Путь к легенде / Валерий Алексеев (Омск)

Выпуск №8-208/2018, Лица

Путь к легенде / Валерий Алексеев (Омск)

7 апреля исполнилось 70 лет народному артисту РФ Валерию Ивановичу Алексееву. Свой юбилей он встречает премьерной работой - ролью Льва Гурыча Синичкина в известном водевиле Дмитрия Ленского. Накануне, на ежегодном конкурсе-фестивале «Лучшая театральная работа» ему была вручена почетная премия «Легенда омской сцены».

Думаю, не преувеличу, если скажу, что Валерий Алексеев не только актер-премьер Омского академического театра драмы, но и лицо всего театрального сообщества города. Как-то так совместились в нем и актерский талант, и человеческое обаяние, и гражданское неравнодушие. Если спросить любого человека на улице каких омских актеров он знает, Алексеев обязательно окажется в этом списке.

Будущий артист родился в поселке Усолье-Сибирское Иркутской области, который находился неподалеку от железной дороги. Главным развлечением мальчишки было встречать-провожать поезда, представляя себе жизнь в далеких городах, и иногда обменивать на коробок спичек открытки с их видами у выходивших покурить. Спички обычно удавалось достать с помощью всяческих ухищрений на местной фанерно-спичечной фабрике. Разумеется, в раннем детстве он не имел никакого представления о театре.

«Мой первый театр - исключительно моя фантазия, рожденная обыкновенной тенью, которую я обнаружил от включенных фонарей, - вспоминает Валерий Иванович. - Возможность играть на теневых лучах детским воображением привела позже к пробам каких-то вещей именно с теневым театром, особенно когда я увлекся киноверсией театра Марселя Марсо. Теневые эксперименты предвосхитили знакомство с настоящим театром».

В тринадцатилетнем возрасте Алексеев вместе с классом попал в Иркутский драматический театр. С тех пор и зародилась мечта стать актером. Было еще и стремление выступать на оперной сцене. От тяги к пению осталась гитара и хорошо поставленный голос. Все это пригодилось в легендарном спектакле «Московские кухни», основанном на бардовской песне, во многих других постановках.

С третьего курса Иркутского театрального училища талантливого студента взяли в штат ТЮЗа, а по окончании учебного заведения - в Иркутский драматический театр имени Н. Охлопкова. Летом 1973 года театр был на гастролях в Омске. Гастроли проходили с большим успехом, наибольшим же вниманием публики пользовался спектакль «Старший сын» по пьесе А. Вампилова, в котором роль Сарафанова играл ведущий актер театра Аркадий Тишин, а в роли шалапутного ловеласа Сильвы омичи впервые увидели Валерия Алексеева. Многие и не догадывались тогда, чего стоил иркутянам этот спектакль по пьесе не очень любимого властями земляка. И репетировали, и играли они его каждый раз как последний, потому что боялись, что не пропустят, не разрешат, снимут с репертуара. Алексеев привлекал какой-то невероятной энергетикой, обаянием, юмором, живостью образа. Ему долго аплодировали, со словами благодарности поджидали у служебного входа, и уже звучало: «Нам бы в Омск такого!» Действительно - новый сезон Алексеев начинал уже в Омской драме. После больших ролей сначала пришлось вернуться едва ли не в массовку. «Но я считаю, что тогда правильно поступил, - уверенно говорит Валерий Иванович. - Я нашел свой единственный на многие годы театр, а это не каждому удается».

За сорок пять лет, отданных Омскому театру драмы, Валерий Алексеев сыграл более двухсот ролей. Комедийных, драматических и даже трагических - актеру подвластно многое. Сколько интересных деталей находится у него каждый раз, сколько красок, не перестаешь удивляться. Среди пьес - русская и зарубежная классика, современная драматургия. Алексеев практически переиграл «всего» Островского, Чехова, Достоевского. Своего режиссера он, наверное, не обрел, но довольно успешно работал со многими - как с признанными мастерами, так и с молодыми новаторами. И пусть что-то получалось, что-то нет, но всегда возникало сотворчество. Алексеев привык доверять режиссерам или, по крайней мере, не создавать конфликтных ситуаций, потому что и сам бывает в этой шкуре, и прекрасно понимает, какой труд, какая радость и мука - создание спектакля. А зритель любил Алексеева всегда, даже когда роль, мягко говоря, не слишком удавалась. Наверное, секрет в том, о чем он сам сказал однажды: «Режиссер и актер выстраивают действие так, чтобы вызвать у зрителя определенные эмоции. Если их угадывают, приходит удача. Но еще есть и твое личное, существующее помимо режиссуры, то, что ты можешь проявить в данной роли, высказать, может быть, самое тайное, что есть в тебе».

