"Палитра" - честно, без макияжа / Фестиваль моноспектаклей "Палитра лиц"

Выпуск №7-207/2018, Из жизни СТД РФ

"Палитра" - честно, без макияжа / Фестиваль моноспектаклей "Палитра лиц"

Афиша фестиваля моноспектаклей «Палитра лиц» составилась в считанные часы, лишь председатель Краснодарского отделения СТД Анатолий Дробязко бросил клич. Что закономерно: городские бары превращаются в частные театры, недавние выпускники театральных училищ пребывают в поисках самореализации, а востребованным артистам мало домашней сцены. Эти и иные мотивации способствовали «Палитре». И она получилась пестрой - от классики до новой драмы.

Мария Ступченко с итальянским оптимизмом и свойственными южанам страстями представила пьесу Альдо Николаи «Соль и табак». Любовь Литвинова преодолела огромный массив текста Марины Цветаевой «Флорентийские ночи», сменив монотонность и заунывность первой части на экспрессию и постаравшись наверстать во второй темпоритм, без которого стихи и проза Цветаевой немыслимы. Именно ритмическое звучание поэтического слова стирает быт и придает замыслу масштаб вечного. Удивительно легко и вместе с тем многопланово - от имени всех персонажей - играл Карим Нагапетян в спектакле по Владимиру Набокову «Прощай, моя хорошая».

Запомнился и свет в зашторенном окне, тусклое пространство чердака с пробивающимися из-под занавески лучами, и в них бедная Анна Франк (Анастасия Радул), хрустально хрупкая, как стекло, разбитое в ту страшную известную ночь витрин, описанную в «Дневнике Анны Франк».

Не могли обойти фестиваль известные в Краснодаре рыцари музыкального театра. «За преданность жанру» награжден Александр Гогава в спектакле «Мелочи жизни, или Трагикомические истории» по А.П. Чехову и другим авторам. В литературно-музыкальной композиции «Я песню свою допою до конца» Евгений Туренко рассказал историю адыгейского поэта Хусена Андрухаева.

Были и куклы. Наперекор финансовому кризису разыгралась фантазия артиста из Туапсе Валерия Ермакова. Он создал уютный и теплый мир на снежном ватном зонтике-глобусе в спектакле «Просто в мае снег пошел» по мотивам сказок Сергея Козлова. Дети поверили, а взрослым захотелось вместе с медвежонком сесть у теплой печки и ждать прихода весны.

Краснодарская актриса Елена Бураншина в «Лягушке-путешественнице» по Всеволоду Гаршину сыграла блюз счастливых лягушек в намерено эклектичном стиле: начиная от музыкального сопровождения, заканчивая сюжетным. Песни Эдит Пиаф, рёв вертолетов, свадьба лягушек на телеге, интермедия с дельфинами составили микст, за которым, к сожалению, потерялась канва сценического повествования. Довольно распространенная и столь же поучительная история для детских постановок в Краснодаре: масса лишних движений и посылов ради заигрываний с детьми; в итоге сказка не рассказана, урок не вынесен, опыт не получен - неприкаянные куклы грустно сидели где-то на телеге.

Историю детской душевной травмы убедительно раскрыла Ульяна Запольских в спектакле по пьесе Алены Чубаровой «Колидор». Девушка в кресле у психотерапевта с каждым сеансом проходит стадии внутреннего взросления. Она заново переживает свое советское прошлое - детские тревоги и разочарования от непонимания взрослых, антисемитизм, и, наконец, обретает любовь к ближнему и самой себе. Точная игра актрисы, несомненно, структурирует этот, немного надуманный материал.

Евгений Парафилов показал уже известную по прошлогоднему фестивалю постановку «Оскар и Розовая дама» по Эрику-Эммануэлю Шмитту. Спектакль растет, живет, а главное обладает внутренним светом, заставляющим верить в бессмертие души. Светлым и ироничным, в первую очередь по отношению к себе, получился и авторский спектакль певицы Алены Стихарёвой «Без макияжа». Максим Корень из Сочи интерпретировал пьесу Марка Равенхилла «Продукт». Место исламистов заняли антиглобалисты. В целом понижен смысловой, философский градус. Думается, пьеса актуальна прежде всего тем, что через абсурд и смех автор представил бунт против потребления как глобального культурного миропорядка. Здесь вышло мельче, ограничились любовью к розовым туфлям и киношным пародийным спасением любимого. Хотя, почему бы и нет: история в стиле комеди клаб может вызывать смех и над тем, как общество обмельчало. Тем более, что Максим Корень действительно плеснул в фестивальную палитру ярких, комедийных тонов, разбив четвертую стену уместными интермедиями и сделав зрителей соучастниками игры.

Такой «продукт» вышел в этот раз на «Палитре». Смешали, что могли - честно, без макияжа.

 

Статья в PDF

Фотогалерея