Восточная сказка великого Петипа / "Корсар" в Воронежском театре оперы и балета

Выпуск №8-208/2018, Мир музыки

Восточная сказка великого Петипа / "Корсар" в Воронежском театре оперы и балета

В год двухсотлетия великого балетмейстера, «русского француза» Мариуса Петипа ведущие коллективы страны вспоминают о классическом наследии и представляют зрителям премьеры не устаревающих постановок. Одним из первых включился в празднование Года танца в России Воронежский театр оперы и балета, 26 января порадовавший публику «Корсаром» - реставрацией романтического шедевра Мариуса Ивановича, в котором когда-то блистал сам хореограф, выходивший на сцену в партии Конрада. На взгляд современного зрителя, балет может казаться архаичным и тяжеловесным, но постановщик премьеры Юрий Бурлака аргументировано спорит с этим предубеждением.

Выпуск спектакля был намечен на ноябрь прошлого года, но солидный объем технических работ, сложность музыкального оформления и декорационных решений, а также трудности репетиционного процесса помешали осуществить задуманное в срок. Вынужденная задержка пришлась даже кстати, позволив открыть Год русского балета одной из лучших постановок Петипа. Но прав главный балетмейстер воронежской сцены Александр Литягин, говоря, что такие жемчужины, как «Корсар», «Спящая красавица» или «Баядерка» будут актуальны всегда - и в юбилейный период, и в скромный год 199 летия мастера: эти шедевры уже прожили почти 200 лет и проживут еще столько же.

В 2007 году Литягин был на премьере «Корсара» в Большом театре и тогда же задумал эту постановку в стенах Воронежского театра оперы и балета. Причем автором адаптации тогда еще будущий балетмейстер сцены видел только Юрия Бурлаку, осуществившего масштабную московскую реконструкцию. Постановщик подошел к делу профессионально: приехал в город, оценил возможности труппы и цехов, прослушал оркестр и пообщался с руководством, после чего принял приглашение. Начался небыстрый совместный процесс творчества, делались эскизы декораций и костюмов (художник Валерий Кочиашвили), шел кастинг артистов, а затем и репетиции. Юрий Петрович осуществлял контроль дистанционно, а большой объем каждодневной работы лег на плечи его молодого коллеги из Воронежа.

Проект осуществлен благодаря поддержке Департамента культуры Воронежской области, хотя основную часть средств уже привычно предоставил Театр. За последние 20 лет это первый в городе балет подобного формата - трехактный, с роскошной сценографией. Энтузиазм Александра Литягина передался и дирекции, и артистам: в постановку поверили, танцовщики заинтересовались и мысленно примерили на себя партии корсаров и невольниц. Сам балетмейстер, помимо художественных, решал еще и организационные задачи: он верил в труппу, но хотел проверить, как она будет смотреться в классическом наследии. При этом распределение ролей тоже проводилось воронежским руководителем балетной части театра, а Юрий Бурлака, что называется, принимал работу: соглашался с кастингом, одобрял комбинации, отрепетированные Литягиным, советовал и советовался. Так что для молодого специалиста, поработавшего ассистентом на «Корсаре», спектакль стал боевым крещением, школой мастерства и ступенькой к профессиональному росту.

Но длительность постановки - 2 часа и 40 минут с двумя антрактами - беспокоила творческую группу: насколько современный зритель готов к ней? Сегодня посетители театра, испытывая вечный цейтнот, хотят получить эмоцию в компактный промежуток времени, да и пресловутую клиповость мышления никто не отменял. Но уже предпремьерный показ развеял сомнения, а аншлаг в зале в течение трех премьерных дней ознаменовал победу постановщиков. Кроме того, «Корсар» всколыхнул интерес ко всему классическому репертуару сцены - и «Лебединому озеру», и «Спящей красавице», выпуск которой намечен на декабрь, и другим названиям в яркой афише коллектива. Красота чистого танца нашла отклик у публики, не привыкшей к монументальности настоящих хореографических полотен, но принявшей ее.

Однако, по словам Александра Литягина, самый большой страх изначально был за другое: сможет ли коллектив соответствовать великому шедевру, в далеком 1863 году вышедшему в хореографии Мариуса Петипа? Захочет ли Юрий Бурлака - мастер, безусловно, востребованный и имеющий возможность выбирать, - по итогам работы поставить свою фамилию в премьерной афише? Но результат оказался действительно достойным ярких имен: «В этом году мы предоставим компетентному жюри «Золотой Маски» спектакль «Корсар» как адаптированную версию балета. Мы думаем не о наградах, а о нашей труппе, о воронежском зрителе, о том, что в театре должен быть репертуар, на который интересно ходить, так что билеты будут раскупаться, а в кассы выстроятся очереди. Все хотели бы получить не только «Маску», но и «Золотой софит», и «Душу танца». Но это не главное», - говорит главный балетмейстер сцены.

