Восполняя внутреннюю пустоту /I Международный театральный фестиваль им. В.С. Розова

Выпуск №7-207/2018, Фестивали

Восполняя внутреннюю пустоту /I Международный театральный фестиваль им. В.С. Розова

Фестивальная афиша России в начале 2018 года пополнилась многообещающим театральным проектом. Костромская «Региональная театральная ассоциация» и Ярославский ТЮЗ им. В.С. Розова учредили и провели Международный театральный фестиваль им. В.С. Розова. Событие долгожданное. Фестиваль не только содействует сохранению и актуализации творчества одного из крупных драматургов советской эпохи Виктора Сергеевича Розова, но и заносит его имя на театральную карту современной России. Розовский фестиваль так же закономерен и необходим на ней, как и достаточно давно и успешно существующие два других «именных» фестиваля - Володинский (Санкт-Петербург) и Вампиловский (Иркутск), афиша которых формируется «под именами» двух великих современников Розова - Александра Володина и Александра Вампилова.

По словам Сергея Викторовича Розова, советского и российского режиссера, театрального педагога, сына драматурга, ставшего президентом Розовского фестиваля, количество заявок от желающих принять участие в нем приятно порадовало и удивило организаторов. Благодаря обилию откликов было решено провести фестиваль в два этапа, довольно символичных. Первый прошел на костромской земле, с которой связаны годы творческого становления Виктора Сергеевича. Благодаря фестивалю костромской зритель получил возможность увидеть спектакли московских и петербургских театров, поставленные не только по пьесам Розова, но и по произведениям современников и последователей драматурга. Для принявшего на втором этапе эстафету Ярославского ТЮЗа проведение такого крупного фестиваля не только почетная и ответственная миссия, но и дело принципиально важное, укорененное в истории театра, к становлению которого Виктор Сергеевич Розов имел самое непосредственное отношение. Театр носит имя Розова, ведет свою историю с 1984 года: первая премьера Ярославского ТЮЗа - спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в постановке режиссера Сергея Розова.

В 2013 году главным режиссером театра Игорем Лариным к 100-летию В.С. Розова был поставлен спектакль по роману И.А. Гончарова «Обыкновенная история», известная инсценировка которого принадлежит драматургу Розову. Им и завершился Розовский фестиваль. Юношеский пылкий максимализм, присущий героям Розова, отразился и в этой истории о крушении возвышенных идеалов и мечтаний. Спектакль нашел отклик в душе каждого, кто прошел сложный путь взросления, «перекодировки» сознания под воздействием реальности. По словам Игоря Ларина, обращение к текстам Розова помогает театру восполнить внутреннюю пустоту, вызванную отсутствием современной тонкой психологической драматургии. Жажда, тоска по театру «откровения» стала ностальгическим лейтмотивом всего фестиваля, который, как отмечает директор Ярославского ТЮЗа Наталия Прокина, органично вписывается в творческую политику самого театра, являясь закономерным продолжением репертуара, ориентированного на детскую и молодежную аудиторию.

Ожидаемым в афише фестиваля оказался спектакль Санкт-Петербургского Театра Эстрады им. Аркадия Райкина «Шуры-Муры», поставленный Юрием Гальцевым и Владимиром Глазковым по рассказам В. Шукшина. В главных ролях - вчерашние выпускники мастерской Ю. Гальцева. Герои Шукшина, сыгранные молодыми актерами, воспринимаются зрителями как наши современники. Во время встречи со зрителями Юрий Гальцев поделился опытом работы с молодыми актерами над текстами Василия Шукшина. На современной сцене шукшинская проза потребовала иного языка и иного правдивого существования.

Однако в программе фестиваля ощущалась острая нехватка непосредственно розовского голоса, его текстов. Зачем нужна современному зрителю эта драматургия? Как ее ставить? Это и стало одним из острых дискуссионных вопросов и в ходе организации фестиваля, и во время творческих встреч со зрителями, и в работе дискуссионных клубов, расширяющих художественно-эстетические возможности фестиваля, позволяющих побеседовать с творческими лидерами театров, обсудить ключевые проблемы современного театрального процесса в связке с драматургией «шестидесятников».

Знаменательно, что ярославский этап фестиваля открывался розовским спектаклем Московского нового драматического театра «С вечера до полудня» в постановке Вячеслава Долгачева. На сцене современная деструкция традиционных не только советских, но и общечеловеческих ценностей и понятий - семья, любовь, дружба, успех, благосостояние... Внешняя респектабельность, давящая своей монументальностью (герои живут в знаменитой московской «высотке») и непоколебимостью устоев, скрывает внутренний распад, гниение взаимоотношений. С неожиданно тоскливой ностальгической ноткой на современной сцене прозвучал «шептальный реализм», заставляющий вспомнить ранние спектакли Олега Ефремова в «Современнике», тончайший психологизм постановок Анатолия Эфроса.

Активное участие в фестивале, что отрадно, принимало творческое студенчество Ярославля - студенты театрального института, художественного училища и колледжа культуры. Творческие встречи-беседы со студентами создавали на фестивале особую атмосферу доверительного общения, за этим форматом скрывались довольно интересные и глубокие беседы, наполненные практическими советами, рассказами о сложностях и радостях становления художника, о необходимости определения нравственных приоритетов. Многим запомнились слова Вячеслава Долгачева, художественного руководителя Московского нового драматического театра о том, что такие авторы, как Виктор Розов, нужны современному человеку, как талисман, как сильное противоядие против ложных ценностей, навязываемых человеку обществом потребления.

Особый характер и особую цель имел дискуссионный клуб, модератором которого был главный режиссер ТЮЗа Игорь Ларин. Разговор на тему «Драматургия 60-х на сегодняшней сцене» плавно перешел в практическую плоскость - размышления режиссера о грядущей постановке спектакля по киносценарию Георгия Полонского «Подсвечник Чаадаева», по которому в 1967 году Станиславом Ростоцким был снят фильм «Доживем до понедельника». Ларину, планирующему на современной сцене постановку по тексту 60-х, важно было услышать, что думает о наболевших школьных вопросах сегодняшний молодой человек. В формате свободной беседы оказалось возможным почти буквально обнаружить перекличку времен, нравственную переориентацию современного молодого человека, что созвучно планируемой режиссером постановке и что является важным в контексте Розовского фестиваля.

Значимыми событиями стали приезд Московского драматического театра «У Никитских ворот» со спектаклем «Папа, мама, я и Сталин» и встреча с его художественным руководителем народным артистом России Марком Розовским. Спектакль поставлен по одноименной автобиографической книге, написанной Розовским. Перед началом фестивального показа режиссер посчитал необходимым обратиться к зрителю с рассказом о своем детстве, воспоминания о котором и легли в основу действия. Это обращение глубоко тронуло ярославского зрителя своей, с одной стороны, интимностью, с другой - общностью травмы.

Ожидаемый аншлаг на творческой встрече с Юрием Гальцевым обернулся глубоким интересным разговором о современном положении театрального дела, о специфике актерского существования в эстрадном театре. Были и «лирические отступления» в виде концертных номеров замечательного артиста.

Первый международный театральный фестиваль им. В.С. Розова прошел отнюдь не комом. Именно благодаря этому фестивалю и именно в этом театральном пространстве ощущалась и реализовывалась необходимость живого психологического театра. Драматургия Виктора Розова необходима современному театру и невероятно сложна для него, что дает о себе знать и в минуты подлинных театральных удач, и в минуты неловкого прикосновения к розовскому тексту.

Статья в ПДФ

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея