Ушел из жизни Вячеслав Гвоздков (Самара)

Выпуск №6-206 (2018), Скорбная весть

Ушел из жизни Вячеслав Гвоздков (Самара)

Все мы помним известную сентенцию булгаковского Воланда о внезапности смерти. И всякий раз недоумеваем: как же так - ведь только что виделись, вроде бы все было нормально!

Вячеслав ГВОЗДКОВ ушел из жизни в буквальном смысле слова скоропостижно. Этой смерти никто не ждал, никто не предвидел, но она случилась.

Он был очень разный, и относились к нему очень по-разному - одни с симпатией и даже с нежностью, другие с откровенным раздражением. Но никто - равнодушно. Он был шумный, резкий - порой до грубости, азартный... В общем, очень живой и для активной жизни предназначенный человек, который почти со всеми был на ты, которого добрая половина театрального мира называла запросто Славой, а за глаза (впрочем, и в глаза тоже) - Гвоздем. Теперь во всяких энциклопедиях и справочниках он будет именоваться официально - Вячеслав Алексеевич, с обязательным упоминанием званий - заслуженный деятель искусств Узбекистана и заслуженный деятель искусств России. И непременные скобки с двумя датами: 1947 - год рождения и 2018 - год смерти.

Вячеслав Гвоздков пришел в Самарский академический театр драмы им. М. Горького в 1995 году, сменив на посту художественного руководителя легендарного Петра Львовича Монастырского, до этого почти 40 лет бессменно руководившего театром. К этому моменту за Самарской драмой прочно закрепилось наименование «театр Монастырского». А самому Петру Львовичу уже минуло 80. Ситуация сложилась трудная, поистине драматическая. Но, как все проходит в этой жизни, и это тоже прошло. За 22 года на прочном фундаменте театра Монастырского Гвоздков сумел создать свой театр - со своими актерами (выпустил три актерских курса, и почти всех оставил в театре), своим репертуаром (поставил на самарской сцене более 20 спектаклей).

По возрасту он принадлежал к поколению «постшестидесятников». Слова такого, конечно, не существует, но люди эти были и есть. Те, кто родился уже после войны, кто пережил XX съезд и эйфорию «оттепели» в подростковом возрасте, чья ранняя юность совпала с введением танков в Прагу и началом брежневского застоя, а зрелость - творческая и человеческая - с перестройкой 80-х и «лихими 90-ми», когда ломалось все, что могло ломаться, когда надежды и разочарования многократно и мгновенно сменяли друг друга. Поэтому, наверное, несмотря на преклонение перед своим великим учителем Георгием Александровичем Товстоноговым, Гвоздков не унаследовал ни его пристального интереса к социальной проблематике, ни его публицистичности. Он, напротив, интересовался человеком как таковым, не внешними по отношению к человеку событиями, а внутренними обстоятельствами его души. Что-то удавалось ему лучше, что-то хуже - это закономерно. Но есть несколько спектаклей, которые особенно запомнились и самарской публике, и тем, кто видел их на различных фестивалях и гастролях: «О мышах и людях» Дж. Стейнбека (1996), «Униженные и оскорбленные» Ф.M. Достоевского (2001), «Академия смеха» К. Митани (2002), «Полковник Птица» Х. Бойчева (2008), «Побег из Шоушенка» С. Кинга (2015). Последний спектакль Вячеслава Гвоздкова на самарской сцене - «Касатка» А.Н. Толстого, премьера которой состоялась 1 декабря 2017 года. Финальная фраза спектакля: «...жизнь тяжелая и даже нелепая штука...»

Преодолеть и по мере сил понять эту тяжелую и нелепую штуку жизнь пытался в своих спектаклях Вячеслав Гвоздков. 22 года - это целая эпоха в 167-летней истории Самарского академического театра драмы им. М. Горького. Эпоха, которая завершилась 21 января 2018 года. Началась другая.

 

Статья в PDF

Фотогалерея