За чертою кулис... / Арзамасский драматический театр

Выпуск №7-207/2018, Портрет театра

За чертою кулис... / Арзамасский драматический театр

Сезон 2017-2018 гг. для Арзамасского драматического театра юбилейный: в апреле его коллектив отметит 75-летие «альма-матер». На спектаклях старейшего учреждения культуры выросло не одно поколение арзамасских и нижегородских зрителей.

Арзамасский драматический театр считает датой своего рождения 30 апреля 1943 года, когда исполком Горьковского областного Совета принял решение о создании в городе постоянного государственного драмтеатра.

Однако история сценического искусства в нашем богатом духовными традициями городе восходит еще к началу ХIХ века. В 1817 году из учеников первой в России провинциальной школы рисования и живописи академика А.В.Ступина сформировалась любительская труппа, которой руководил вплоть до конца 1840-х годов сын академика Рафаил. В 1880-е гг. прославился театральный кружок, организованный К.Ф.Оборским - мужем племянницы А.С.Пушкина Ольги Львовны. Первая же профессиональная труппа был создана уже в ХХ веке - в 1919 году уездным Политпросветом. А с 1937 года Арзамас стал базой для Областного колхозного театра.

Решение об открытии в Арзамасе государственного театра, принятое в самый разгар Великой Отечественной войны, не было случайным. Уже на премьерном спектакле по комедии А.Н.Островского «Без вины виноватые» зрителями были не только горожане, но и бойцы и командиры расквартированных здесь воинских частей. С конца 1940-х - театр в центре культурной жизни города. На его сцене идут «Последняя жертва» А.Н. Островского, «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Кто виноват?» Г.Мдивани; для детей - «Хижина дяди Тома» по роману Г.Бичер-Стоу и «Аленький цветочек» по сказке С.Т.Аксакова. На афишах театра - пьесы авторов, ставших классиками советской драматургии: А.Салынского, Б.Лавренева, А. Афиногенова, Н.Погодина, В.Розова... Главные режиссеры в 40-50-е гг. - В. Скалов, А.Булдаков, Б.Свидер. С 1950 года над сценографией начинает работать известный арзамасский художник Ф.Зобенко, за годы своей деятельности оформивший более 130 спектаклей. А с 1959 года ведущим художником становится Г.Ромашкин. Укрепилась и труппа, насчитывавшая 29 человек, основу которой составляли не одно десятилетие любимцы арзамасской публики Е.Судьина, А.Красильникова, Е.Кобякова, А. Евстигнеев, Б.Ножинов, Г.Федотов, В.Кащенко и другие.

В год своего 20-летия, в 1963 году, драмтеатр обретает постоянную сцену в переданном ему здании городского Дома культуры, что значительно расширяет его творческие и технические возможности. 60-70-е годы - это время «взросления» коллектива, поиска им своего оригинального творческого лица, что проявилось, прежде всего, в укреплении творческого потенциала труппы (в 1968 году в ней было 27 актеров) и определении современной репертуарной политики. Возможно, именно поэтому так часто менялись главные режиссеры. За эти два десятилетия творческим процессом поочередно руководили В.Жданович, К.Угаров, Н.Зырянов, Л.Каменецкий, А.Мозгунов, Б.Лебедев, В.Белодворцев, Д.Сухачев.

Одной из значимых страниц в творческой биографии театра стали 1980-е годы. Новый главный режиссер В.Осьминин, сохранив классическую традицию, обратился к лучшим произведениям современной русской литературы. Начало 1990-х годов прошло под знаком чеховской темы. «Чайка» и «Вишневый сад» в постановке пришедшего на смену Осьминину В.Ткаченко были показаны на чеховских театральных фестивалях в Сумах и Ялте. Из событий этого периода стоит также отметить впервые поставленный на отечественной сцене спектакль-мюзикл по М.Булгакову «Золотой конь, или Версия «Театрального романа» (пьеса В.Ткаченко и В.Воронина), а также постановку известным итальянским режиссером Сильвио Манини комедии К.Гольдони «Хитрая вдова». Вернувшийся в театр в 1994 году В.Осьминин, с одной стороны, продолжил свой режиссерский поиск в классическом репертуаре. В мае 1999 года театр принял участие в IV Всероссийском театральном фестивале «Русская классика», организованном СТД России в подмосковном городе Лобня со спектаклем по комедии И.А. Крылова «Модная лавка». Осенью того же года театр получил приглашение Международного Классик-центра принять участие во II Международном Русском театральном фестивале в Париже. Событием этого периода стал и первый есенинский спектакль на арзамасской сцене «Заметался пожар голубой...», поставленный народным артистом России А.Палеесом.

