Право носить оружие / Элина Быстрицкая

Выпуск №8-208/2018, Лица

Право носить оружие / Элина Быстрицкая

4 апреля исполнилось 90 лет Элине Авраамовне Быстрицкой, не просто признанной и одной из самых любимых несколькими поколениями зрителей звезде отечественных экрана и сцены, но и самой обворожительной женщине, сохранившей свою удивительную, яркую красоту до сего дня.

Наверное, один из секретов внешности актрисы заключен в том, что через черты лица ясно прочерчиваются обостренное чувство собственного достоинства, какой-то внутренней аристократичности, сильного, волевого характера - становящиеся все более и более редкими с течением времени, с измельчанием того, что зовется породой человека.

Эти сложности характера во многом сформировали актерскую природу Элины Быстрицкой, но на разных этапах жизни и творчества немало усложняли ее карьеру, начиная с той поры, когда подростком работая санитаркой военного госпиталя, а затем учась по желанию родителей в медицинском техникуме, она все-таки настояла на своем и поступила в Киевский театральный институт им.И.Карпенко-Карого.

Будучи студенткой, Элина Быстрицкая выбрала отрывок из шолоховского «Тихого Дона» и была раскритикована преподавательницей, сказавшей, что это - не ее материал, она должна играть шиллеровских героинь. И этот эпизод стал одним из первых камешков фундамента в стремлении не подчиняться, а бороться за свое место в театре и кинематографе. Прошли годы, и Элина Быстрицкая доказала той своей преподавательнице и себе самой, что ей подвластны образы самые разные, сыграв роль Аксиньи в прославленном фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон» так, что Михаил Шолохов был восхищен экранным воплощением своей героини.

После окончания института Элина Быстрицкая уехала в Вильнюсский русский драматический театр, где одной из первых ее ролей стала Таня в одноименной пьесе Алексея Арбузова - тоже отнюдь не герцогиня, а обыкновенная женщина, нашедшая после измены Германа, в котором заключен был смысл ее существования, свой путь в жизни. На этой же сцене была сыграна Элиной Быстрицкой и Ольга из арбузовской драмы «Годы странствий». И сегодня представляется, что эти первые роли проложили путь к блистательным, незабываемым экранным героиням Элины Быстрицкой - доктору Елизавете Максимовне в фильме «Неоконченная повесть», Леле из «Добровольцев», Ксении Румянцевой из ленты «Все остается людям»...

Молодая актриса ничуть не терялась рядом с известными, прославленными партнерами - Николаем Черкасовым, Михаилом Ульяновым, Сергеем Бондарчуком, а запоминалась, и совсем не только своей уникальной красотой (хотя она восхищала зрителей!), но глубоким проникновением в характер своих разных героинь - их темпераментом, умением тонко чувствовать переходы из одного состояния в другое, выразительной мимикой.

А в 1958 году Элина Авраамовна Быстрицкая поступила в труппу Малого театра, где ей пришлось многое преодолеть, потому что «вписаться» в коллектив старейшего русского театра с его давно сложившимися традициями, устоями, а порой и интригами, было очень и очень сложно. Особенно - признанной к тому времени кинозвезде. Но, обладая сильным характером, Быстрицкая предпочла ничьего расположения не завоевывать, а сосредоточиться на работе.

И на этих подмостках отчасти сбылось давнее предсказание ее киевской преподавательницы. Элина Быстрицкая блистательно играла леди Уиндермиер в пьесе Оскара Уайльда, баронессу Штраль в лермонтовском «Маскараде», Юлию Филипповну в «Дачниках» М.Горького, Глафиру в «Волках и овцах» А.Н.Островского, герцогиню Мальборо в «Стакане воды» Э.Скриба, донну Анну в «Каменном хозяине» Леси Украинки, Лидию Чебоксарову в «Бешеных деньгах» А.Н.Островского, Панову в «Любови Яровой» К.Тренева, Мэри в пьесе Юджина О' Нила «Долгий день уходит в ночь», Москалеву в «Дядюшкином сне» по Ф.М.Достоевскому и еще многие, очень разные роли.

С годами и десятилетиями мастерство Элины Быстрицкой оттачивалось и шлифовалось поистине ювелирно, словно драгоценный камень. Мне посчастливилось видеть актрису во многих из названных ролей, и всякий раз она поражала глубоким проникновением в тайную тайных образа, ни в чем не повторяясь, выискивая детали и мелочи жизни своего персонажа, внутренне оправдывая, а порой и осуждая тот образ, что воплотила на сцене.

