Зрителя нужно уважать / Владимир Барляев (Магадан)

Выпуск №6-206 (2018), Вспоминая

Зрителя нужно уважать / Владимир Барляев (Магадан)

Всегда нелегко писать о тех, кого уже нет рядом. Но верной остается старая поговорка: «Они живы, пока о них помнят».

В ноябре исполнилось бы 70 лет со дня рождения любимца магаданской публики, верного рыцаря сцены, золотого баритона, как его часто называли в местной прессе, - народного артиста России Владимира Алексеевича Барляева.

Я попробую рассказать о нем в неизвестном ранее ключе, на основе материала, который бережно собирала несколько лет.

Артист нечасто давал интервью и не любил рассказывать о себе. За все 28 лет его магаданской биографии только однажды, в добротном глянцевом журнале Геннадия Овчинникова «Восточный форпост» я видела необычную статью Дмитрия Ледовского «Владимир Барляев в домашнем интерьере». Согласна с автором в том, что Владимир Алексеевич «прекрасный певец, артист с большой буквы - на сцене, дома, в компании; в общении - простейший русский мужик, веселый и грустный, остроумный, иногда обидчивый, но быстро отходчивый, готовый мгновенно помочь, выполнить просьбу, может забыть что-то неприятное, даже подлость, долго помнит хорошее». Мы дружили с ним 13 лет, и я бы добавила в этот список его хороший вкус, интеллигентность, доброту, а самое главное, ту особую харизму, которая делала его душой любой компании.

Таким он был с детства. Его ставили на стульчик, чтобы спел песенку для гостей, а потом восторженно спрашивали: «А кем ты будешь?» - «Алтистом!» - непременно отвечал Володя, еще не выговаривая все буквы.

Мы много беседовали с ним о жизни, об искусстве. Дома у него было немало пластинок с дореволюционными записями Вяльцевой, Шаляпина, Морфесси, оперных певцов с красивыми романсами, много книг о Шаляпине, Тито Гоби, Раневской, Станиславском, других артистах и певцах, режиссерах, сборники поэтов и писателей. Особенно Владимир Алексеевич любил творчество Ивана Алексеевича Бунина.

Его отец, Алексей Егорович Барляев был военным, мать Клавдия Михайловна - медсестрой. «Из родни профессионально пела только тетя Лиза в хоре имени Пятницкого», - вспоминал артист.

После 8 класса в 1963-м он поступил в Калининское (ныне Тверское) музыкально-педагогическое училище и в 1967 успешно окончил его по специальности «Хоровое дирижирование». Передо мной аттестат выпускника. Судя по оценкам, будущая звезда сцены учился на «4» и «5», но по специальным предметам пятерок было больше.

А это его характеристика за подписью тогдашнего директора училища Шумарова, направленная ректору Московской дважды ордена Ленина государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.В. Свешникову:

«Барляев В. А., 1947 года рождения, член ВЛКСМ и профсоюза. К учебе относился серьезно, за все время не пропустил ни одного урока и не имел ни одного порицания. По всем предметам имеет глубокие и прочные знания. Имеет отличные вокальные данные, с увлечением занимается сольным пением. Принимал самое активное участие в концертах для школ и общественности города и области, за что имеет большое количество грамот и благодарностей.

Барляев Володя является лауреатом общеучилищного фестиваля «Музыкальная культура Союзных республик» 1967 года. Педпрактику в школе провел хорошо, сочетая ее с большой общественной работой. По характеру самокритичен, честен и непримирим к недостаткам товарищей, вежлив, скромен.

Администрация КМПУ рекомендует Барляева Владимира для поступления в вверенную вам консерваторию на вокальное отделение».

И в 1968 году, при конкурсе 28 человек на место, он туда поступил!

И снова передо мной документы, теперь уже экзаменационные листы из Консерватории. Авторитетная приемная комиссия. Общая экзаменационная оценка - 3! По общему мнению, «студент еще молод, голос есть, музыкален, внешность хорошая, немного растерялся в зале, но в комплексе это бесспорная кандидатура, его стоит учить» и определили Владимира на подготовительное отделение первого курса Консерватории в класс преподавателя Давида Александровича Гамрекели, известного баритона, с 1944 года солиста Большого театра.

