Ждем новых побед / Юбилей у Евгения Журавкина (Севастополь)

Выпуск №7-207/2018, Юбилей

Ждем новых побед / Юбилей у Евгения Журавкина (Севастополь)

11 марта 50-летний юбилей отмечает актер и режиссер Севастопольского академического драматического театра имени А.В. Луначарского Евгений Журавкин. Он родился в Белоруссии, окончил Минский театрально-художественный институт (1991). С 1999 года работает в Севастопольском театре имени А.В. Луначарского, сыграл множество ролей, но основные - в спектаклях Владимира Магара «Маскерадъ, или Заговор масок» (2001), «Дон Жуан» (2006), «Отелло» (2011).

Актера издавна привлекали режиссура и драматургия. Еще работая в Минске после окончания института, он написал и поставил две сказки: «Золушка» и «Пираты Карибских гор, или Похитители радуги». Но именно в Севастополе Евгений Журавкин попробовал свои силы в режиссуре на театральной площадке государственного историко-археологического музея-заповедника под открытым небом «Херсонес Таврический», которую театр стал осваивать заново.

Начал он в 2002 году с «Отравленной туники» Н. Гумилева, где сам исполнял роль арабского поэта Имра. Мизансценически простой, но с великолепной драматургией и удачными актерскими работами спектакль как нельзя лучше вписался в естественные декорации античного музея-заповедника и шел с успехом много лет. Вместе с десятком единомышленников Журавкин создал так называемый «Античный филиал» Театра имени А.В. Луначарского, который начинал свои сезоны на площадке «Херсонеса Таврического» после 20 июня и заканчивал к 1 сентября. В 2014 году руководство театра предоставило постановщику практически полную самостоятельность, в первую очередь финансовую, и спектакли стали называться «Античной программой» или «Античным проектом», хотя его участники продолжали считать себя «неформальным филиалом» театра.

Репертуарная политика Журавкина была всегда удачна. На территории музея-заповедника им были созданы: «Отравленная туника» (2002) по Н. Гумилеву, «Эдип-царь» (2002) по Софоклу, «Троянская война окончена!» (2003) по В. Коркия, «Ангел стаи» (2004) по Н. Гумилеву, «Ля-гушки!» (2006), «Женщины в народном собрании» (2008) и «Облака» (2010) по Аристофану; «Очень, очень романтическая комедия» (2013) по Э. Ростану; «Что позволено Юпитеру...» (2014) по Ж.-Б. Мольеру и Плавту.

Посещение постановок в Херсонесе стало не только одним из самых привлекательных туристических мероприятий для гостей города, но и действительно способствовало росту интереса к театру: часто после знакомства со спектаклями этой площадки зритель открывал для себя Основную сцену.

На ней в начале 2000-х годов Евгений Журавкин восстановил свои первые сказки и активно принялся за создание новых. Думается, их успех не только в том, что актер всегда стремился найти для себя и своих партнеров интересные роли, а в том отношении к миру, что проявлялось в созданных им спектаклях для детей. Они неизменно были добрыми и волшебными, в них не было злых героев (а если кто-то и вел себя неправильно, то исправлялся под влиянием других), и можно сказать о том, что эти сказки оказывали важное педагогическое воздействие. Не впадая в назидание, в увлекательной игровой форме режиссер тактично приобщал своего маленького зрителя к нравственным нормам. Его спектакли всегда касались непреходящих ценностей: любви, дружбы, верности, нравственного выбора. Для дошкольников подходили ранние сказки - «Золушка» и «Пираты Карибских гор, или Похитители радуги», а остальные были рассчитаны на детей более старшего возраста и их родителей. Как правило, сказки отличала крепкая литературная основа, хотя и адаптированная постановщиком, но были и те, сюжет которых рождался в процессе репетиций.

