Актерская судьба / Александра Турик (Владикавказ)

Выпуск №7-207/2018, Лица

Актерская судьба / Александра Турик (Владикавказ)

Заслуженная артистка РФ, народная артистка РСО-Алания, актриса Русского академического театра имени Евгения Вахтангова Александра Николаевна Турик отметила свое 75-летие и 50-летие творческого служения.

«Яма», «Солдатская вдова», «Немного нежности», «Странная миссис Сэвидж», «Дорогая Памелла», «Афинские вечера» - более 200 главных ролей в разных спектаклях сыграно за полвека на сцене. Ее карьеру по праву называют блистательной.

Александра Николаевна говорит, что сама судьба привела ее на сцену. Стать артисткой мечтают многие девочки, но Саша Турик из глухой деревни Лисичкино в 60 дворов на Смоленщине об этом и не думала. Время было тяжелое, послевоенное, в школу приходилось добираться через лес, где иногда и волки рядом пробегали. В детстве Саша мечтала стать почтальоном. «Почтальонку у нас во время войны и после ждали все, так что я даже завидовала ей, совсем не задумываясь, что почту приходилось носить из райцентра, а это восемь километров через лес», - вспоминает актриса.

Позже появилась мечта стать художником - рисовать девушка очень любила, и у нее это неплохо получалось. В 15 лет уехала в Волгоград к сестре и поступила в строительное училище, выучилась на штукатура-маляра и даже поработала по специальности. Какое-то время училась в Саратовском художественном училище на скульптурном отделении, но вскоре почувствовала, что это не ее призвание, и, вернувшись в Волгоград, стала активисткой комсомольской организации. В 19 лет Александру назначили художественным руководителем Дворца культуры Красноармейского района Волгограда, а поскольку знаний и опыта было маловато, она подала документы в культпросветучилище, и уже через год освоила аккордеон и гитару-семиструнку.

В училище на нее обратила внимание актриса Волгоградского драмтеатра им. М. Горького, преподававшая на отделении режиссеров самодеятельных театров, и посоветовала девушке поступать в театральную студию. Выдержав конкурс 30 человек на место, Александра Турик поступила, но, чтобы учиться и стать актрисой, ей необходимо было избавиться от белорусского говора. Прежде чем достигнуть отличного результата, пришлось много работать над собой, заниматься с педагогом по технике речи, а теперь она сама уже многие годы преподает сценическую речь и художественное слово, и ее многочисленные ученики успешно работают в разных городах страны, снимаются в кино. Их успехи очень радуют актрису и педагога Александру Николаевну Турик.

Полвека назад она начала свой творческий путь на сцене Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова. Здесь познакомилась со своим супругом народным артистом РФ, заслуженным артистом РСО-Алания Вячеславом Вершининым, а некоторое время спустя актерская судьба привела их во Владикаваказ. Так в биографии актрисы появился Русский академический театр имени Евгения Вахтангова.

С самого начала Евгения Турик завоевала любовь и признание зрителей. Она обладает особым и редким даром комедийной и характерной актрисы - красота, ирония, способность дарить ощущение праздника. Ее героини яркие, разноплановые, настоящие. Каждую роль актриса не создает, а проживает, поэтому ее выход на сцену всегда становится событием. Любит отрицательные роли, потому что «есть, что играть, есть за что зацепиться». «Я очень рано стала исполнять роли старух и всегда с удовольствием делаю это, - говорит актриса. - Люблю образы деревенских женщин, потому что знаю, чем они живут».

Все эти годы Александра Турик продолжает удивлять зрителей своими сценическими образами, соединяющими в себе смешное и трогательное, хрупкость и невероятную внутреннюю силу. Она наделяет своих героинь неподдельными чувствами и эмоциями, и они передаются зрителям, надолго остаются у них в памяти. «Работая над ролью, я чаще иду от внешнего к внутреннему, - рассказывает Александра Николаевна. - И то, что я люблю рисовать, очень помогает мне в профессии. Я должна увидеть образ внешне. Мне важно, во что одета моя героиня, какой у нее будет грим и даже, какой платочек - с кружевом или без. Например, в спектакле «Дядюшкин сон» для своей героини, спившейся полковницы Карпухиной, я нашла такую деталь: она появляется на сцене в валенках с обрезанными голенищами на босу ногу, танцует в них, а затем лихо сбрасывает».

Любимых ролей у Александры Турик великое множество - Харитина в «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, Филумена в «Филумене Мартурано» Эдуардо де Филиппо, Зойка в «Зойкиной квартире» М. Булгакова, Мира в «В списках не значился» Б. Васильева, сестра Крысчед в «Полете над гнездом кукушки» К. Кизи, Лилли Белл в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика. Из работ последних лет ей особенно дороги Малу в «Моем веке» М. Лоранс, Анна Павловна в «Афинских вечерах» П. Гладилина, Генриетта Карловна в «Тетках в законе» А. Коровкина.

Была у Александры Турик в молодости мечта сыграть Настасью Филипповну в «Идиоте» Ф.М. Достоевского и Элизу Дулиттл в «Пигмалионе» Б. Шоу - не случилось. Но своей актерской судьбой она довольна: «Столько вкладываешь сил в роли, что все они становятся очень дорогими. Если роли не любить, как можно выходить на сцену? Жизнь пролетела как одно мгновение - нескончаемая работа, неиссякаемый поток зрителей, множество гастролей, аплодисментов, цветов. Время идет, меняются люди на сцене и в жизни, но одно остается неизменным - любимый театр, который и по сей день дает столько же сил, сколько и забирает. И, может быть, я старомодна, но мне претят столь популярные сегодня скандально-эпатажные выверты на сцене, которые выдаются за «новое слово в российской режиссуре». Я - за театр, понятный зрителю, несущий что-то доброе и светлое его душе. Считаю, что его главное предназначение именно в этом!»

 

Статья в PDF


Фотогалерея