Владимир стал серьезно заниматься, и - первые успехи - решено перевести его на первый курс. Вот комментарии преподавателей на 2 курсе весенней сессии 1969/70 учебного года, где Володя исполнил вокализ № 5 Конконе, арию Фигаро Моцарта, романс «Нет, только тот, кто знал» Чайковского и русскую народную песню «Ой, кабы Волга-матушка»:

«В. Г. Шушлин: Мне очень понравился Барляев, он сделал большие успехи, понимает, что поет, музыкален.

Д. Я. Пантофель-Нечецкая: Голос очень вырос, он легко стал идти наверх, очень одаренный человек, чувствует, что поет, очень хорошее звуковедение.

М. М. Мирзоева: У него красивый тембр, и в смысле диапазона он сделал успехи.

Д. А. Гамрекели: Сегодня он меня огорчил - горлил, но вообще я им доволен».

С марта Владимир стал заниматься в классе у профессора Александра Батурина, баритона, ведущего солиста Большого театра, лауреата Государственной премии СССР. На весенней сессии свое мнение о студенте Барляеве высказал и знаменитый тенор Сергей Лемешев: «Производит хорошее впечатление, голос ровный, звук для профессионального пения».

На четвертом курсе Владимир женился на красавице Елене, а через год у них родился сын Родион. В этом же году Владимир сдал государственные экзамены на «отлично». Ему присвоили квалификацию оперного и концертного певца. Сохранилась в архиве и характеристика за подписью доцента Консерватории Б.И. Куликова, данная для прослушивания в Большой театр:

«Барляев В. А. обладает лирическим баритоном очень красивого тембра, гибким, выразительным, отличной дикцией, пластической фразировкой, пониманием стиля исполняемого произведения. Он очень музыкален и сценичен, хорошо владеет роялем. Барляев В.А. принимал активное участие в общественной жизни Консерватории - избирался членом бюро ВЛКСМ факультета».

Но в Большом молодому специалисту жилье не предоставляли, и он с семьей согласился уехать в Ленинград, в Театр музыкальной комедии, где им дали комнату. Об этом времени артист всегда вспоминал с особой теплотой. Он дебютировал на сцене Музкомедии в спектакле «Ночной незнакомец», где его партнершей была Людмила Сенчина, будущая солистка Магаданской филармонии и тогда никому еще не известная певица. «На сцену зрители вынесли два огромных вазона с ромашками, - рассказывала жена Барляева Елена. - После спектакля все пошли к нам отмечать премьеру. Шумные, веселые... Ромашки несли все, и рук не хватало!».

Счастливые семь лет в Ленинграде, цветы, поклонницы... Между ними - служба в армии, в Ленинградском военном округе. А в 1980-м режиссер Магаданского театра Юлий Гриншпун заманил молодого артиста в Магадан, которому Владимир Алексеевич отдал 28 лет жизни и творчества. 3 октября 1986 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено почетное звание «Заслуженного артиста РСФСР», 4 августа 1995-го Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина звание «Народного». Он действительно искренне служил театру, старался всегда держать свою планку и поднимать зрительскую. Он был Народным. Об этом как раз вспоминает бывший магаданец на одном из сайтов: «Зима середины 90-х, благотворительный вечер для ветеранов в «Пушкинке» (главная библиотека Магадана - Авт.). Тяжелое время, веерное отключение электроэнергии из-за вынужденной экономии, еле теплые батареи, только чтобы не перемерзла система. К встрече ветеранов в библиотеке готовились, в актовом зале с самого утра работали обогреватели, но все равно очень холодно, в торбасах, надетых на шерстяные носки, стынут ноги.

Своим чередом идет концерт, зрители плотнее кутаются в шали и шубы. На сцену выходит народный артист РФ актер Магаданского театра Владимир Барляев - смокинг с атласными лацканами, белоснежная рубашка, галстук-бабочка, лаковые туфли. Это было так неожиданно, так явно «не по погоде», что сразу возникло ощущение праздника, какой-то совершенно особой торжественности. Он пел, аккомпанируя себе на рояле, минут 20. Зал провожал его аплодисментами, достойными самого признанного таланта. «Холодно ведь, надо было накинуть на себя хоть что-нибудь», - бросились к нему после выступления коллеги. «Ни в коем случае, - сказал Барляев. - Зрителя нужно уважать».