Привлекательная зрелищность, динамичность и музыкальная оснащенность неизменно отличали лучшие детские постановки Журавкина: «Золушка» (2005), «Соловей» (2006), «Пираты Карибских гор, или Похитители радуги» (2007), «Рождество с привидениями, или В темном-темном лесу...» (2008), «Снегурочка» (2009), «Тили-тили-тесто, или На войне как на войне» (2010), «Ох, уж эти принцессы...» (2011), «Белоснежка» (2012), «Русалочка» (2013), «100 поцелуев принцессы» (2014) и другие. Евгения Журавкина не случайно называют в театре «Андерсеном»: вдохновенное отношение режиссера к делу всегда обеспечивало долговечность и успех его сказок у севастопольского зрителя. Игровое существование и импровизационный стиль вносили полезную разрядку в работу актеров, помогая им восстановить силы после напряженного сезона на Основной сцене.

В своей актерской ипостаси Евгений Журавкин более всего запомнился севастопольским зрителям в ролях Дон Жуана и Яго. Идея полярности личности самого Дон Жуана и мира, окружающего его, стала главной в спектакле и нашла блестящее выражение в работе актера. Его герой был и влюбленным, и циничным, и грешным, и праведным одновременно. Иронические сцены в постановке соседствовали с романтическими. «Я способен любить всю землю, и я, подобно Александру Македонскому, желал бы, чтобы существовали еще и другие миры, где бы мне можно было продолжить любовные победы», - торжествующе восклицал на авансцене герой Журавкина, и эти слова, усиленные динамиками, гремели над залом театра.

Актеру помогали природная музыкальность и чувство ритма, как и в работе над шекспировским «Отелло». Режиссер наделил его Яго важной возможностью выражения зреющих замыслов - танцем. В него герой несколько раз впадал, как в транс, словно против собственной воли, и в такие моменты был особенно пугающе прекрасен. Ногами в черных сапогах он все быстрее и быстрее отбивал ритм, припадая, словно в исступлении, на сильные доли. Как орлиные крылья, кружились руки в широких рукавах, развевались полы длинного плаща и волосы, а на лице было торжествующе-высокомерное выражение. Нечто демоническое виделось в решении образа этого героя, в его гриме и костюме, в жутком свистящем шепоте, в смехе, в танце, даже в самом его первом появлении: высокая гибкая фигура в черном плаще двигалась крадучись, с грацией дикого зверя. Речь его звучала столь объемно и ритмично, что и проза воспринималась как стихи. Работа актера в этом спектакле заставляла вспомнить одну из его первых работ в Севастополе - Арбенина в спектакле В.В. Магара «Маскерадъ, или Заговор масок» по драме М.Ю. Лермонтова, когда казалось, что его герой не просто говорит стихами, а думает ими.

Журавкину подвластна не только высокая драма, но и комедия, недаром он всегда тяготел к комическим ролям «Античного проекта». Его виртуозное актерское существование в праздничной игровой стихии «Слишком женатого таксиста» снискало его «дяде Стенли» заслуженную любовь севастопольских театралов.

Е.И. Журавкин создал несколько спектаклей для Основной сцены: «Как важно быть серьезным» (2012) по пьесе О. Уайльда, «Queen, или О чем молчат королевы?» (2014) по «Стакану воды» Э. Скриба, «Седьмой грех» (2015) по «Королевскому брадобрею» А.В. Луначарского.

Удачным экспериментом оказалась его режиссерская работа «Письма Первой Крымской» (2014), представленная на Малой сцене театра. Жанр ее - литературно-драматическая композиция, основанная на документальном материале 1854-1855 годов. Звучащая вдалеке музыка, отголоски стрельбы и голоса актеров, читавших письма, свидетельствовали о том общем, что касается всех и на все времена, что заставляет каждого чувствовать себя частью страны и Истории. Хочется верить, что и дальнейшая творческая судьба этого талантливого человека сложится благополучно, и впереди у него будет много актерских и режиссерских побед.

Статья в PDF

Фотогалерея