Встречи всегда новые / VII Международный театральный фестиваль «Золотая провинция»

Выпуск №9-209/ 2018, Фестивали

Встречи всегда новые / VII Международный театральный фестиваль «Золотая провинция»

За что я люблю Кузнецк? За что москвичка может любить небольшой город в провинции? (Кстати, ничего нет уничижительного в таком определении. В песне-гимне, написанной специально о Кузнецке, так и говорится: «Где-то в провинции есть городок...») За тишину и птичий щебет на рассвете, за невысокие дома и широкие улицы с небольшим машинопотоком, за неспешный ритм жизни и спокойный вечерний режим. За что я люблю фестиваль «Золотая провинция»? Много за что. Но главное - за результативность. Семь фестивальных лет (весен) сделали очень много и для участников, и для организаторов, и для горожан. Это весьма ощутимо и наглядно. Организовалась и «воспиталась» взрослая публика, подросла в театральном режиме молодежь. Фестивальные дети уже давно не приходят в запретный шумный восторг при затемнении. И телефоны на спектаклях молчат. Большие и малые залы полны, билеты раскуплены заранее. Идеолог и строитель фестиваля Наталья Тескина создала театральную школу «Ступени», смогла получить для школы здание, отреставрировать его (своими руками!) и набирает каждый год ребятишек, и число желающих растет в геометрической прогрессии. Еще мне нравится, что структура фестиваля не имеет пока жестких рамок. Каждый год меняется формат, расширяется ареал. В самом начале приоритет отдавался любительским театрам, потом подключились профессионалы, а теперь ощущается явственная потребность в учреждении дополнительной детской программы. Спектакли идут на трех сценах самого Кузнецка, на сценах соседней Пензы, в закрытом «ракетном» Заречном, в музее Радищева, а заявок с каждым годом все больше. Некоторые спектакли по просьбам зрителей играются по два раза на разных площадках. Так что результативность, нужность и востребованность фестиваля очевидны. Даже встречи со старыми знакомыми всегда новые, как внове всегда каждый спектакль. Такое уж это дело - театр: современнее ничего быть не может.

Открыли «Золотую провинцию» ею же порожденные «Ступени» красочным веселым спектаклем «Кукарямба» (пьеса и постановка Кирилла Королева). Дети смелые, уверенные, наученные и веселые. Девочки азартно примеряли по очереди образ легендарной Пеппи Длинныйчулок, а мальчишки лихо преображались в преступников, полисменов, пиратов и галантных кавалеров. Пели, танцевали, немножко хулиганили, следуя режиссерскому рисунку и ни шага в сторону - уже артисты.

Вечерний спектакль «Тойбеле и ее демон» Исаака Башевиса Зингера (режиссер и сценограф Олег Родовильский) много лет знакомого театра «Зеро» я уже видела на его родине в Израиле. Очень воодушевилась тогда и атмосферой, и исполнением главной роли Мариной Белявцевой. Мне кажется, что в Кузнецке и Пензе не на пользу пошли очень большие сцены и залы. Не удалось так пронзительно прозвучать ноте интимной исповедальности, которая микшировала присущий постановкам этой пьесы агрессивный эротизм. Мастерство авторов и исполнителей порадовало, как всегда, но могло бы тронуть еще больше. Но тогда меньше народу бы порадовалось мастерству. Если бы зал был совсем небольшой. Вот как тут было быть и что выбрать?

Новый для меня Театр им. А.Н. Толстого из Сызрани привез достаточно известную пьесу «Метод Грёнхольма» Жорди Галсерана (постановка Михаила Заеца). Жанр заявлен как офисный детектив, что и было сыграно увлекательно, динамично. Хорошо продуманная интрига, точно выстроенные мизансцены и диалоги не дали заскучать зрителю. Наверное, такие спектакли нужны, как нужны разные мамы в известном детском стихотворении, но мне всегда мало следить за сюжетом, даже если сюжет лихо закручен. В кино - возможно. В театре? Если речь об антрепризе, наверное. Но жаль, когда наше великолепное достояние - репертуарный театр - забывает о магии, о волшебстве, о том, что над сюжетом, внутри сюжета. Рада новому знакомству и с интересом жду возможности посмотреть другие работы хороших профессионалов.

