Три жизни "Самарской площади"

Выпуск №7-207/2018, Юбилей

Три жизни "Самарской площади"

Что такое 30 лет для творческого коллектива? За это время он может вырасти, возмужать, а может в силу самых разных обстоятельств расколоться, умереть или существовать, но формально. В жизни бывает все. Чего только не пережил театр Евгения Дробышева за эти годы: был на грани жизни и смерти, гастролировал на лучших сценических площадках России, Европы, Америки... По истории этого театра можно, начиная с 1987 года, изучать историю нашей страны, все этапы ее развития.

Выпускник авиационного института Евгений Дробышев всерьез «болел» театром. В 1985 году окончил в Москве Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина, год работал в Сызранском драматическом театре, год в Самарском (тогда - Куйбышевском) ТЮЗе. Первый вариант спектакля «Демонстрация» он создал со студентами Куйбышевского авиационного института. Успех - невероятный. Достаточно было повесить одну-две афиши, и народ скупал все билеты. В 1987 году в стране в рамках эксперимента было разрешено создавать театры, что называется, «по инициативе снизу». Дробышев ходил по городу и расклеивал объявления о наборе в театр-студию. Откликнулось человек пятьсот, отбор прошли десятка два.

Евгений Дробышев был влюблен в эстетику Московского театра на Таганке. Политическая ситуация в стране способствовала созданию такого театра, который бы говорил со сцены о самом наболевшем. Отсюда и название «Самарская площадь». Яркий, самобытный театр родился в декабре 1987 года. «Демонстрация» - первый спектакль, политический памфлет, пародия на первомайскую демонстрацию, пародия на советскую жизнь. Зал смеялся до истерики и плакал. С этим спектаклем в 1988 году театр гастролировал в Москве и Киеве. В 1989 году «Демонстрация» была удостоена областной премии имени Ленинского комсомола. Затем театр, созданный Дробышевым, был экспериментальной молодежной студией, частным театром, театральным подразделением «Шоу-иллюзиона Игоря Кио», едва ли не антрепризой. Актеры Евгения Дробышева всерьез занялись пантомимой с Владимиром Черняевым, а позже и с Ильей Рутбергом, специально приезжавшим из Москвы. Так рождались не просто постановки, созданные в жанре пантомимы или пластики, так рождались знаковые для этого театра работы.

И в нашей стране, и за рубежом настоящий фурор произвела премьера спектакля «Ночь на Ивана Купала». Самобытность языческих танцев, неожидaнныe драматические решения пластического действа стали событием в постсоветском театральном мире. Последовали успешные гастроли в Москве, награды престижных театральных фестивалей. Со спектаклем «Ночь на Ивана Купала» театр проехал едва ли не по всей нашей стране. В США газеты писали о том, что русские везут на гастроли секс. Но уже после первого спектакля в прессе появились совершенно другие отзывы: «"Ночь на Ивана Купала" - это очень чистый и светлый спектакль». Кстати, в Америке после спектаклей зрители оставались в зале и по полчаса задавали самые разные вопросы режиссеру и актерам - не об эротике, о жажде творческого самовыражения...

Когда в Самаре был продан Дом молодежи, мало кто верил, что, оставшись без сцены, без угла для репетиций, этот театр выживет. В самые тяжелые времена, когда рухнул спонсор театра «Инком-банк», по предложению мэра Самары Олега Сысуева театр получил статус муниципального и находящееся в аварийном состоянии здание кинотеатра «Первомайский», реконструкция которого растянется на тринадцать лет...

Пластические спектакли «Играем Бидструпа» и «Ночь на Ивана Купала» были удостоены премий и дипломов фестивалей в Уфе, Челябинске, Киеве, Кузнецке... Театр много и успешно гастролировал - Москва, Сочи, Нижний Новгород, Ижевск, Уфа, Киев, Гатчина. Зарубежные гастроли в Германии, Венгрии, Австрии. В Самаре играли несколько спектаклей в год, от случая к случаю, где придется. По пьесам Гоголя, Островского, Мольера Дробышев создает спектакли, близкие по духу к вахтанговским - яркие образы, выразительный язык мизансцен. В труппе пять-шесть актеров. Дробышев ставит каждый спектакль как последний.

