К 130-летию Виктора Агеева (Оренбург)

Выпуск №6-206 (2018), Вспоминая

К 130-летию Виктора Агеева (Оренбург)

В истории Оренбургского драматического театра немало имен талантливых артистов, режиссеров, художников, чья творческая энергия наполняла весь его путь, позволяла двигаться вперед. Среди них - народный артист РСФСР Виктор Иванович Агеев.

В послужном списке артиста, начиная с 1907 года, когда он пришел в профессию, - 47 городов. Иваново, Курск, Красноярск, Астрахань, Омск, Екатеринбург, Вологда, Витебск, Новороссийск, Брянск, Кострома, Ярославль - всех не перечислить. Оренбург тоже встречается в этом списке, и не один раз: 1909- 1910, 1927, 1929-1930. А в 1936 году Виктор Агеев приехал уже в город Чкалов (несколько лет наш город носил такое имя) и остался здесь навсегда, потому что «ему нравились степные просторы, крутые берега, его привлекал театральный люд...».

В этот же период труппа Оренбургского драматического театра стала стационарной. Артистам предложили остаться в Оренбурге и служить одному театру, не кочуя больше по сценам страны. Так Виктор Агеев оказался одним из ведущих артистов первой стационарной труппы театра и многие годы оставался, пожалуй, самым популярным артистом Оренбурга. Конечно же, этому способствовали его творческие достижения, но путь артиста к профессиональным успехам был нелегок и непрост.

5 апреля 1887 года в посаде Дубовка Саратовской губернии (затем Сталинградской области, а потом Волгоградской) в семье мещан родился двенадцатый ребенок - Виктор. Каким было его детство в Дубовке, можно только предполагать: босоногое лето, «закон Божий» в церковно-приходской школе, скромная посадская библиотека... Из Дубовки семья Агеевых перебралась в Царицын (затем Сталинград, а ныне Волгоград), где Виктор окончил гимназию и попробовал свои силы в театральном кружке. Но вот однажды он впервые попал в театр. Заезжая драматическая труппа показывала спектакль «Уриэль Акоста» К.Ф. Гуцкова. Сердце сидящего на галерке мальчика обжигали страстные монологи героя-правдолюбца, юную душу впервые посетил мятежный дух искусства. Этот театральный вечер, а затем бессонная ночь решили судьбу будущего народного артиста. Он выучил монологи Уриэля Акосты и много раз ходил читать их на берег Волги.

Быть артистом! Родители препятствовали такому «несерьезному» жизненному выбору сына, они считали, что куда солиднее избрать профессию бухгалтера или учителя, как это сделали старшие братья. Однако юноша проявил небывалое упорство и без их ведома уехал в Москву на театральную биржу. С этих пор началась его самостоятельная жизнь.

Из автобиографии: «Я с юных лет имел большое стремление к работе в театре, с 18-летнего возраста принимал участие в драматических кружках. Утвердившись в своих творческих способностях, в 20-летнем возрасте вступил в профессиональный театр в г. Иваново в 1907 г.».

«Горячая влюбленность в избранную профессию, огромная трудоспособность помогли молодому артисту преодолеть трудности первых лет актерской жизни. Агеев начал ее любителем, без профессионального образования. Его «университетом» была сама жизнь во всем ее неистощимом многообразии. Ближайшие же годы показали, что профессия избрана правильно. Вскоре имя молодого Агеева появляется на страницах театральных журналов дореволюционного времени», - так описывает момент вступления на актерский путь коллега и своеобразный биограф Виктора Ивановича заслуженный артист РСФСР Александр Побегалов.

Города сменялись один за другим, работы было много: в неделю шло по три-четыре премьеры. Молодой Агеев, обладая большой наблюдательностью и хорошим сценическим чутьем, работая в разных театрах страны, приобретал бесценный опыт, развивал свой природный талант, вырабатывал сценические навыки. Бывая на спектаклях в Москве, Виктор Агеев учился у таких мастеров сцены, как Станиславский, Качалов, Книппер-Чехова, Москвин....

Так получилось, что наиболее ярко его актерский талант проявился после 1917 года. Первой ролью, сыгранной Агеевым в советском репертуаре, стал Матрос в пьесе Биль-Белоцерковского «Шторм». А потом были Швандя в спектакле «Любовь Яровая» К. Тренева, Гладков в «Цементе», Баев в «Земле» Н. Вирты и многие другие. Театрал, коренной оренбуржец Войлочников вспоминал: «Прошло больше двадцати лет, а не уходит из памяти первый увиденный мною на сцене, настоящий, живой во плоти и крови большевик! Это был Агеев в роли матроса Шванди в первой постановке «Любови Яровой».

Длинная галерея сценических образов в исполнении Агеева прошла перед глазами оренбургских зрителей, внимательно следивших за творческими достижениями своего театра. Запомнился Виктор Иванович Агеев в ролях профессора Полежаева («Беспокойная старость»), Свеколкина («Обыкновенный человек»), Окаемова («Машенька»), Фамусова («Горе от ума»), Лыняева («Волки и овцы»)... А в спектаклях «Давным-давно», «Фельдмаршал Кутузов» и «Надежда Дурова» им создан образ великого полководца Кутузова. В этой роли «актер сумел одним взглядом выразить характерные черты великого полководца».

