Глоток свежего воздуха / Наталья Боровкова (Санкт-Петербург)

Выпуск №6-206 (2018), Лица

Глоток свежего воздуха / Наталья Боровкова (Санкт-Петербург)

Исполнилось 45 лет творческой деятельности заслуженной артистки России Натальи Боровковой на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Легендарная актриса училась на курсе З.Я. Корогодского и исполнила более 50 ролей на сцене родного театра. Сейчас она играет главные роли в спектаклях «Поллианна», «Бешеные деньги», «Щелкунчик мастера Дроссельмейера», «Денискины рассказы».

В этой беседе Наталья Боровкова поделилась воспоминаниями о своем мастере, поразмышляла о театральных экспериментах, раскрыла секреты общения с юными зрителями.

- Наталья Леонидовна, наверное, сложно оценить вклад Зиновия Яковлевича Корогодского в ваше становление - актерское, человеческое...

- Корогодский создавал нас. Я пришла к нему совсем девчонкой, сразу после школы. Все детство я танцевала, пела, играла на музыкальных инструментах, поэтому хотела заниматься только театром. Но к кому идти поступать - не знала. Наша классная руководительница, дай Бог ей здоровья, Елена Викторовна Назарова, чудесный человек, очень хорошо разбиралась в театре и посоветовала идти к Корогодскому. Я послушалась и пришла поступать. Зиновий Яковлевич взял меня и еще несколько человек, которые теперь все заслуженные артисты, как кандидатов, но уже через полгода мы стали полноправными студентами, выйдя на профессиональную сцену со спектаклем «Наш цирк».

Зиновий Яковлевич лепил нас, иногда очень жестко, и даже жестоко, но мы доверяли мастеру и хотели добиться результатов, поэтому карабкались вверх. Такая внутренняя работа выстраивает и тебя, и твою волю - ты превозмогаешь боль, перебарываешь себя, а в результате приобретаешь профессиональную защиту и опыт. Не всегда получается достичь поставленных целей, но такое становление тебя закаливает и готовит к дальнейшим битвам.

- Но при этом Корогодский делал артистов художниками!

- Он воспитывал личностей: сколько у нас было встреч, общения с умнейшими и талантливейшими людьми! Сборы труппы, на которых обсуждались и внутренние проблемы, и общетеатральные, подпитывали и объединяли нас, у нас был сильный ансамбль. После каждого спектакля проходило обсуждение, на котором вносили какие-то коррективы, делали замечания, и это позволяло сохранять художественную ценность работы.

- Сохраняется ли в театре принцип преемственности поколений?

- Мне очень нравятся молодые, ярославцы, среднее поколение - они профессионалы, со своим мироощущением. Когда мы заняты вместе, мы находим общий язык. Корогодский был творческим лидером, который так держал руку на пульсе, что артисты и театр двигались вперед. Спектакли «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский» стали жанровым открытием в драматургии театра. Помню, что старшим артистам сначала не очень нравились эти постановки, а потом они стали приводить на них своих детей и внуков - случилось взаимопроникновение. Зиновий Яковлевич понимал, куда он ведет театр, выстраивал определенную драматургическую политику.

Сейчас ТЮЗ идет вперед, у нас выходит множество спектаклей. Драматургия, претворяемая на сцене, экспериментальна - современные писатели мечутся в поисках жанра и смысла. В наше время существовала экспериментальная сцена на Пятом этаже, теперь Малая сцена, где показывали капустники, моноспектакли, самостоятельные работы. Для большой сцены существовал жесткий отбор, сейчас наступили другие времена.

- Эксперименты - залог движения?

- Эксперименты нужны, мы не хирурги и не саперы, которые не имеют права на ошибку. Может быть, благодаря эксперименту, ты тоннель пророешь, но в конце концов увидишь свет. Желательно, чтобы эксперимент был и уму, и сердцу, - это самое лучшее сочетание.

- Как вы оцениваете спектакль «Эрендира», поставленный вашим сыном Федором Лавровым?

