Тольятти. Мечты сбываются

Выпуск №7-207/2018, В России

Тольятти. Мечты сбываются

«О мечтах, которым пора сбыться» - так называлась опубликованная в журнале «Театральная жизнь» статья Глеба Дроздова, в которой режиссер мечтал о новой системе организации театрального дела. В апреле 1986 года в Тольятти приезжал Генсек КПСС Михаил Горбачев, услышавший от местных жителей просьбу открыть в городе профессиональный драматический театр. В городе автомобилестроителей в те времена работали Театр кукол, несколько Домов культуры и кинотеатров. Не удивительно, что первый секретарь Тольяттинского горкома КПСС Сергей Иванович Туркин взял «на карандаш» и статью Дроздова, и его самого. Горисполком принял постановление «О создании в городе музыкально-драматического театра», отказавшись от размещения в Тольятти филиалов Куйбышевского или Сызранского драматических театров.

Мечты Глеба Дроздова о новом театре начинали сбываться. Ученик Андрея Гончарова, самый молодой главный режиссер в СССР, коммунист с двумя строгими выговорами, наживший конфликт с руководством Ярославской области, человек с неуемной энергией, сумасшедшей энергетикой и нереальной работоспособностью, он рискнул начать все с чистого листа. Что это было? Стечение обстоятельств? Случай? Судьба?..

В Ярославле, уйдя из академического театра драмы, Дроздов успел создать «Студию-87», костяк которой составили его актеры-единомышленники - Наталья Дроздова, Виктор Дмитриев, Евгений Князев. Их вера в режиссера творила чудеса.

В Тольятти Дроздов привез пять готовых спектаклей. Так в нетеатральном городе появился не просто театр, а первый в Советском Союзе контрактный театр, самостоятельный в финансово-хозяйственной деятельности! Позже этот опыт взяли на вооружение многие государственные театры России.

Глеб Дроздов назвал театр «Колесо». Символ движения и символ АвтоВАЗа обрел сценическое звучание. Друг Дроздова, первый завлит Государственного Экспериментального театра «Колесо» Эдуард Пашнев вспоминал: «Когда мы приехали в Тольятти, местная самодеятельность восстала, пела гимн «и на обломках «Колеса» напишут наши имена». Многие ждали, когда мы развалимся...» Городские власти выделили сотрудникам театра целый подъезд в девятиэтажном доме на Голосова, 97. Квартиры были оборудованы всем вплоть до посуды!.. Шла реконструкция здания ДК, в афише театра было уже шесть спектаклей, труппа обкатывала их в гастрольном туре: Томск, Оренбург, Минск, Витебск, Куйбышев...

Дроздов создал из единомышленников и учеников потрясающую труппу. Театр «Колесо» стал главным делом его жизни: «Рождает птица птицу» Г. Дроздова и Э. Пашнева, «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Я, бедный Сосо Джугашвили» В. Коркия, «Пигмалион» Б. Шоу, «Ромео и Джульетта», «Отелло» У. Шекспира, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Опера сумасшедших» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Банкрот» А.Н. Островского, «Татуированная роза» Т. Уильямса, «Ночь ошибок» О. Голдсмита, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера...

Только за первые двенадцать лет своего существования театр девять раз выезжал за границу с гастролями и для участия в фестивалях: Франция, Венгрия, Болгария, Югославия, Англия, США... В 1996 году в мэрии американского Форт-Уорта Дроздову в дни гастролей театра вручили диплом о том, что десятое сентября в Форт-Уорте - день театра «Колесо». Затем появились совместные российско-американские постановки «Ромео и Джульетта» и «Мурлин Мурло». Не случайно критики писали о том, что Тольяттинский театр «Колесо» разрушал языковые и политические барьеры...

Театральные фестивали в Тольятти - это совершенно особая тема! С 2000 года театр «Колесо» проводит фестивали, символом которых стала вишня, приносящая цветы раньше листьев. По традиции в день закрытия фестиваля его участники высаживают вишневые деревья...