Что же главное в неспешном «Корсаре», могущем быть даже скучным и очень далеко ушедшем от поэмы мрачного романтика Байрона, писавшего о разочарованном пирате, утратившем возлюбленную? Классическое балетное либретто представляет совсем иную интерпретацию сюжета. В Средиземном море лихой пират Конрад (Иван Негробов) влюбляется в прекрасную невольницу Медору (Марта Луцко) - собственность алчного Исаака Ланкедема (Михаил Негробов). Молодым людям удается бежать вместе, но предательство друга заглавного героя Бирбанто (Максим Данилов) перечеркивает мечты храбреца. Похищенная заговорщиками девушка оказывается в гареме важного паши Сеида (Олег Рудометкин), ранее плененного увиденной на рынке в Адрианополе черноокой гречанкой. Ее подруга, легкомысленная Гюльнара (Елизавета Корнеева), очарована возможностью возвыситься, став женой паши. В результате своей находчивости дерзкая красавица-рабыня овладевает сердцем Сеида, влюбленные Медора и Конрад находят друг друга, а преступники, покусившиеся на дружбу и любовь, разоблачены. Отважные друзья предводителя пиратов вырывают его невесту из рук притеснителей, и герои уплывают прочь с острова Кос - навстречу новым приключениям, кои не заставляют себя ждать: в море разыгрывается страшная гроза, и корабль смельчаков тонет. Однако истинное чувство торжествует, и верная пара спасается, дабы уже никогда не расставаться.

История полна неожиданных поворотов, поэтому неискушенный зритель с неослабевающим интересом следит за перипетиями, выпадающими на долю персонажей. Тонкий аромат Востока, ощутимый скорее в визуальном оформлении, нежели в музыке, сочетается с цветистостью фабулы и сюжетными аллюзиями. И все-таки балет статичен и медлен, а партитура, составленная из сочинений Адольфа Адана и дополненная фрагментами произведений Лео Делиба, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера, зачастую кажется развлекательной и эклектичной. В роли музыкального драматурга также выступает Юрий Бурлака, а воплощает его замысел с оркестром художественный руководитель воронежского Театра, дирижер Андрей Огиевский. Тем не менее, большие мастера находят простор для творчества, усиливая почти отсутствующий национальный колорит: ассистент хореографа Юлиана Малхасянц работала над народно-сценической частью спектакля, и о сотрудничестве с ней труппа отзывается с восторгом.

Конечно, хореография «Корсара» не могла быть воссоздана в первоначальном виде, поскольку сохранившиеся о балете сведения далеко не полны. Но Юрий Бурлака, тщательно изучивший архивные материалы, заполнил пробелы оригинальными элементами и композициями из утерянных спектаклей «Гентская красавица» и «Питомица фей» на музыку Адана. При этом воронежская адаптированная версия не повторяет постановку, осуществленную специалистом в Большом театре, - чуть менее, чем трехчасовое полотно по-иному скомпоновано в три акта: почти часовой первый, короткий второй и финальное действие протяженностью немногим более часа.

Однако эта продолжительность воспринимается легко. Сам спектакль поражает не столько монументальностью, сколько амплитудностью движений, красочностью декораций и костюмов, точностью светового оформления, сделавшего бы честь и драматической постановке, ярким видео-контентом и хореографической полнотой, особенно заметной в третьем акте, где невольницы, борющиеся за внимание паши, предстают в сцене, известной в балете под именем оживленного сада. Красота эпизода, динамика происходящего и продуманность композиций позволяют считать премьеру Юрия Бурлаки событием в Воронеже и всем Черноземье.

Сильная сторона постановки - юмор, возникающий порой неожиданно для зрителей. Вальяжные, словно бы самовлюбленные корсары, лениво помахивающие кинжалами в общих мизансценах, комический трепет, внушаемый базарному люду появлением Сеида, и даже преувеличенное отчаянье Медоры, не могущей разбудить погруженного в опиумный сон Конрада, вызывают и интерес, и азарт, и смех: за балетом хочется следить, не отрываясь. Виртуозность вращений, присущая исполнительнице главной женской партии Марте Луцко, легкость и высота прыжка Елизаветы Корнеевой, танцующей честолюбивую Гюльнару, смелость и напор Максима Данилова в роли коварного Бирбанто и полетность движений, характеризующая пластику Ивана Негробова, делает «Корсара» ярким хореографическим явлением. А тонкий лиризм и точность психологического рисунка ведущего дуэта влюбленных превращает его в подлинное театральное действо.

Спектакль похож на богатое полотно, которое не надоедает рассматривать в деталях. Сложная система занавесов, обрамляющих сцену в каждой из картин, в нескольких штрихах обозначает место действия. Костюмы персонажей не повторяются. В эффектно выстроенном финале корабль, качающийся на зыбких волнах, зачерпнет бортом воду, взволнуется маняще-синее море (в этом постановщикам помогает видеопроекция), и покажется, будто настоящая буря обрушилась на героев. Слаженная ансамблевая работа коллектива довершает впечатление подлинности. Возможно, главное в январской премьере - энтузиазм и самоотдача его создателей, честно и с воодушевлением выполняющих каждый свою часть работы - кто-то больше, кто-то меньше, - но не дающих повода усомниться в том, что красивая восточная сказка, овеянная литературными романтическими аллюзиями и легендарной славой, действительно свершается в стенах Воронежского театра оперы и балета.


Статья в PDF

Фото А.САМОРОДОВА

Фотогалерея