Это одна из отличительных профессиональных черт Элины Быстрицкой - наполняя героиню своим личностным существом, вести над ней как будто невидимое наблюдение: насколько совпадает с ее человеческой сутью «нравственный кодекс», например, Пановой или Чебоксаровой, Москалевой или герцогини Мальборо? Способна ли она сама, Элина Быстрицкая, подчиниться тому, что диктуют жизненные обстоятельства или просто соображения личной корысти, выгоды? И за этим оценочным моментом всегда было особенно интересно наблюдать на спектакле...

И еще, конечно, за тем невымышленным, «неиграемым» аристократизмом, что пронизывал насквозь ее героинь от внешнего облика до душевной сути. А он словно вырастал от роли к роли, заставляя восхищаться породой актрисы, совпадавшей с породой ее персонажей.

В 1998 году Элина Быстрицкая вышла на сцену Московского драматического театра им.М.Н.Ермоловой, чтобы сыграть в спектакле по пьесе Леонида Зорина «Перекресток. Варшавская мелодия-98» польскую певицу наших дней Гелену, встретившуюся со своей молодостью и любовью. Это был в каком-то смысле знаковый спектакль для целого поколения тех, кто некогда с трепетом и надеждами на благополучный финал вопреки всем обстоятельствам, внимал героям Юлии Борисовой и Михаила Ульянова на Вахтанговской сцене. Но - одновременно - и точкой, поставленной драматургом и самим временем в давней истории, потому что в те годы театры вновь начали обращаться к «Варшавской мелодии».

«Точка» заключалась в том, что Он (Владимир Андреев, который и поставил спектакль) при встрече в аэропорту не узнает в экстравагантной, яркой и энергичной женщине ту, с которой давно расстался, - не просто «внешне», но внутренне, то ли заставив себя забыть все, что довелось пережить, то ли в силу обстоятельств, не позволивших бороться за свою любовь. Кажется, в этом литературном и театральном материале Элине Быстрицкой удалось наиболее полно соединить собственные личностные черты и оттенки характера своей героини. Царственная, победительная, не сломившаяся, она пронесла через всю жизнь то, что не удалось герою...

И надо непременно вспомнить последние роли Элины Авраамовны на подмостках, которым она верой и правдой служит 60 лет, - характерные, острые, яркие, до мельчайших деталей выверенные Хлестова в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, ханжа Турусина в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского и почти откровенно комедийная леди Китти в «Любовном круге» Сомерсета Моэма.

Здесь дарование актрисы словно открылось по-новому, непривычно, потому что, по-прежнему награждая своих героинь величественностью и внутренним аристократизмом, Элина Быстрицкая умудрилась при этом явить их в чем-то смешными и даже жалкими, не боясь преодолеть стереотип зрительского восприятия ее многочисленных «герцогинь», откровенно хулиганя, буквально воспламеняя зрительный зал.

Надо сказать, что при всей своей занятости Элина Авраамовна всегда находила время для немалой общественной работы, принося добро - конкретное, живое. Преподавая какое-то время в ГИТИСе (она вела курс вместе с Борисом Клюевым, который с неизменным теплом говорит всегда о своей театральной и преподавательской партнерше), Быстрицкая не только была предельно строга и требовательна к своим ученикам, но заботилась о них с поистине материнским теплом: приходила в общежитие с полными сумками еды, часто приглашала к себе домой, чтобы накормить. В одной из телевизионных передач есть трогательный эпизод: сидя в окружении студентов, Элина Авраамовна поет песню из фильма «Добровольцы», а студенты подпевают ей с увлечением и радостью.

Близко соприкоснувшись с будущими артистами, Элина Быстрицкая прониклась глубокой заботой об их существовании и создала Благотворительный фонд для учащихся.

Элина Авраамовна Быстрицкая и сегодня остается красивой, величественной, отличающейся прекрасным, завидным вкусом. Она написала две книги, рассказывающие о своей долгой и далеко не всегда счастливой и безоблачной жизни, - они поучительны и талантливы. Как и все, что она делает в жизни профессиональной и человеческой.

После выхода фильма «Тихий Дон» (вряд ли последующие две экранизации этого романа Михаила Шолохова смогли перебить устоявшуюся любовь к ленте Сергея Герасимова) Элина Быстрицкая была удостоена звания Почетной казачки, полковника казачьих войск с правом ношения оружия. Казаки даже просили ее поменять имя на Аксинью Донскую, но она объяснила, что менять фамилию отца не станет в память о нем.

А спустя еще какое-то время актриса получила «Диплом Веры Холодной» в номинации «Самая женственная». Наверное, так уж сложилась судьба, что эти два таких разных звания определили победительный, звездный путь актрисы, имеющей право носить не одно, а по крайней мере несколько видов оружия - Красота, Женственность, Воля, Характер, Талант...

 

Статья в PDF

Фотогалерея