Благодаря первому режиссеру, с которым Алексеев встретился на омской сцене, Якову Киржнеру он получил роль Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Когда-то в юности он буквально до горячки зачитывался этим романом. Среди работ, созданных в содружестве с Геннадием Тростянецким, Валерий Иванович выделяет Сганареля («Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера), роль-подарок. Там еще было прекрасное актерское партнерство - с Юрием Ицковым, растянувшееся потом на многие годы. И дальше: Брандо в «Натуральном хозяйстве в Шамбале» А. Шипенко у Владимира Петрова, Соленый в «Трех сестрах» А.П. Чехова у Аркадия Каца, Гаев в «Вишневом саде» у Евгения Марчелли, Тонино и Дзанетто в «Венецианских близнецах» К. Гольдони, Арган в «Мнимом больном» Ж.-Б. Мольера у Паоло Ланди, Папа в спектакле Анджея Бубеня «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» по пьесе Б. Срблянович, МамаевНа всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского) у Дмитрия Кузина, генерал Чарнота в булгаковском «Беге» - версия Георгия Цхвиравы.

Роль Григория Лукьяновича Чарноты, а главное, все то, что происходит вокруг этого героя, явилось для Алексеева глубоко личностным, потому что сам он происходит из семьи, имеющей непосредственное отношение к тем, кто защищал Белую Россию. Его бабушка по материнской линии была племянницей атамана Семенова, ну а Валерий Иванович, соответственно, приходится практически правнуком «злодею» из школьных учебников истории. Отец и вовсе принадлежал к роду князей Шурыгиных, хотя был заводским парторгом. Двойственность положения немало портила ему жизнь. И вот сейчас, играя историю человека, чья судьба чудовищно трансформирована Гражданской войной, Валерий Алексеев практически играет историю своих близких.

Алексеев - чувствующий артист, играющий нутром, сердцем. Он и сам признается: «Головные» спектакли меня не трогают, простые, с характерами ближе к душе». Вспоминает, с какой страстью играли когда-то его старшие товарищи: Ножери Чонишвили, Александр Щеголев, Борис Каширин. В монументальность советских пьес они умудрялись вносить живые чувства. Глядя на них, и он научился пробивать железобетонные драматургические конструкции живым нервом, выходить к зрителю с обнаженной душой, направляя в зал ее пульсирующую энергию. Его герои так близки и понятны нам, потому что терзаются знакомыми сомнениями, решают проблемы, с которыми сталкивался каждый, радуются простым вещам. И это порой идет опять же помимо сочиненной кем-то роли - от самого актера.

«Я знаю, как легко выбить аплодисменты, - говорит Алексеев. - Иногда сам этим грешу. Работать отдельно не могу, а вместе со всеми иногда поддаешься этому искушению, кайфу какому-то. Бывает специально, бывает, что так пойдет. Театр и интересен этой каждодневной непредсказуемостью. Это не фильм, отснятый раз и навсегда».

Кстати, романа с кино у Валерия Ивановича не получилось, хотя «важнейшее из искусств» не раз оказывало ему знаки внимания. Еще во время работы в Иркутске его звали сниматься у Данелии, предлагали главную роль в фильме «Афоня». Ту самую, которую потом сыграл Леонид Куравлев. Приглашали к Кончаловскому в «Сибириаду». Режиссер Геннадий Воронин после удачно отснятых эпизодов в картине «Баллада о старом оружии» тоже прочил Алексееву главную роль. Но у того каждый раз находились важные дела в театре. И он отмахивался: «Нет, ребята, некогда, мое место на сцене». У него даже фамилия самая «театральная». Ведь такую носил основатель МХАТа, создатель всемирно известной театральной системы, которого все знают по псевдониму Станиславский. «Я иногда шучу, - улыбается Валерий Иванович. - Говорю: вот как Константин Сергеевич Алексеев я вам не верю!»

Удивительно работоспособный, настоящий трудоголик, актер, режиссер, умеющий донести до зрителя острое ощущение радости жизни, ее сиюминутности и оттого особой ценности, педагог, способный научить жить на сцене, Валерий Алексеев - подлинный Человек Театра, порой сам становящийся целым театром. И спектакль, сыгранный им, всегда будет интересным, насыщенным актерскими придумками, искренними человеческими чувствами и переживаниями.

 

Статья в PDF

Фотогалерея