Исполнить себя / Галина Халецкая (Курск)

Выпуск №9-209/ 2018, Лица

Исполнить себя / Галина Халецкая (Курск)

27 мая отметила 50-летний юбилей актриса Курского драматического театра им. А.С. Пушкина Галина Халецкая.

Талант Халецкой многогранен и ярок - каждая из ее ролей запоминается надолго, а еще за десятилетие служения Курской сцены актриса много и плодотворно работала как хореограф в большинстве спектаклей репертуара, получив первое образование в Тамбовском училище культуры на хореографическом отделении. В хореографических и пластических сценах «почерк» Галины Халецкой не просто отчетлив, но глубоко осмыслен, связан с действием и придает ему необходимую энергетику и тональность.

Актерское мастерство она осваивала в Воронежском государственном институте искусств, после завершения учебы в 1992 году вступив в труппу Владимирского академического театра драмы им. А.В. Луначарского. В этом коллективе Галина Халецкая проработала более полутора десятилетий. Именно там и состоялась моя первая встреча с актрисой, игравшей много, интересно, глубоко раскрывая самые разные образы своих героинь. Подкупало, насколько органично существовала молодая актриса в пространстве русской и мировой классики, не смущаясь ни возрастных, ни характерных границ образа. За годы, проведенные на Владимирской сцене, куда сразу после окончания института пригласил ее главный режиссер Алексей Бурков, Галина Халецкая сыграла более 50 ролей, среди которых были такие почти полярные, как Агафья Тихоновна в гоголевской «Женитьбе» и леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, Соня в «Дяде Ване» А.П. Чехова и Мария Александровна Москалева в «Дядюшкином сне» по Ф.М. Достоевскому, мадам Бовари по роману Г. Флобера и Варя из чеховского «Вишневого сада»...

Один скупой перечень дает возможность увидеть масштаб дарования актрисы - не случайно в одном из давних интервью Халецкая говорила о том, что сцена, по ее мысли, является уникальной лабораторией: позволяет что-то прояснить в себе самой, изжить какие-то собственные комплексы, утвердиться в правильности оценок. И главное - всегда и все соотносить с собственным внутренним миром и душевным устройством.

За десять лет служения Курской сцене Галина Халецкая сыграла более сорока ролей - больших или малых, кажется, никогда не имело для нее решающего значения, потому что в пространстве Театра она ощущает себя постоянно: если не занята в спектакле, упоенное работает в нем в качестве балетмейстера, сурово «дрессируя» своих коллег, добиваясь точности хореографического рисунка, совершенства в исполнении. И потому столь органичной и блистательной по исполнению выглядели актерские «танцующие ансамбли» в спектаклях «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, «Гамлет» Шекспира, «Женитьба Фигаро» Бомарше и многих других.

О блистательной работе Халецкой в спектакле «Бешеные деньги» А.Н. Островского читатель прочитает в статье о Курском театре, опубликованной в этом же номере журнала, а также об очень интересном режиссерском и актерском решении в спектакле «Хочу сниматься в кино» Нила Саймона. Когда-то, как говорится, «на заре туманной юности», актриса была занята в спектакле Владимирского театра по этой пьесе, но десятилетия спустя, казалось бы, обычный мелодраматический голливудский сюжет не отпускал Галину Халецкую и, с благословения художественного руководителя театра Юрия Бурэ, на Малой сцене Курской драмы появился спектакль, режиссерски и актерски прочувствованный взрослой и опытной актрисой совершенно по-другому, с точки зрения профессионального и личностного опыта...

Очень интересна была актриса в таких спектаклях, как «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера (Матюрина), где заостренно комическое было перемешано с драматическим переживанием одиночества, «Мышеловка» Агаты Кристи (Молли Рэлстон), в которой психологическое состояние героини раскрывалось постепенно и будто шло из глубины ее существа, тщательно скрываемого душевного состояния, попытки задавить эмоции, чтобы не вырвались они ненароком наружу и не стали очевидными для окружающих. И никак не могу забыть Мачеху Галины Халецкой в спектакле «Золушка»! Казалось бы, после старого художественного фильма с Фаиной Раневской «переиграть» эту великолепную роль невозможно, но Халецкая нашла совершенно новые и неожиданные краски для своей героини. В ней есть своего рода обаяние - ведь нередко и в жизни забота о ком-то более близком оборачивается тиранией для не столь родного существа. Такова уж человеческая природа... Вот и Мачеха трогательно пестует своих дочек, желая им лучшего будущего любой ценой, а заодно понимая и собственные выгоды от Короля. И так энергична, деятельна она, что и впрямь «королевство маловато», может быть, следующим шагом для Мачехи при благополучном финале стала бы попытка начать войну против соседнего королевства для расширения «границ действия»!

К сожалению, я не видела некоторых работ Галины Халецкой, о которых читала восторженные статьи. Но, может быть, еще впереди моя встреча с ее героинями?..

В одном из интервью нескольколетней давности актриса рассказала, что когда-то прочитала об артисте Леониде Оболенском, арестованном в сталинские годы. Он сидел в тюремной одиночке, и однажды с поразившей его ясностью увидел перед собой Господа и услышал его слова: «Исполни себя».

Этот девиз Халецкая не просто глубоко впитала - она исполняет себя, свое назначение, роль от роли отдаваясь любимой, избранной раз и навсегда профессии, ярко дополняя актерское мастерство работой над хореографией и освоением режиссуры. А это - самое главное не только в ее жизни, но и в любви к ней зрителей.

 

Статья в PDF

Фотогалерея