Омск. Открытый космос Фридриха Горенштейна

Выпуск №8-208/2018, В России

Омск. Открытый космос Фридриха Горенштейна

Премьера спектакля «Искупление» Фридриха Горенштейна в постановке Алексея Крикливого в Омском академическом театре драмы состоялась в сентябре 2016 года. В начале этого сезона он стал участником фестиваля «Реальный театр» в Екатеринбурге, а также вошел в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая Маска». В марте 2018 года его включили в афишу фестиваля «Ново-Сибирский транзит», куда входят самые заметные театральные работы Сибири, Урала и Дальнего Востока. В сезоне 2016/2017 постановка признана лучшей в Омской области.

Сценический мир, созданный художником Евгением Лемешонком, предельно мрачен. Это и железнодорожный перрон, мимо которого, подобно стремительному времени, проносятся поезда, и Дом культуры, и квартира главной героини Сашеньки (Кристина Лапшина), и промозглая грязная улица, где ютятся бесконечные люди. Этому миру человек не нужен: он холоден, враждебен и совершенно не приспособлен для жизни, по крайней мере, счастливой. Человек в этом мире находится в положении гостя, он обречен блуждать в поисках дома, любви.

В древнейшей русской летописи - «Повести временных лет» рассказывается, что Бог сотворил человека, когда мылся в бане. Он утер ветошкой пот и бросил ее на пол, а дьявол поднял ее и стал спорить, кто из них сможет сотворить из нее человека. Дьявол создал из ветоши тело, а Бог вложил в него душу. Таким образом, на право создания «венца природы» претендуют светлые и темные силы. По Горенштейну, в основе природы человека лежит зло, и нужно делать все возможное, чтобы бороться с ним, сеять добро. Всю жизнь его искушает дьявол: если ты сын человеческий, тебе все можно - убить, например. Нищета озлобляет, но достаточно вспомнить, что не хлебом единым... К сожалению, борьба за жизнь нередко убивает в человеке личность, он перестает стремиться к высоким идеалам.

Двойственность человеческой природы - вопрос не только философского масштаба, но и библейского. Крупнейшего прозаика третьей волны эмиграции Фридриха Горенштейна не случайно называли «восставшим из мертвых Чеховым» и вторым Достоевским. «Он - гений», - отзывался о писателе Андрей Тарковский. К его «Солярису» Горенштейн написал сценарий, стал автором монологов Андрея Рублева в одноименном фильме. Недооцененный современниками, это крупный писатель заслужил право называться классиком.

Горенштейн безжалостен к человеку, он беспощадно обнажает людские пороки. Неудовлетворенность жизнью - основная мотивация поступков людей. Мир манит, но никогда не дает желаемого. Сашенька, истеричная девушка, буквально задыхается без любви. Она ненавидит всех и все вокруг, мстительно, по-детски жестоко пишет донос на свою мать Екатерину (Анна Ходюн). Причем, не из принципа, а от обиды, что любовь материнская не принадлежит ей всецело. История Сашеньки - это превращение острого подростка в женщину. Девочки, которая предает высшую любовь - материнскую и переживает предательство сама. История о бесприютной стране, потрясенной войной (действие начинается в новогоднюю ночь 1946 года), в которой все пытаются выживать и без зазрения совести предают друг друга.

Перемена происходит, «когда Сашенька поняла, что некому больше обращать внимание на ее тоску, а без постороннего внимания и волнения тоска эта была вялой, скучной и не приносила сладости, ибо один из признаков детства - это возможность кого-нибудь мучить и волновать». Она встречает свою любовь - молодого красивого лейтенанта Августа (Егор Уланов). Любовь меняет ее, из надрывной истеричности она переходит в сдержанную строгость. Потребность любить реализована, но молодую женщину тоже ждет предательство. Она останется одна, беременная, вынужденная принимать помощь от тех, кого ранее отвергала и презирала - любовник матери «культурник» Федор (Иван Маленьких), приживалы Ольга (Ольга Солдатова) и Василий (Артем Ильин).

Тема спектакля соприкасается с сегодняшним днем. Родственники арестантов - Степанец (Любовь Трандина); мать, которая ежедневно проходит семь километров туда и семь обратно в надежде помочь сыну; жена профессора (Екатерина Потапова), отчаянно отплясывающая фламенко - обобщенные персонажи. Женские судьбы в стране, где человек никогда не представлял ценности, это бесконечная череда предательств и никому не нужных жертв.

Горенштейн и Крикливый честно и жестко говорят не только о русском, но и мировом бесконечном зле. Фашизм пытаются искоренить, но человеческих жертв не становится меньше. «Фашизм - временная стадия империализма, а соседи вечны, как и камни», - говорит герой Егора Уланова, приехавший в родной городок. Побитый войной, он с ужасом откапывает тела своих родственников, убитых соседом Шумой из личной неприязни, и понимает, что каким бы ни было время, человек человеку - враг.

В финале спектакля на фоне белых простыней, в ярком свете (после трех с лишним часов мрака) появятся Екатерина, Сашенька и Ольга, они беременны. Покой и тихое счастье в замерших фигурах родительских пар Ольги и Василия, Екатерины и Федора. Только героиня Кристины Лапшиной стоит одна, напевая колыбельную. Перед нами сцена купания, во все стороны летят брызги воды. Наверное, так очищаются от греха. В этом и есть символическое искупление как часть богословской концепции о спасении.

У Горенштейна в финале повести женщины рожают трех девочек. Прошла война - настало женское время. Время тех, кто способен любить беззаветно, хотя бы свое дитя. У Екатерины - Верочка, у Ольги - Надежда. Сашенька же называет дочь Оксаной - «чужестранкой». Вместо любви как слагаемом этой троицы, возникает холод отчужденности от мира. Доброта здесь в простодушии - в тех персонажах, которые ведомы житейской мудростью, простыми человеческими истинами. Это кроткая Ольга, добродушный Василий, справедливый Федор. Не случайно повесть заканчивается словами: «Начинался наивный, простенький человечий рассвет, кончалась мучительно мудрая, распинающая душу Божья ночь». Не случайны и слова Профессора (Михаил Окунев) о том, что настанет предел, за которым число человеческих жертв переполнит чашу и наступит искупление, а за ним благоденствие. Наступит ли?..

«Искупление» - эпичное и многосложное полотно. Текст Горенштейна, медленный по темпу, и в спектакле остается таким же. Непростая интеллектуальная работа для зрителя смотреть этот спектакль, но потрясение, которое наступает в финале, - высшая награда. Наверное, ради этого человек и должен приходить в театр.

Горенштейн писал: «Понимание - цель науки, а непонимание - цель художественности. В художественности дна нет, как в открытом космосе». Спектакль Омской драмы - тоже открытый космос, для которого требуется мужество и бесстрашие настоящего театрального зрителя.

Статья в PDF

Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА

Фотогалерея