Театр для людей / Чувашский драматический театр имени К.В.Иванова

Выпуск №8-208/2018, Портрет театра

Театр для людей / Чувашский драматический театр имени К.В.Иванова

Проносятся эпохи и сезоны, меняются взгляды и вкусы, рождаются направления и стили. На что только не решаются постановщики, дабы завоевать внимание публики! А здесь по-прежнему шелестят березы и ветлы, «растущие» на полях цветастых кулис, слышатся завывания вьюги и щебетания птиц, органично вписанные в «интерьер» музыкального оформления, и от декораций пахнет сеном и деревенской избой. Каждый спектакль Чувашского государственного академического драматического театра имени К.В. Иванова, старейшего среди национальных театров России, - словно глоток чистой родниковой воды, и так уже 100 лет.

На заре XXI века, когда современные труппы все чаще «пускают пыль в глаза» броскими визуальными картинками в ущерб глубине замысла, оставаться правдивым и честным отнюдь не просто. Но коллективу из Чувашии это удается. Быть может, потому что актеры и режиссеры, воспитанные в чувашских студиях Московского государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского, Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени А.Н. Островского и Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, не привыкли лгать зрителю, «с малолетства» усвоив законы русского психологического театра. Недаром простое человеческое слово, окрашенное живой интонацией и произнесенное с большим эмоциональным посылом, для них гораздо важнее модных внешних эффектов. Или оттого, что многое пришлось пережить за этот долгий век: и массовый голод, буйствовавший в Поволжье в годы Гражданской войны, когда зарплату получали мешками овса, а спектакли играли на сыром земляном полу в здании бывшего мочального склада в Чебоксарах, и Великую Отечественную, безжалостно «выдернувшую» на фронт прямо с подмостков.

Но преодолели, выстояли, смогли, и во многом благодаря неуемной энергии основателя и первого режиссера театра Иоакима Максимова-Кошкинского. Сегодня его по праву можно назвать «апостолом» чувашского национального театрального искусства, а тогда это был дерзновенный, полный сил и творческих планов молодой человек, готовый «горы свернуть».

Только представьте: рядовые будни в Симбирской чувашской учительской школе. Здесь, в колыбели искусства и образования, растут будущие представители чувашской интеллигенции - музыканты, поэты, писатели, педагоги. Среди них и классик чувашской поэзии Константин Иванов, чьим именем, словно жемчужной диадемой, «щеголяет» театр, и один из «отцов» профессиональной чувашской драматургии Федор Павлов. Несмотря на нешуточные нагрузки и напряженный учебный план, разработанный основателем школы, великим просветителем и автором чувашского алфавита Иваном Яковлевым, юные и «до ужаса» любознательные Иоаким, Костюша и Феденька грезят о создании чувашского театра. С увлечением погрузившись в изучение литературы и поэзии, они сочиняют собственные стихи и прозу, разыгрывают сценки из русских классических пьес и ловко переводят их на чувашский язык, пишут к ним музыку и подбирают декорации (в стенах школы даже были поставлены фрагменты оперы М. Глинки «Жизнь за царя»).

Все это достоверно описано в спектакле «Константин Иванов», созданном народным артистом СССР Валерием Яковлевым, вот уже тридцать восемь лет возглавляющим коллектив, к 125-летию со дня рождения поэта. Режиссер смог не только точно воссоздать дух золотого времени, но и дать нам понять, что именно тогда вспыхнула та самая искра, из которой разгорелось пламя длиною в 100 лет. Мечты сбылись, и на сцене открытого в 1918 году в Казани, а уже в 1920 переехавшего в Чебоксары театра увидели свет и поэма Константина Иванова «Нарспи», и драма Федора Павлова «В деревне». Сравнимая с крупномасштабной национальной фреской, она по сей день собирает аншлаги на многочисленных гастролях коллектива в Москве и Санкт-Петербурге, Казани и других городах страны.

Сюжет произведения изобилует непредсказуемыми поворотами. Бравый молодец Ванюк женится на красавице Елюк, в которую влюблен богатый вдовец Степан. Воспользовавшись уходом Ванюка на фронт, Степан сочиняет письмо о его гибели и добивается согласия Елюк выйти за него замуж. В разгар свадьбы возвращается Ванюк и убивает «неверную». Ярко и сочно работают заслуженная артистка Чувашии Елизавета Хрисанфова и Ирина Верьялова (Елюк), заслуженные артисты Чувашии Валерий Карпов (Ванюк) и Николай Сергеев (Степан), пленяющие внутренней глубиной и эмоциональной наполненностью.

Кульминацией спектакля можно назвать эпизод чувашской свадьбы с живописной россыпью колоритных характерных образов (чего только стоят любопытная, вечно «сующая нос» не в свое дело бабка Ескар народной артистки России и Чувашии Нины Яковлевой и потешный, задорно «покрякивающий» дед Муся народного артиста Чувашии Сергея Иванова). Привлекают внимание заводные песни и пляски под наигрыши диковинных национальных инструментов во главе с пронзительным, немного гнусавым шăпăром (волынкой из бычьего пузыря).

В подобной открытости и доступности постановочного языка, когда спектакль по-своему понятен всем, от членов жюри международных фестивалей тюркоязычных театров «Туганлык» и «Науруз» до заводских рабочих - обаяние и уникальность этого коллектива. Сколько раз можно было наблюдать за тем, как неугомонные школьники, приведенные в театр целым классом, внезапно прекращали шуршать пакетами и фантиками, охваченные чувством сострадания к несчастной Валентине в драме А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Или как обычные сельские труженики, привозимые автобусами со всех уголков республики, вдруг проникались сюрреалистическими картинами пьес «Кровавая свадьба» и «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки с народной артисткой СССР Верой Кузьминой в главной роли. Кто сказал, что театр - не для всех?

