Частный, честный, настоящий / Краснодарский "Один театр"

Выпуск №6-206 (2018), Портрет театра

Частный, честный, настоящий / Краснодарский "Один театр"

Краснодарский «Один театр» отметил первый юбилей - 5 лет творческой жизни.

Частному театру выжить не так-то просто. И если выдерживает, это значит, что он занял особую нишу в культурном пространстве города. «Один театр» сформировал свой уникальный репертуар и собственный стиль. А главное, у него есть молодой и активный зритель, который день за днем наполняет небольшой зал.

Сегодня в «Одном театре», расположенном на пятом этаже промышленного здания, постоянные аншлаги. Не верится, что когда-то это была обычная бетонная коробка. Здесь теперь винтажная мебель, колонны обклеены страницами старых пьес, на кирпичных стенах рисованые портреты актеров. Все это - результат огромного труда профессиональных артистов, которые сделали из бетонной коробки на пятом этаже промышленного здания оборудованное помещение: сами тянули кабель и прокладывали канализацию, ставили кондиционеры и профессиональный свет, одним словом - обживали. Театр принимает две тысячи человек в месяц. Спектакли здесь начинаются поздно - в 20.30 - потому что многие актеры заняты в других театрах.

Пять лет назад «Один театр» возник как инициатива трех человек. Актеры Краснодарского академического театра драмы Арсений Фогелев, Виталий Борисов и Алексей Мосолов рассказывают, что все началось... с принтера: «Мы купили его, чтобы распечатать пьесу «Невеста». Дороги назад уже не было - потраченные деньги надо было отработать. И начали делать театр». «Невеста», комедия Виталия Борисова, легла в основу первого спектакля нового театра.

Их творческие принципы можно охарактеризовать как верность системе Станиславского, но не в архаичном ключе. Это театр присутствия, театр сопереживания, но в то же время театр, прислушивающийся к веяниям времени. Прежде всего, жанровым. Одним из важных секторов «репертуарного пирога» коллектива и, в какой-то мере, его визитной карточкой стали пластические спектакли. В первый же сезон были выпущены две совсем разные истории о любви, рассказанные без слов: «Тебя» (Арсений Фогелев, Татьяна Башкова) и «Параллели» (Алексей и Алла Мосоловы). Если в первой постановке молодые актеры языком танца и пантомимы повествуют узнаваемую историю знакомства-притяжения-расставания, то во второй отношения пары предстают в самых разных философских, культурных, социальных контекстах. Не случайно «Параллели» стали победителями краснодарского смотра-конкурса актерских и режиссерских работ, а также были отобраны для программы первого форума независимых театров в Москве (2016). Эту эстафету подхватили новые пластические постановки Фогелева. Среди них драматический, полюбившийся зрителям «Proгон» на мелодии «Nirvana» и «Тебя 2» - продолжение истории о возлюбленных с подзаголовком «Есть ли жизнь после свадьбы?».

Нужно отметить, что довольно рано на площадке «Одного театра» стала выступать танцевальная компания «Воздух», номинанты Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2015/2016). В их спектакле «Время мотыльков», поставленном Еленой Прокопьевой, участвует и Алексей Мосолов; радикальный контемп объединяется с драматической выразительностью.

Вторым важным «сектором» репертуара театра стала классическая литература. Иногда - в разрезе творческой биографии поэта (как это было в спектакле «Марина Ж.З.Л.» с Екатериной Сокольниковой в главной роли). Иногда - в сочетании разных текстов: так построены ностальгические «Небесные беглецы» по мотивам прозы И. Бунина, в постановке Владимира Кулагина. Важной частью «классического» репертуара «Одного театра» стали инсценировки прозы: Артем Акатов поставил чеховскую «Даму с собачкой», Алла Мосолова сыграла моноспектакль «В Питер за сарафаном» по тексту Федора Абрамова, ставили и комические миниатюры Чехова.

Творческая неуспокоенность (в частности, в отношении классики) характерна для режиссерского почерка Арсения Фогелева. Так, он дважды, всякий раз иначе, ставил жутковато-психологичную «Мысль» Леонида Андреева - вначале это был моноспектакль, затем текст и действие разошлись на трех актеров. Более того, в первом сезоне Арсений поставил «Медею» по тексту Жана Ануя (роль «Арго» играл старинный черный автомобиль); а в пятом - уже по тексту Сенеки, с живой музыкой и песнями «Аукцыона».

Третье важное направление в их репертуарной политике - работа с современной литературой, как русской, так и зарубежной. В 2013 году здесь прошла лаборатория уральской драматургии; из трех показанных эскизов в репертуар вошел спектакль «Балерина из фаст-фуда» в постановке Алексея Суханова по пьесе Светланы Баженовой. Арсений Фогелев поставил «Сиротливый Запад» Мартина МакДонаха, нуарный и ироничный, с яркими актерскими работами Михаила Хмыза, Артема Акатова, Дарьи Жениховой. В пятом сезоне Артем Акатов поставил «Где-то и около» Анны Яблонской. Постановка получилась лаконичной и точной в интонациях, смешной и грустной.

Один из самых ярких спектаклей репертуара, на который зрители приходят не единожды, - «Затворник и Шестипалый» по повести Виктора Пелевина в постановке Алексея Мосолова. Работы Артема Акатова и Михаила Золотарева в этой постановке были отмечены как лучшие мужские роли в XV Региональном фестивале «Кубань театральная - 2016».

Впрочем, наград и отличий у «Одного театра» немало. Его «отцы-основатели» неоднократно были признаны самыми знаменитыми людьми Краснодара; спектакли были не раз отмечены на смотре-конкурсе актерских и режиссерских работ, организованном местным отделением СТД. А кроме того, театр открыт к сотрудничеству с другими независимыми коллективами и творческими единицами: на его сцене выступали и выступают Андрей Трегубов и Равиль Гилязетдинов со своими моноспектаклями, танцевальная компания «Воздух» (в частности, проводит собственные фестивали современной хореографии!). «Один театр» приглашал с лекциями театральных критиков Павла Руднева и Дмитрия Ренанского; принимал гастроли других частных театров. Сегодня в активе «Одного театра» - собственная труппа, кинопоказы, лекции по греческой мифологии.

Репертуар «Одного театра» держится на трех «китах»: пластические спектакли, классика и современность. К этим «ингредиентам» прилагаются режиссерский поиск, особый стиль и хорошие актерские работы. Именно это сочетание привело театр к успеху и сформировало особенного, преданного зрителя. Зрителя, который раз за разом готов слышать фирменное пожелание театра: «Содержательного вам вечера».


Фото предоставлены театром

Статья в PDF

Фотогалерея