В 2000 году в конкурсе «Окно в Россию» театр «Колесо» получил звание «Лучший театр года» за спектакль «Мария Стюарт» по пьесе Шиллера, который стал последней работой Мастера - в декабре 2000 года народного артиста России, лауреата Государственной премии России Глеба Борисовича Дроздова не стало. В 2001 году театру было присвоено имя его основателя. Затем было много самых разных событий. Были и кризисные моменты, которые театр преодолевал, как мог. Был и театральный конфликт, расколовший театр, но не погубивший его...

В последние годы благодаря усилиям директора Янины Незванкиной и художественного руководителя Михаила Чумаченко Тольяттинский драматический театр «Колесо» имени Глеба Дроздова обрел новое дыхание. У коллектива есть поддержка городских и областных властей, активный попечительский совет и надежные спонсоры, молодая, жадная до работы труппа, с которой можно решать самые сложные творческие задачи. «Доходное место» А.Н. Островского, «Пять вечеров» А. Володина, «Визит дамы» Ф. Дюрренматта, «Дон Кихот» М. Булгакова по роману Сервантеса, «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, «Лодочник» А. Яблонской, «Как закалялась сталь» Н. Островского - эти спектакли запоминаются надолго...

В октябре 2017 года руководители театра «Колесо» и Российский институт театрального искусства объявили о начале сотрудничества, в рамках которого театр станет стартовой площадкой для молодых режиссеров. Раз в сезон на Камерной сцене театра один из выпускников ГИТИСа при финансовой поддержке Министерства культуры России поставит дипломный спектакль. В рамках проекта в режиссерской лаборатории ведущие педагоги ГИТИСа проведут занятия с молодыми актерами и режиссерами из Самарской области. Работу в этом направлении еще в 1990-е годы начал основатель театра «Колесо» Глеб Дроздов, стремившийся сделать театр региональной базой ГИТИСа, а город Тольятти - культурным центром Поволжья.

Сезон 2017-2018 годов театр проводит под девизом «30 лет вместе». 2 марта 2018 года, на юбилейном вечере чиновники одарили руководство театра и актеров разного уровня дипломами и грамотами. Отдав со сцены должное основателям театра - народным артистам России Евгению Князеву и Виктору Дмитриеву, заслуженной артистке России Ольге Самарцевой, отчего-то ни словом не вспомнили народную артистку России Наталью Дроздову, первого завлита и автора книги о театре, драматурга Эдуарда Пашнева, завлита и театроведа Ирину Портнову, ярко работавших в разные годы в театре режиссеров Анатолия и Сергея Морозовых, Петра Монастырского, Владимира Хрущева, не вспомнили актеров, первых выпускников театральной студии Глеба Дроздова - Игоря Касилова, Максима Важова, Александра Зиновьева, Екатерину Минулину, Елену Назаренко, Ирину Новикову...

А затем состоялась премьера мюзикла «Влюбленный город», придуманного выпускником РАТИ Павлом Прониным. Актеры театра «Колесо» любят петь и танцевать, что с успехом и делают в целом ряде спектаклей. Но явно затянутые видеоинтервью на тему любви, отсутствие четкой сюжетной линии в наборе сцен из «Квадратуры круга» и «Дня отдыха» В. Катаева, «Валентина и Валентины» М. Рощина, «Чужого ребенка» В. Шкваркина, «Повести о молодых супругах» Евг. Шварца, «В поисках радости» и «В дороге» В. Розова, «Литературных мечтаний» В.Г. Белинского в разбивку с танцевально-музыкальными номерами на хиты советской эстрады «Хмуриться не надо, Лада», «Полосатая жизнь», «Только мы», «Давай никогда не ссориться» и на «Mambo Italiano» не убедили в претензии на такой жанр, как мюзикл. Попытка музыкального возвращения в 60-е годы, когда началось строительство Автограда, не оставила ощущения большой удачи, даже несмотря на теплый, по-настоящему юбилейный настрой публики.

На здании драматического театра «Колесо» вывешена солидных размеров афиша: «Готовится к постановке. «Дело Карамазовых» по роману Федора Достоевского. Режиссер - Михаил Чумаченко». Хороший повод еще раз приехать в Тольятти. Надо не забыть отметить в календаре...

Статья в PDF

Фотографии из архива театра

Фотогалерея