихая и нежная, то звучащая более отчетливо, и песни советских лет проникают в душу и надрывают сердце. Даже в небольших эпизодах очень достоверно и жизненно существуют актеры (буду их так называть, так как своим профессионализмом они заслужили это). Большим достоинством спектакля является то, что Денис Третьяков создал образ Васкова в развитии. Вот он, бравый старшина, получает задание отправиться на переезд и возглавить взвод солдат, чтобы перекрыть дорогу немцам. Но, увидев, что взвод состоит из одних девчонок, почти детей, он несколько растерян. Ему трудно скрывать нежность и любовь к девчонкам, которым впору еще в куклы играть. Постепенно, Васков приходит в себя, четко отдает команды, превращая их в отличных бойцов.

Театральной студией «Подмостки», созданной в 1995 году в школе № 30, руководит Анна Георгиевна Скопинцева. Воспитанники студии - учащиеся с 1 по 11 класс. За 22 года было поставлено свыше 50 спектаклей русской и зарубежной классики, современной драматургии. В этом году зрители увидели спектакль, созданный по сказке и киносценарию В. Губарева «Королевство кривых зеркал» в постановке А. Скопинцевой. Режиссер организовала действо, в котором принимают участие 40 учащихся из разных классов. Спектакль очень красивый - на большом экране высвечиваются подземные ходы в замке, средневековые башни, трон короля. Извечная тема - борьба добра и зла. Доброе начало торжествует над злом, правда побеждает ложь. Девочка Оля (Ульяна Сергеева), проникнув сквозь стекло волшебного зеркала вместе со своим отражением, сказочным «двойником» Яло (Диана Сергеева) попадают в страшное Королевство кривых зеркал, где живет король со своими министрами и где страдает и мучается простой народ, и вступают в смелую и решительную борьбу с темными силами. Отважные девочки под видом королевских пажей проникают в башню смерти и освобождают юношу Гурда (Алексей Татаринов), разбившего одно из кривых зеркал, за что его приговорили к смерти, и побеждают злого министра Нушрока (Евгений Шароватов). Ребята с удовольствием, искрометно разыгрывают эту сказку, которая очень нравится и взрослым и детям.

Поистине украшением фестиваля стали спектакли театральных училищ - «Мещане. Попытка прочтения» Максима Горького Российского института театрального искусства - ГИТИСа (мастерская Сергея Голомазова) и «Арт» Ясмины Резы Московского театрального колледжа при Московском театре п/р Олега Табакова (режиссеры - педагоги С. Угрюмов и Ю. Кравец). Эти постановки поразили всех зрителей и членов жюри необыкновенно современным прочтением драматургического материала и очень профессиональным существованием на сцене.

«Виват, театр!» стал настоящим театральным праздником для тамбовчан, которые с нетерпением будут ожидать XI открытый фестиваль молодежных театральных коллективов.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Статья в PDF

Фотогалерея