Помолодевший Пристли

Выпуск № 8-118/2009, Премьеры Москвы

Помолодевший Пристли

Главная задача дипломных спектаклей, конечно же, заключается в максимальном раскрытии возможностей выпускников. Однако это отнюдь не означает, что педагогические задачи должны отодвигать на второй план цели чисто художественные. Напротив, участие в полноценной сценической работе, обладающей внятной режиссерской концепцией и постановочным решением, лишь максимально приближает начинающих актеров к той театральной реальности, которая в самом ближайшем будущем ожидает их за стенами института. Разумеется, речь не идет о каких-то броских спецэффектах и откровенном самовыражении авторов спектакля, заслоняющих студенческие показы. Когда же новый взгляд на известное произведение рождается на основе внимательного и бережного отношения к индивидуальности молодых исполнителей, в выигрыше оказываются все. Это можно сказать и о спектакле по пьесе Дж.Б.Пристли «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун», поставленном режиссером Еленой Долгиной в мастерской профессора А.В.Бородина (РАТИ) и идущем на сцене учебного театра «ГИТИС».

Между тем, уже сам выбор пьесы ставит перед участниками постановки весьма непростые задачи. И дело не только в коварстве жанра, объединяющего драму и фарс, лиризм и иронию. Суть в том, что главные герои этой истории – люди, успевшие разочароваться в собственной судьбе и решившие кардинально изменить ее. А создание подобных образов предполагает наличие не только сценического, но и жизненного опыта. Впрочем, возрастные роли – это одна из традиционных и неизбежных проблем практически всех дипломных спектаклей. И здесь важно не столько умение отобразить внешние временные изменения, сколько передать внутреннее состояние, присущее человеку в определенные периоды его жизни. В представленном спектакле не стремятся играть «кризис среднего возраста», а ищут оправдание поступкам персонажей, исходя из реального мировосприятия исполнителей.

И потому Лади Кватания, выступающему в роли Джорджа Кэттла, не приходится изображать «груз прожитых лет», поскольку его герой еще просто не успел до конца расстаться с детством, и потому для него столь естественно легкое возвращение к игре на угольном ведерке и азартной охоте на игрушечных хищников. Озорство и максимализм Джорджа выглядят абсолютно органично в исполнении молодого актера, который при этом вполне профессионально раскрывает в своем персонаже и весьма противоречивые черты. В его мистере Кэттле мальчишеская бесшабашность и порывистая неуправляемость сочетаются то с жесткой ироничностью, то с романтическим лиризмом. Когда же его стремление к прямоте и искренности в проявлении чувств наталкивается на полное непонимание, мы наблюдаем уже сложную двойную игру, в процессе которой Джордж прикидывается исправившимся, холодно чинным службистом и одновременно с язвительной усмешкой наблюдает как за окружающими, так и за самим собой. Что же касается возрастного аспекта роли, то, разумеется, смысловые акценты несколько смещаются, хотя, возможно, именно от этого начинают звучать еще более актуально. Ведь сегодня полная атрофия чувств и мыслей у тех, кто безраздельно поглощен бизнесом, наступает гораздо раньше, чем мог предположить английский классик. И чем скорее хотя бы кого-то из них посетит прозрение, изменившее жизнь мистера Кэттла, тем лучше.

То же относится и к невозмутимо холодной, на первый взгляд, Делии Мун, весьма убедительно сыгранной Валерией Лямец. В ее подчеркнуто сдержанной и сухо деловитой бизнес-леди мгновенно просыпаются те же искусственно сдерживаемые озорство и безоглядная веселость, а также горькое отчаяние и подавленная, нераскрытая женственность. В данном случае о возрастных несоответствиях речь уже не идет, поскольку актрисе удается раскрыть в своей героине личность сложную, немало познавшую и пережившую, а потому вполне осознанно и непросто решающуюся на кардинальную «перемену участи». В отличие от взрывного и быстро загорающегося Джорджа, ее чувственный порыв подкреплен доводами рассудка и житейского опыта. Ничем подобным не обладает, да еще и не может обладать юная Моника Твигг, которая в исполнении Александры Розовской тоже выглядит персонажем вполне узнаваемым. Эта по сути своей наивная и заводная девочка, с отчаянным фанатизмом рвущаяся к красивой жизни, взахлеб мечтает, говоря современным языком, о гламурных фото-сессиях и светских тусовках. Однако открытая улыбка и задорная стремительность не слишком вяжутся с ее вызывающе броскими туалетами, грубовато скопированными с глянцевых обложек. А игривое озорство идет ей гораздо больше, чем не очень умелое кокетство. При этом искреннее простодушие и детская непосредственность причудливо сочетаются в этой забавной фантазерке с упертой напористостью и хваткой расчетливостью.

Как в любом, и не только дипломном, спектакле, кто-то из исполнителей всегда оказывается в более выигрышном положении. Хотя порой запоминается и, казалось бы, совсем эпизодическая роль. Таковой, к примеру, оказалась, работа Дмитрия Бурукина, несколькими броскими штрихами набросавшего тоже весьма узнаваемый и популярный ныне портрет суетливо-истеричного врача-шарлатана, с легкостью хватающегося не за свое дело. Правда, столь острый гротеск несколько выбивается из общей жанровой стилистики постановки, которой более близка шутливая ирония и мягкий юмор. Хотя темы, поднятые в спектакле, не так уж и веселы. Не случайно в начальной песне, исполняемой всеми участниками постановки, говорится и о «тусклой ленте будней», и о «жизни, утекающей словно капли дождя». Причем главная драма в том, что большинство людей даже не замечает ни этой тусклости своего существования, ни утекающих мгновений жизни. Таковы и персонажи спектакля, диаметрально противоположные в своем мироощущении центральному герою и потому совершенно не способные понять и принять его «чудачеств». Среди них механически зацикленный на своих финансовых операциях Хардейкр (Максим Борисов) и деловитый, «застегнутый на все пуговицы» Клинтон (Николай Кучеренко). А также занудно правильный супруг Делии Генри Мун (Дмитрий Лещук), заботящийся лишь о том, чтобы избежать скандала, и суетливо услужливый полицейский Стрит (Виктор Потапешкин), отчаянно завидующий свободе и независимости Джорджа. И все же печальные ноты не становятся превалирующими в спектакле, в котором царит молодой задор начинающих артистов, иногда еще закономерно увлекающихся излишне яркими красками или выигрышно комическими приемами. Однако вместе с ними словно молодеет и маститый классик Дж.Б.Пристли, оказавшийся в этой новой версии неожиданно озорным и очень современным.

Фото Екатерины Меньшовой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.