Стоит только нарядной люстре, сияющей под высоким потолком, притушить свои огни, как из глубин зрительских сердец поднимается что-то сокровенное, светлое, по-детски искреннее. Наверное, причина в том, что в своих работах чувашская труппа неизменно следует от внутреннего к внешнему, заставляя публику сопереживать героям, будь то бытовая комедия, психологическая драма или пронзительная трагедия. Навсегда остались в памяти театралов «Власть тьмы» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Виндзорские проказницы» и «Двенадцатая ночь» Шекспира, буквально рвавшие сердца торжеством правды на сцене.

Репертуарную сокровищницу невозможно представить без пьесы М. Горького «На дне», сыгранной на сцене Московского художественного академического театра имени М. Горького и рассмотренной столичными критиками в контексте постановок Константина Станиславского, Георгия Товстоногова и Анатолия Эфроса. Поистине крупными победами труппы были драма Б. Чиндыкова «Ежевика вдоль плетня», признанная лучшим спектаклем I Международного фестиваля «Туганлык», пьеса Н. Терентьева «Земля и девушка», названная московскими рецензентами «самой цельной постановкой театра», и повесть В. Распутина «Прощание с Матерой», премьера которой с успехом прошла на сцене Александринского театра в Ленинграде.

И даже столь сложный, «многослойный» материал, как пьеса современного чувашского драматурга А. Тарасова «Свет далекого счастья». Необычная по стилистике и языку, она воспринимается зрителями легко и живо. Награжденные Государственной премией России режиссер Валерий Яковлев, композитор Николай Казаков, народная артистка Чувашии Валентина Ситова (Лизук), заслуженный артист России Геннадий Большаков (Миккуль) и заслуженная артистка Чувашии Светлана Андреева (Зойка) превращают действо в подлинную мистерию, органично сосуществуя в разных временных и пространственных плоскостях.

Первым «залпом» столетнего фейерверка стала постановка пьесы А.Н. Островского «Не так живи, как хочется», в которой уже тогда, в 1918 году, ощущалось стремление коллектива соединить в своем творчестве лучшие достижения русского классического театра с национальными мотивами. Для «пущего эффекта» действие перенесли из Москвы в чувашскую деревню, «снабдив» его народными песнями, танцами и обрядами, а актеров одели в национальные костюмы. И хотя в нынешней версии спектакля, созданной заслуженной артисткой Чувашии Наталией Сергеевой к вековому юбилею, наше внимание сконцентрировано, скорее, на личных отношениях героев, нежели на остром национальном аспекте, в отдельных элементах художественного оформления Светланы Зверевой все же слышатся отголоски той исторической постановки.

В совершенстве овладев классическими законами исполнительской культуры, актеры и режиссеры театра, которых сегодня в труппе уже несколько поколений, высоко чтят традиции народного творчества, стремясь сохранить особую подачу материала сквозь призму этноса. Во всем - «глубинная», всеобъемлющая народность и неистребимая преданность истокам, начиная с постановочного процесса и заканчивая тем, с каким благоговением, точно бесценный талисман, здесь берегут память о выдающихся творцах прошлого. Народные артисты СССР Борис Алексеев и Алексей Ургалкин, народный артист России и Чувашии Виктор Родионов, заслуженные артисты России Ольга Ырзем, Ефим Никитин, Геннадий Терентьев и Геннадий Большаков, народные артисты Чувашии Елена Шорникова и Петр Иванов... Свет их таланта поистине негасим.

Золотыми буквами вписаны в театральную летопись республики имена режиссеров - заслуженного деятеля искусств Чувашии Константина Иванова и заслуженного деятеля искусств России и Чувашии, лауреата Государственной премии России Леонида Родионова, художников, заслуженных деятелей искусств Чувашии Евгения Бургулова и Павла Дмитриева, заслуженных художников Чувашии Николая Максимова и Владимира Мазанова.

Трепетно храня свою историю, труппа, между тем, активно тянется к новым жанрам и формам постановочного высказывания, разбавляя «фундаментальную» академичность живыми творческими поисками и экспериментами. Подтверждением тому стала премьера мюзикла Ю. Григорьева «Во мне душа Пихампара», овеянного духом древних легенд о загадочном языческом боге в волчьем обличии. И хотя в репертуаре театра было много спектаклей со вставными музыкальными номерами (достаточно вспомнить комедии А. Чебанова «Тетушка Праски дочку замуж выдает» и «Бабушка Праски внука женит», где десятилетиями блистала народная артистка России и Чувашии Нина Яковлева), настолько плотного слияния музыки, вокала и хореографии на чувашской сцене еще не случалось.

Тут, как и во всех спектаклях театра, нет статистов и миманса, и каждый участник массовки - яркий «солист» со своим «багажом» ролей и образов. Совсем еще молодые выпускники Чувашского государственного института культуры и искусств с неподдельным уважением смотрят на мэтров, те же «не гнушаются» выходить к публике в развернутых картинах национальных празднеств, ритуалов и игрищ. Бывает, нет-нет, да и мелькнет в шумной толпе лицо народной артистки СССР Веры Кузьминой, народных артистов России и Чувашии Нины Яковлевой, Нины Григорьевой и Николая Григорьева, не перестающих удивлять своим неповторимым талантом, заслуженных артистов России Любови Федоровой и Владимира Семенова. И, кажется, нет ничего лучше этой творческой сплоченности.

Вступив в XXI век, чувашский театр продолжает волновать многообразием красок, глубиной мысли и самобытностью языка. Несмотря на то, что время задает новые векторы развития театрального искусства, - реализм, идейность, народность по сей день остаются отличительными чертами коллектива, а этого так не хватает современному зрителю.


Статья в PDF

Фото из архива театра

Фотогалерея