Об Агееве писали в местных газетах: «мягкость, теплота, хороший народный юмор - вот чем пронизано большинство ролей Агеева», «образы Агеева согреты изнутри, озарены светом артистического обаяния». Однако главным творческим достижением Агеева стала роль Владимира Ильича Ленина в спектаклях «Человек с ружьем», «Ленин в 18 году», «Кремлевские куранты» и уже в возрасте 63-х лет в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Незабываемый 19-й» (1950). Впервые сценическое воплощение образа вождя пролетариата и русской революции на оренбургской сцене состоялось в 1938 году, и первым исполнителем стал Виктор Агеев.

Образ Ленина в то время воспринимался народом как уникальный образ человека - символа революционного движения и преобразования, человека с чистой совестью и светлыми помыслами, воплощающего величие и простоту, доброту и справедливость. Оренбуржцы мечтали увидеть вождя на сцене! Тем большей была ответственность театра перед зрителем.

Предложение сыграть Ленина Агеев поначалу отверг: задача казалась непосильной. Однако время требовало актерской смелости и решительности. Для артиста начались дни напряженного труда. О своем тернистом пути к этой роли он написал в одной из газетных статей: «Все роли, которые мне пришлось исполнить в пьесах прошлых лет, мельчают перед этой сложной творческой задачей. Я живу мыслью приблизиться к возможности показать образ правдиво, бережно, тепло, не оскорбляя памяти о гениальном вожде революции, не нарушая горячей к нему любви народа».

В.И. Агеев перечитал немало книг: монографий, воспоминаний, писем, статей. Дважды ездил в Москву, много раз посещал музей им. В.И. Ленина, вместе с режиссером-постановщиком Л.И. Иостом изучал архивные материалы, беседовал с людьми, близко знавшими Ильича, слушал грамзаписи голоса вождя. Важно было также достичь и портретного сходства. Агеев часами работал над гримом, изучал фотографии и скульптуры Ленина. Будучи в Москве, в Академическом Малом театре, он сделал пробные гримы под руководством художника-гримера заслуженного деятеля сцены Н.М. Сорокина. И чем глубже погружался в материал, тем «сложнее и величественнее» становился для него образ Ленина.

И вот настал день премьеры. Чтобы передать волнение по обе стороны рампы, процитируем фрагмент радио передачи: «Открылся занавес, и зрители увидели живого Ильича, его характерную позу, его жесты. Дружные аплодисменты зрителей убедили артиста, что первое впечатление благоприятно: его Ленин такой, каким его хочет видеть народ, каким хранит его в своем сердце».

«Роль Ленина Агеев сыграл в общей сложности более 250 раз, - делится воспоминаниями А. Побегалов. - Ни один из этих спектаклей не был рядовым, будничным. Каждый раз образ пополнялся какой-то новой чертой».

За исполнение роли Ленина решением местного отдела искусств В.И. Агеев был награжден месячным окладом. По сути, этот значительный этап в его творческой биографии стал решающим для всей последующей жизни. В 1939 году В.И. Агеева избрали депутатом Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся, и он представлял народные интересы не одно десятилетие. Его настойчивость и прямота в решении общественных задач, большая популярность как артиста создали высокий авторитет в обществе. А. Побегалов отмечал: «В.И. Агеев с юношеским волнением относится к каждому новому заданию. Он никогда не изменяет своему принципу: «Каждое дело - ответственно!». Будь то работа на сцене или общественная нагрузка. Он - вечный студент того университета, который называется нашей прекрасной советской действительностью». В 1945 году, вместе с группой ведущих артистов оренбургской труппы А.Я. Садовской, М.А. Куликовским и Б.Ф. Щукиным, В.И. Агееву присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР». А в июле 1957-го в Оренбурге появился первый народный артист РСФСР Виктор Иванович Агеев.

Сегодня мы вспоминаем этого замечательного артиста по фотографиям, театральным программкам, газетным публикациям. Видеозаписи спектаклей с его участием, к сожалению, не сохранились.

Виктор Агеев ушел из жизни 12 января 1962 года. Похоронен он на старом кладбище Оренбурга. Детей у него не осталось. Но, пройдя более чем полувековой путь служения театру, он создал плеяду ярких, колоритных образов исторических героев, персонажей из произведений классики и советской драматургии. Его творчество, его любовь и преданность профессии служили примером для молодых артистов - партнеров по сцене. Его неутомимая общественная деятельность народного избранника делала его популярным среди оренбуржцев, видевших в личности Агеева не только талантливого артиста, но и инициативного общественного деятеля.

Судьба Виктора Агеева определилась на берегу Волги, а жизнь завершилась на берегу Урала: «... Возвращаюсь из точки в Пространство...» В Пространство артиста входят не только сыгранные им роли, но и потрясенные сердца, новые эмоции и яркие впечатления зрителей от его таланта и труда. А еще наша память о нем - человеке своего времени и нашей истории.

В фойе Оренбургского театра к 130-летию Виктора Агеева подготовили фотоэкспозицию. Краеведы Дубовки, что в Волгоградской области, собирают материал для издания книги о своих известных земляках, и Агеев в числе первых.

 

Статья в PDF

Фотогалерея