После объединения в 1999 году драмтеатра с ТЮЗом труппу возглавил П. Мясников, поставивший в «новом-старом» театре два больших эпических спектакля - хронику «Мамаша Кураж и ее дети» по Б.Брехту и «Дон Кихота» М.Булгакова. С приходом П.Мясникова усиливается внимание к молодежному и детскому репертуару.

В 2010 году в состав театра влилась часть коллектива театра оперы. В это время главным режиссером стал заслуженный артист Карелии, лауреат премии им. Н.И.Собольщикова-Самарина, лауреат международного фестиваля «Славянский венец» Аман Кулиев, истинный человек театра, который сумел выстроить репертуар, раскрывающий творческие возможности как драматических, так и оперных артистов. В декабре 2012 года театр стал обладателем серебряного диплома проходившего в Москве III Славянского форума искусств «Золотой Витязь» за постановку комедии А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся!».

В марте 2013 года на Х открытом театральном фестивале-конкурсе им. Е. Евстигнеева М.Денисов и Т.Гордиенко были удостоены Дипломов лауреатов за роли в спектакле «Пигмалион и прекрасная леди» Б.Шоу.

«Свои люди - сочтемся» А.Островского, «Дядя Ваня» А.П.Чехова, «Вечер» А.Дударева, «Театр одного зрителя» В.Жеребцова, «Детектор лжи» В.Сигарева, «Пришел мужчина к женщине» С.Злотникова, «Девичник над вечным покоем» А.Менчелл, «Централ-Парк Вест» В.Аллена, «Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Исповедь» В.Панкратова, «Смешные деньги» Р.Куни, «Дочь Пурги» А. Староторжского и Л.Титовой, «Принцесса о-Цуру» по мотивам японских сказок - вот некоторые достижения театра за последние годы. Театр был приглашен на три фестиваля: VI Московский Всероссийский фестиваль спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир» со спектаклем для детей «Дочь Пурги» ; III Межрегиональный фестиваль «Волга театральная» со спектаклем «Дядюшкин сон»; ХV Международный театральный форум «Золотой Витязь» со спектаклем-хроникой жизни нашего земляка Сергия Страгородского «Исповедь».

В юбилейный год театр живет достойной творческой жизнью, стремясь сохранить лучшие традиции своей истории. А история эта, как мы видели, богата и именами, и творческими открытиями. Да и репертуарный лист театра за 75 лет впечатляет - более 220 постановок. Конечно, есть проблемы, есть свои сложности. Но прежде всего Арзамасский театр драмы сегодня - это коллектив единомышленников, объединенных любовью к своему делу: служению театральному искусству.

И день своего рождения театр, конечно же, отмечает премьерами - пьесой Мольера «Мещанин во дворянстве» и постановкой спектакля «Зыковы» М.Горького, приуроченной к 150-летию со дня рождения писателя. Творческие искания Арзамасского театра драмы во многом связаны с драматургией М.Горького. В первый театральный сезон 1943-1944 года был показан спектакль «Васса Железнова». Эта пьеса ставилась в театре неоднократно. Трагедия женщины со стальным характером, сложной судьбой, всегда захватывала публику. На сцене Арзамасского театра с успехом шли и другие спектакли по произведениям Горького: «Последние» (сезон 1972-1973 г.), «Старик» (сезон 1988-1989 г.), «Неоконченная пьеса о любви в двух частях» по пьесе «Яков Богомолов» (сезон 1991-1992 г.). Работать над премьерным спектаклем по пьесе «Зыковы» был приглашен молодой режиссер из Санкт-Петербурга А.Иванов.

Сколько потребовалось невероятных усилий, веры и любви директора театра М.В.Швецовой, главного режиссера А.Я.Кулиева, всех актеров и сотрудников театра, чтобы на театральной карте России существовал Арзамасский театр драмы. Наш театр - это бесконечное разнообразие и праздник. «У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое», - считал Карел Чапек.

Сегодня благодаря Аману Кулиеву театр обрел свое новое «лицо». Спектакли этого режиссера могут нравиться или не нравиться, но нельзя оспорить главного: наличия направления, особого стиля. Режиссер всегда стремится к тому, чтобы спектакль заставлял зрителей думать. Важно, что артисты поверили в идею Кулиева, а потому приняли его исключительную требовательность. Знаменательно, что личный юбилей Амана Ягмуровича Кулиева совпадает с юбилеем театра.

 

Статья в PDF

Фотогалерея