Московский Центральный Дом Актера не впервые на «Золотой провинции» и снова выступал в интерьере музея Радищева с новым спектаклем «Сказка о царе Салтане». В Доме Актера нет постоянной труппы, но его двери всегда открыты для актеров всех московских театров, а режиссер Павел Тихомиров готов реализовывать в спектаклях их не всегда реализованные мечты и открывать новые возможности. Светлана Потанина, Алексей Яковлев и Михаил Блыщик самозабвенно окунулись в пушкинское слово на радость зрителям, которые беззвучно шевеля губами повторяли знакомые с детства слова.

Знаменитый театр «У Моста» из Перми - желанный гость всех фестивалей всей бескрайней России и за ее краями. Театр - вихрь, перемещающийся с космическими скоростями, преодолевая немыслимые расстояния. Его основателю и бессменному вот уже скоро тридцать лет руководителю Сергею Федотову подвластны все жанры. Репертуар театра огромен. Причем, двадцатилетнего возраста спектакли выглядят как премьерные. Пожалуй, только драматического авангарда не видела я у него. Классика представлена широчайшей палитрой. Это именно его спектаклей дополнительно просят зрители, неизменно создающие аншлаги и неловкие ситуации, когда физически некуда посадить внезапно пришедшее высокое начальство, а «свои» сидят на ступеньках. Каждый новый спектакль Федотова мгновенно и многочисленно рецензируется по принципу «не могу молчать», когда даже не самые театрально ориентированные люди хотят высказаться, а уж критики и подавно. Он привез два спектакля: запланировано супераншлаговый «Мастер и Маргарита» и недавнюю премьеру «Палачи» МакДонаха. Надо ли рассказывать просвещенным читателям, что МакДонах Федотовым поставлен весь? Что в Перми Федотовым учрежден фестиваль спектаклей по пьесам МакДонаха? Что первым в России самую «свежую» пьесу «Палачи» поставил Федотов? «Палачи» очаровали меня еще в Москве на небольшой сцене Учебного театра альма-матер (ГИТИСа). После второго просмотра на огромной сцене очарование только усилилось. Спектакль мощный и изящный. Безукоризненно сыгранный и оформленный. А главное - местами вспыхивающий юмором, которого мне так не хватает на театре, как солнца в Москве зимой. И это не какой-то особенный ирландский юмор, а самый жизненный, когда ситуация или даже реакция на ситуацию оказывается вдруг невероятно смешной. И как всегда завораживает поразительный, ни на кого не похожий, абсолютно самобытный актер Владимир Ильин. Затрудняюсь описать его внешность, не могу определить амплуа. Просто он актер театра «У Моста». И для меня он - лицо этого загадочного и прекрасного театра.

Отнюдь не для сравнения на фестиваль был приглашен студенческий театр из Нижнего Новгорода с «Островом Инишмаан» того же МакДонаха. Показательно, что в названии нет слова «калека» как обычно. Зрителям надо было дать возможность увидеть и другого МакДонаха, чтобы оценить вариативность постановки этой отличной драматургии. Новгородская история о пареньке Билли и окружающих его людях на острове очень светла. Довольно часто к имени автора добавляют термин «черный», и темы его, как правило, мягко говоря, невеселы. И что светлого можно найти в жизни юноши калеки, который к тому же умирает в финале? А вот и волшебство театра. Все освещено любовью. Так видит постановщик Игорь Авров, на такое «видение» открывает и нам глаза. Разве не подвиг любви совершил Пустозвон, спасая в неведомом нам году никому не нужного больного младенца и отдавая за это немыслимую для островитян денежную сумму? Разве не вырастили этого младенца в любви и заботе две странноватые добрые тетушки? Разве не любит красотка Хелен своего глупого брата Бартли? А Бартли любит чупа-чупс... В спектакле много не сразу очевидной доброты и, опять же, юмора. И тоже не как в комедии, которая и пишется и ставится для смеха, а как в жизни. И как-то незаметно забытый Богом остров Инишмаан становится землей обетованной.

