Особый стиль / Евгений Сетьков (Курск)

Выпуск №7-207/2018, Лица

Особый стиль / Евгений Сетьков (Курск)

В 2010-м году труппа Курского государственного драматического театра имени А.С. Пушкина приняла в свои ряды молодого и многообещающего актера - Евгения Сетькова. За прошедшие годы ощутимо вырос уровень его актерского мастерства, и на сегодняшний день Евгений является одним из наиболее востребованных артистов театра.

Начав свою карьеру на Курской сцене с романтических героев, молодой актер постепенно осваивал новые горизонты и вскоре доказал, что его талант не вмещается в рамки определенного амплуа. Зрители смогли заметить это, познакомившись с его Мухояровым в спектакле «Правда хорошо, а счастье - лучше» А.Н. Островского. Хитрый, пронырливый пройдоха разительно отличается от других героев Сетькова - прямых, горячих и честных.

Но самого пристального внимания заслуживает его Джордж Пигден в «Номере 13» Р. Куни. Когда актер впервые появляется на сцене, его сложно узнать: сутулый, неуверенный в себе, едва ли не заикающийся Джордж - полная противоположность другим, блестящим образам. Сетьков предстает перед зрителем этаким маменькиным сынком, простым и бесхитростным, неспособным на решительные поступки. Этот персонаж меньше всего хочет быть втянутым в скользкую ситуацию, в которой оказался его шеф Ричард Уилли, и не видит иного выхода из нее, кроме как честно покаяться во всем.

Глядя на такого недотепу, поневоле думаешь: как же он выжил в мире политики и заслужил пост секретаря помощника премьер-министра британского парламента? И меньше всего от Пигдена можно ждать активных действий. Сгорбившийся и будто постоянно ждущий удара, Джордж производит вполне определенное впечатление. Тем удивительнее изменения, которые происходят с ним по ходу действия. Распрямляющийся (и буквально, и в переносном смысле) секретарь демонстрирует и смекалку, и находчивость и даже некоторую артистичность. Сетьков очень точно, по крупицам, меняет своего героя и потому этот процесс происходит естественно, без резких скачков. Тон его от сцены к сцене становится увереннее, меняется в зависимости от обстоятельств и дополняет картину, увиденную зрителем.

Можно заметить, что в своей работе актер старается использовать как можно больше выразительных средств, - он всегда стремится найти позы, манеру движения, походку, которые помогли бы составить мнение о его персонаже, сказать о герое Сетькова больше, чем слова. Так и Джордж, заламывающий в начале руки по каждому поводу, в конце позволяет себе уже более смелые жесты и движения. И, чем больше меняется его персонаж, тем сильнее это заметно.

Каждую из работ Евгения Сетькова отличает динамичность: его герои меняются, реагируя на обстоятельства и никогда не приходят к финалу такими же, какими были в начале. Это можно сказать и о персонажах, которые находятся на сцене не слишком долго. Даже в рамках эпизода Сетьков умудряется изменить своего персонажа. Это хорошо заметно в спектакле «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду, где артисту досталась роль Адриана Синглтона.

Его герой присутствует на сцене всего лишь несколько минут, но за это время разительно меняется - от безучастного ко всему и потерявшего смысл существования юноши, до человека, который понял, для чего он появился на свет. Здесь Сетьков играет на контрасте отрешенности с цельностью и за короткие мгновения выдает огромный спектр эмоций. Одним из ярких воспоминаний о спектакле остается его безучастие в начале сцены и воодушевленность в конце. Адриан нашел смысл существования, исполнил свою жуткую миссию - и для него это мгновение, наверное, стало главным за всю жизнь. Одержимый фанатик, готовый на все ради своего учителя, - таким здесь оказался Сетьков.

Интересно наблюдать за актером и там, где его герой проходит длинный путь в течение всего спектакля, как это случилось в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана. Работая над ролью графа де Гиша, Сетьков сыграл его представителем «золотой молодежи» того времени. И правда - сначала зритель видит капризного, избалованного мальчика, который привык получать то, что хочет. При этом отказать ему в уме нельзя, поскольку де Гиш не идет напролом, а добивается своего куда более изощренными способами.