А перед моими глазами последнее выступление Владимира Алексеевича на концерте в Муниципальном Центре культуры 9 мая 2008 года. Худой, источенный изнутри болезнью, он допел песню, прижал микрофон к груди и поклонился зрителям. Сколько мужества было в глазах артиста! И сколько отчаяния в зрительских.

Следующее воспоминание о молодом артисте Ленинградского театра музыкальной комедии мне прислал некий заядлый театрал: «Иногда приходят весточки, заставляющие заново вспомнить какие-то лица, которые сегодняшнее поколение зрителей уже не знает. В 2008 году умер Владимир Барляев. Один из самых многообещающих молодых артистов эпохи режиссера Владимира Воробьева. Он работал в театре в семидесятые годы. Его баритон отлично знаком зрителям по фильму «Летучая мышь», где он прекрасно озвучил героя Юрия Соломина, Генриха Айзенштайна. В театре у Барляева не было возможности играть эту роль. Он был распределен вместе с Альбертом Панковым на Князя Орловского, которого какое-то время пел.

До постановки «Летучей мыши» у Барляева уже были в театре большие роли в спектаклях разной степени качества - герой «Кавказской племянницы» Ариф в оперетте Р. Гаджиева, Шамплатро в «Мадемуазель Нитуш» - молодой офицер, влюбленный в хитрющую воспитанницу пансиона Денизу, влюбленный Фредди в «Моей прекрасной леди». Одним словом, молодой вокалист был загруженным артистом. Его отличали красивый тембр голоса, чувство юмора, импровизационные качества. Это все пригодилось в постановке оперетты Е. Птичкина «Бабий бунт». Первый парень в хуторе, Николка был сыгран на одном дыхании, с добрым юмором.

Барляев не терялся в трудных ситуациях. Помню, театр весь день концертировал в парках Петродворца. В одном из концертов играли сцену и дуэт Алла Семак и наш герой.

- Целуй, да и все! - говорит нахальный казак.

- Не буду, у тебя ус отклеился.

Барляев отвечает:

- Да что ус, его и приклеить недолго (приклеивает). Целуй, говорю! (грозно).

«Бабий бунт» - очень веселый и весь построенный на импровизации спектакль. Барляев был достойным исполнителем в ряду своих партнеров (Копылов, Колосов, Фесенко). Была еще одна знаковая работа. В зонг-опере композитора А. Журбина «Разбитое зеркало, или Новая опера нищих». Композитор принес ее в Малый оперный театр, но там ее не приняли, и за постановку взялся Владимир Воробьев. Барляев сыграл бандита Мэкхита. Спектакль сложный, перенасыщенный символами и ассоциациями. Барляев в театре и в дальнейшем без сомнения занимал бы видное и достойное положение. Мы помним тех актеров, которые работали в театре - кто долго, кто не очень, но оставили о себе добрую память».

В Магаданском театре Владимир Алексеевич переиграл всю опереточную классику. Талантливого артиста с любовью вспоминают театралы разных поколений. Ни одно городское культурное мероприятие не проходило без его участия. Помимо этого он руководил Муниципальной хоровой капеллой имени Е. Алхимова, преподавал студентам вокального отделения Магаданского училища искусств, являлся профессором первого и единственного курса РАТИ (ГИТИСа) в Магадане. Последние четыре года своей жизни артист успешно руководил Магаданским музыкальным и драматическим театром.

Свой 79-й театральный сезон Магаданский театр открыл 4 ноября концертом «Вечер в театре» в постановке заслуженной артистки России Марии Леоновой и посвятил его памяти Владимира Алексеевича. Памяти артиста решили посвятить и весь театральный сезон.

 

 

Фото Расула МЕСЯГУТОВА и из архива Родиона БАРЛЯЕВА

 

Автор искренне благодарит за помощь

заведующую госархивом Москонсерватории

Раису ТРУШКОВУ

 

Статья в PDF

Фотогалерея