Отчасти такой же обетованной землей нам предстала деревушка, выстроенная прихотливо и изобретательно на сцене ДК «Родина» прямо перед зрителями, сидящими на сцене. Курганский государственный театр драмы проделал немалый путь, привез сложные объемные декорации (художник Алексей Лобанов), чтобы рассказать нам историю под названием «Лада, или Радость. Хроника верной и счастливой любви» Тимура Кибирова (режиссер-постановщик Вера Попова). Сначала за скучным пустым столом актеры собрались на читку пьесы. Не скрывая равнодушия к театральной своей рутине, отвлекаясь на мобильные телефоны, подшучивая друг над другом, обсуждая постороннее... Как-то не вдруг, а неуловимо втянулись, «включились», заиграли мастерски, «примагнитили» зрителя. Возникли совсем другие живые люди: расстояние метра два - не обманешь. Играли азартно, с размахом. Потом признались, что импровизации было немало. Думаю, только на пользу. Ох, дали жару! Даже на высоченные колосники под самую крышу забирались так ловко и быстро, что мы и испугаться не успели. И все это в бытовой деревенской истории (разве что собачка - человек). Любят своих персонажей, холят, лелеют, оберегают, расцвечивают. Любят работу в ансамбле, слышат друг друга, помогают. Очень порадовала первая встреча с театром.

Известный мне по другим работам режиссер Андрей Шляпин поставил в городе Заречный «Бесприданницу» А.Н. Островского. Очевидно, что фабула и текст пьесы не вызвали у Андрея доверия. Видимо, он решил, что зрителю это не может быть интересно. И населил он тогда спектакль таким количеством разнообразных «прибамбасов» и неожиданных трактовок, что я замучилась их считать и понимать наконец. Дым, рапид, вода, акробатика, шахматы, полеты, рефрены, пересказ действия, текст по трансляции... Первый выход Паратова (Максим Инушкин) с окровавленными руками, омываемыми в стеклянной чаше, в которой раньше плавала золотая рыбка. Чуем: загубил рыбку-Ларису. Его же диалог с Харитой Игнатьевной (Наталья Кучишкина) решен через вдыхание газа из шариков. Знаете, когда такие тонюсенькие голоса получаются? Это, конечно, безумно смешно и неважно, о чем диалог. А Харита-то, оказывается, любовница Кнурова! А Лариса чуть ли не дочь ему! Инцест, стало быть, намечается? А в финале, как обернулись к нам лицом все персонажи!.. А они все как есть застрелены и в крови. «...и тишина». А говорят: Островский - Шекспир Замоскворечья. Куда тому Шекспиру...

Маленький спектакль «Корова» по Андрею Платонову сделала Светлана Орешкина - руководитель Образцового учебного театра «Утро» из Пензы. Давно знаю Светлану и всегда восхищаюсь ее работами. Худощавая, стройная, рыжеволосая женщина с синими грустными глазами напоминает мне сложнейший сейсмический прибор, улавливающий колебания душ и своих юных актеров и зрителей. Как глубоко и точно вплелась в сложную прозу Платонова совсем юная исполнительница Татьяна Валова, как прониклась ей! Спектакль получился пронзительный, очень строгий по форме, лаконичный даже, но зато просто опрокинутая крынка и разлитое из нее по полу молоко работают так точно как прием, что сердце сжимается. А душа радуется такому дарованию.

Завершил наш фестиваль спектакль Пензенского драматического театра им. А.В. Луначарского «В зале есть врач?» Елизаветы Трусевич в постановке Ансара Халилуллина. Сюжет не расскажу, потому что пьеса совсем новая, как я поняла. И пьеса очень-очень мне понравилась. В ней есть Пушкин, Чехов и Булгаков в качестве действующих лиц. И другие персонажи. По решению театра ее играют быстренько и как анекдот. А мне видится совсем другой спектакль по этой истории. Мечтается даже. Поинтересуйтесь, господа причастные театру. Пьеса и контакты автора у меня есть. Пензенский театр наш давний друг и всегдашний участник фестиваля. У них обширный репертуар и прекрасное здание. Как только худруку Сергею Казакову удается с такой махиной справляться? А что делать? Надо. Я давно пришла к выводу, что наш театр самый лучший в мире, потому что мы очень серьезно к нему относимся. Иногда даже серьезней, чем к жизни. Или так же, как к жизни. И это правильно.

 

Статья в PDF


Фотогалерея