«Самарская площадь» изменялась вполне естественно. В годы перестройки это был театр публицистики. В годы политического и экономического хаоса Дробышев стал мыслить образами. 26 октября 2007 года состоялось долгожданное открытие театра. В зале на 148 мест была сыграна премьера чеховской «Чайки». В роли Сорина - смертельно больной Александр Буклеев. Через неделю он отметит свой 53-й день рождения, а через три дня умрет...

Одним из первых в Самаре Дробышев начал активно ставить спектакли по пьесам современных драматургов: «Не такой, как все» Слаповского, «Фен-шуй» Щедрина и Каменецкого, «Русский и литература» Максима Осипова, «Запах легкого загара» Данилы Гурьянова, «Танец Дели» Ивана Вырыпаева... Спектакль «Poддом» по пьесе Алексея Слаповского «Рождение» в постановке Евгения Дробышева прошел на аншлагах более 450 раз. В июне 2011 года, в Российском центре науки и культуры Копенгагена Лиле Бидструп была поражена спектаклем, созданным по рисункам ее отца. Пантомима «Играем Бидструпа» идет на сцене «Самарской площади» уже больше двадцати лет...

Эстетически и стилистически «Самарская площадь» - авторский театр Евгения Дробышева. Репертуар отражает его видение того, чем должен заниматься театр. Здание перестроено по наброскам Дробышева: такими он хотел видеть фойе, гардероб, зал, сцену. Но главное - это люди на сцене и за сценой. Практически вся труппа - или прямые ученики Дробышева, или актеры, работающие с ним десятилетиями - Юлия Бакоян, Владимир Лоркин, Виктория Просвирина, Михаил Акаёмов, Елена Остапенко, Олег Сергеев...

Основу репертуара составляют постановки Евгения Дробышева. Спектакли других режиссеров удивительным образом соответствуют театральной эстетике Дробышева. Годами с успехом идут постановки Сергея Федотова «Череп из Коннемары», «Тестостерон» Станислава Полихина, «Кроткая» и «Филумена Мартурано» Ирины Керученко.

Дробышев может в одном сезоне выпустить сразу две премьеры по пьесам Торнтона Уайлдера - «Наш городок» и «Долгий рождественский обед». Может готовиться к репетициям, репетировать и вдруг остановиться в работе. Он не боится искать что-то новое. Моноспектакль Натальи Носовой «Я - собака» в постановке Евгения Дробышева стал первым в истории Самары социальным театральным проектом. Артисты театра регулярно проводят читки пьес самарских драматургов. Как бы ни складывалась экономическая ситуация, «Самарская площадь» гастролирует по России и странам Европы, получая награды престижных театральных фестивалей, отзывы ведущих критиков и театроведов.

Секрет успеха этого театра в уникальном человеческом и творческом тандеме художественного руководителя и директора театра. Евгений Дробышев и Наталья Носова - не просто муж и жена. Евгений Борисович считает Наташу своей самой большой удачей в жизни. Она - ведущая актриса и директор. С утра и до позднего вечера Носова и Дробышев в театре...

Если раньше Евгений Дробышев любил радикализм, то теперь его манит психологический театр. На аншлагах идут «Правда хорошо, а счастье - лучше», «Вишневый сад».

Станиславский и Немирович-Данченко считали, что театр живет десять лет, и не более. Театр «Самарская площадь» прожил уже три такие жизни. И будет жить дальше, потому что у него есть своя эстетика, свой репертуар, свой зритель.

Статья в PDF

Фотографии из архива театра «Самарская площадь»

Фотогалерея