- Это его первая проба. Он зажегся Маркесом и поставил весьма необычный спектакль. Мне понравилась главная героиня, она из МХТ, Ольга Воронина: на нее прекрасно ложится образ Эрендиры, как будто для нее написанный. Роскошная Нина Усатова, сценография, музыкальный ряд... Несмотря на страшную историю, у меня не возникло ощущения тяжести, муки, кошмара. Спектакль наполнен любовью и поэзией.

- Вы работали со многими режиссерами - Хорстом Ховеманом («Мамаша Кураж»), Александром Кузиным («Бешеные деньги»), Александром Белинским (знаменитые капустники и «Уходящая натура» в театре «Приют комедианта»). Но больше всего, помимо спектаклей Корогодского, были заняты в работах Игоря Селина.

- Первая встреча с Игорем Селиным произошла, когда он делал у нас «Поллианну». Потом он пригласил меня в постановку «Папа, бедный папа» в «Приюте комедианта». Там у нас была очень жестокая схватка, потому что мне было безумно тяжело перестроиться - он поставил меня с ног на голову и вытащил из меня такое, о чем я сама даже не догадывалась. Страшную женщину, убийцу...

Последняя наша встреча с Игорем Селиным произошла в «Щелкунчике». Все привыкли к балетному, сказочному «Щелкунчику», поэтому на наш спектакль вели совсем маленьких детишек, а он рассчитан скорее на подростков. Если почитать Гофмана, понимаешь, что все его сказки - для взрослых, многое переживших, и Селин раскрыл его произведение именно под таким углом.

- Но, несмотря на этот театр «детской скорби», ваши героини - и мисс Полли, и Королева - горят внутренним светом.

- Я стремилась к этой легкости: артисты пропускают персонажей через свой жизненный опыт. Надо радоваться, говорит Поллианна, надеяться, потому что хорошего больше, чем плохого. Главное - правильно оценить ситуацию. Если ты всю жизнь мучаешься, злишься, все вокруг тебя становятся злыми, дергаными, то это полный тупик. У нас в семье никогда не было мрачных настроений - мы всегда находили выход. И он, в результате, оказывался верным, потому что был по душе, по правде, по твоему мироощущению.

- Наталья Леонидовна, в чем заключается особенность работы в ТЮЗе? Позволяют ли юные зрители держать паузы?

- Чтобы держать паузы, нужна сильная мотивация. Нужно уметь и думать, и чувствовать, и передавать это зрителям, чтобы они шли за тобой. Этот момент я остро ощутила в «Поллианне». Что творится до начала спектакля! На него приходят подростки, не малыши. В самом начале мы идем на зрителей, которые видят лишь наши силуэты. Дети затихают, чувствуя нашу энергию. Я первой произношу текст, оказываюсь один на один с зрительным залом, и если мне удается переломить общее настроение, завладеть вниманием, дети начинают вникать в историю и искренне откликаться на нее.

- «Денискины рассказы» - один из самых лучших семейных спектаклей в ТЮЗе. Вы играете Аленку, причем не девочку, а взрослого человека, вспоминающего свое детство. Вам комфортно такое существование?

- Я не играю девочку, не подтягиваю штанишки, не ковыряю в носу - не использую доисторические приемы, а просто существую в определенных обстоятельствах. Мне повязывают бантик, и этот штрих многое добавляет к моим воспоминаниям. Мне очень уютно с моими замечательными партнерами Игорем Шибановым, Валерием Дьяченко, а теперь и с Сергеем Жуковичем. Я всегда слушаю трансляцию спектакля, но иногда помимо этого подглядываю за зрителями. Как реагирую взрослые, особенно мужчины за сорок! Приходят такие серьезные, а через несколько минут сидят с открытым ртом, улыбаются, смеются, как дети. Погружаясь в свое «прекрасное далеко», они получают глоток свежего воздуха, наполняются счастьем, и это самое лучше, что может случиться с человеком в театре.

Статья в PDF

 

Фотогалерея