Ногинск. Фаворит Луны

Выпуск №7-207/2018, В России

Ногинск. Фаворит Луны

Нынче, когда из Москвы до Санкт-Петербурга можно доехать за четыре часа, Ногинский театр драмы и комедии, юридически Московский областной, кажется расположенным от столицы не близко - полтора часа на электричке в один конец. Но сама возможность посетить ради театральных впечатлений другой город, а, вернувшись, даже успеть на последний поезд в метро, заманчивое приключение для любого театрала. Тем более, если повод к этому фантасмагория «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира.

В «новое время» пьеса ставится часто, не только потому, что 2017 год объявлен годом экологии, а как возможность создать красивое зрелище, где много волшебства, ярких эффектов и лирических откровений. «Сюжет неразберихи чувств» двух пар влюбленных героев этой пьесы пересказать не легче, чем либретто «Волшебной флейты» или «Трубадура», тем более что происходит все на трех разных уровнях - божественном, героическом и «плебейском». Свое влияние на юные души стремятся оказать как власть предержащие Афинского царства, так и своевольные духи вечной природы. Затесалась сюда и труппа ремесленников, возмечтавшая об успехе на свадебном торжестве их доморощенной «жалостливой комедии» о Пираме и Фисбе.

Для режиссера Веры Анненковой, сценографа Сергея Тимонина, художника по костюмам Клены Родкевич и хореографа Алишера Хасанова «Сон в летнюю ночь» вовсе не повод погрузиться в мир прекрасный и сказочный. Они последовательно создают на сцене атмосферу постиндустриальной антиутопии, выгородив подобие то ли недостроенного, то ли заброшенного вокзала. Здесь, как в романах братьев Стругацких, почти непрерывно льет дождь или гремит гром, много пустых бочек и ржавого железа. Яркие, но редкие огни тут ничего не освещают, а высасывают воздух из мрачного пространства. А музыка в ритме болеро, предваряя выход Тезея, герцога Афин, звучит зловеще. Он в этом мире такой же безжалостный правитель, каким оказывается царь фей и эльфов Оберон - в извечной природе. Обоих артист Александр Мишин представляет духовно едиными. Как Тезею с его повадками светского льва, так и Оберону, похожему на злого волшебника из «Лебединого озера», равно ведома сила зла и его цена. Каждый «направляет» сюжет под влиянием лишь собственных настроений и желаний, как всякий властитель.

Если скептичная царица амазонок Ипполита (Елена Пашкова) не слишком зависима от Тезея, с которым обручена, то раздор с Обероном царицы фей и эльфов Титании, похожей на Фосфорическую женщину из другой утопии (та же Елена Пашкова) - движитель основного сюжета, где жертвами чуть не стали четверо юных влюбленных. Но сначала тот же Оберон провоцирует внезапную страсть Титании к ослу, в которого по недоразумению обращен ткач Основа. Однако поток любовной лести, хлынувший на него, никак не повлиял на миропонимание простодушного ремесленника. Так или иначе, каждый герой комедии постоянно балансирует у бездны на краю, что одинаково смешно и страшно.

Блаженные или радужные сны в этом мире родиться не могут. Возможны тут лишь наваждения, мерцательные всплески чего-то неведомого и опасного. Плоские зеркальные силуэты трех странных великанов, возникнув на подмостках, отражают лунный свет. Эти бледные тени тоже создают атмосферу необъяснимой фантасмагории. Мистические свойства Луны, ее энергетики и образной силы персонажи время от времени с энтузиазмом обсуждают, явно подпадая под ее зависимость. Молодежь от этой неизъяснимой силы страдает, быстро впадая в чувственный хаос и рискуя все потерять.

Квартет юных героев - Лизандр (Максим Анисимов), влюбленный в Гермию, поначалу столь же влюбленный в нее Деметрий (Дмитрий Егоров), сама юная Гермия, влюбленная в Лизандра (Полина Жидкова), и, наконец, Елена, влюбленная в Деметрия (Алла Орлова), - все испытывают острые припадки чувственности, еще не вызревшей в поэзию в их душах. Расслышать и понять, а тем более почувствовать друг друга им мешает юношеский эгоизм и бесшабашная готовность разрушить все, что можно и нельзя.

И хотя по законам комедии все приходит к счастливому финалу, положение героев, а в большой степени и артистов, усложняет, кажется, сам перевод Т. Щепкиной-Куперник, полный чисто литературных, иногда слишком многословных метафор, от чего заметно устают как персонажи, так и зрители.

Противовесом этому потоку ученых словес простодушная игра самодеятельных ремесленников. Плотник Пигва (Олег Мошкаркин), ткач Основа (Игорь Бондаренко), столяр Миляга (Владимир Драковский), починщик раздувальных мехов Дудка (Федор Казаков), медник Рыло (Андрей Глазунов) и портной Заморыш (Иван Баринов) похожи на группу энтузиастов, которым была бы по силам сказка про Белоснежку и семь гномов. Но их неуклюжая импровизация на тему легенды о погибших влюбленных Пираме и Фисбе тоже трогает искренним стремлением прорваться в неведомый мир творчества. Посредником между опасным волшебством и выморочной реальностью становится маленький эльф Пэк, в миру Филострат, распорядитель увеселений при дворе Тезея. Молодой артист Данил Музипов нашел увлекательно разнообразные способы существования на двух уровнях этой фантасмагории. Его циничный черствый Филострат - предтеча нынешних диджеев и шоуменов, а юркий и невесомый, пластичный и стремительный Пэк - истинный дух творчества. Ведь даже в той путанице, которую он натворил, прежде всего проявилось творческое начало жизни как праздника, на который мы приглашены.

Статья в PDF

Фото Михаила БЕЛОЦЕРКОВСКОГО

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.