Здесь Сетьков использует особую, кошачью пластику, которая отлично дополняет облик его персонажа. Вкрадчивый и обходительный, он старается обольстить Роксану, однако со своими недругами предпочитает не церемониться - если уж мстить, так до конца. Но и тут проявляется его манера обставлять все максимально пристойно: желая расквитаться с Сирано, он не нанимает для него убийц, как для Линьера. Отчасти потому, что уже успел убедиться - с Бержераком так не справиться. Вместо этого де Гиш отправляет его на верную гибель, о чем прямо говорит Роксане. И привычку графа открыто говорить о планах и намерениях, нельзя рассматривать как честность. В интерпретации Сетькова это, скорее, способ насмешки над окружающими, заявление о своем всемогуществе и уверенность в безнаказанности.

Являясь антагонистом главного героя, де Гиш не превращается в законченного негодяя. По мере действия его персонаж развивается и в финальную точку приходит совершенно другим, нежели был в начале: повзрослевшим, помудревшим и даже отчасти раскаявшимся. Может быть, его изменило время, а может быть, он увидел силу любви Роксаны, которая и спустя годы осталась верна Кристиану. Само его поведение дает понять, что это уже не злой мальчик, который старается во что бы то ни стало напакостить счастливому сопернику.

Правда, Збышко Дульскому в спектакле «Мораль пани Дульской», по воле драматурга Г. Запольской измениться не удалось. Мы видим блестящего хлыща, прожигающего жизнь. Для него как будто нет никаких авторитетов: к родной матери он относится, пусть и с сыновней нежностью, но насмешливо, отца любит, но жалеет. А сам, словно мотылек, порхает по кабачкам, не желая всерьез осмыслить свою жизнь.

Первая искра симпатии к персонажу Сетькова проявляется, когда зритель видит, как Збышко общается с одной из своих младших сестер. С Хесей, которая кажется более близкой ему по характеру, он не церемонится и порой обращается с ней даже грубо, тогда как Меля, напротив, является для него единственным лучом в окошке.

И вскоре становится понятной причина такого отношения. Легкомысленный и, казалось бы, пустоголовый мотылек, в глубине души ненавистен сам себе. Он изо всех сил старается выдавить из себя врожденное мещанство, стать Человеком с большой буквы. Проницательный, он смотрит людям прямо в душу. Потому и видя, что болезненная сестра сильно отличается от остального семейства, находит ее общество более приятным, тогда как пребывать в компании остальных ему порой даже противно.

Наблюдая за героем Евгения Сетькова, иногда просто физически ощущаешь, как раздирают его на части внутреннее мещанство и стремление стать честным, благородным человеком. Как мечется он между сытой, спокойной жизнью и долгом чести. Это уже отнюдь не «золотой мальчик», как в предыдущем случае, который мало задумывался о том, как живет и что делает. Герой Евгения Сетькова хочет истребить в себе мещанство, но слишком слаб для этого. И пани Юльясевич, которая тоже отличается достаточной проницательностью, знает, на какие точки давить, чтобы сломать его.

Когда уже сломленный Збышко начинает бунтовать, это похоже на предсмертную агонию, в которой он хоронит все свои мечты и понимает, что мещанин в нем все-таки взял верх над честным человеком. И когда молодой пан грозится распутничать и куролесить, когда он выплевывает слова с ненавистью и отвращением, становится понятно: эти чувства он испытывает прежде всего к себе самому. За то, что не смог стать тем, кем хотел...

Такого поверхностного с виду и на самом деле многослойного персонажа создал актер, точно прочитав замысел драматурга. Пожалуй, это является его особенностью: быть на сцене человеком с «двойным» дном. И потому зрителям особенно интересно наблюдать за работами Евгения Сетькова.

 

Статья в PDF

Фотогалерея