Жар-птица, поймавшая Мрожека | Страстной бульвар, 10

Жар-птица, поймавшая Мрожека

Выпуск №9-209/ 2018, Мир кукол

Жар-птица, поймавшая Мрожека

После того, как Славомир Мрожек написал в 1958 году свою знаменитую пьесу «Полиция», критика радостно причислила ее к театру абсурда. Я бы добавил - с явственными элементами комедии dell'arte. И что бы дальше этот драматург не творил, это становилось подтверждением жанра, что и обусловило сложность не только постановки, но и восприятия пьес Мрожека. Александру Янкелевичу в Московском театре кукол «Жар-птица» удалось преодолеть сложившееся мнение.

Его спектакль «Серенада» призван стать заметным событием московской сцены. Эта пьеса Мрожека лишь на первый взгляд достаточно проста. Курятник, петух с гаремом из трех куриц и стремящийся поужинать хитрющий, как положено, Лис, но у Славомира Мрожека простых сюжетов и их решений не бывает.

Александр Янкелевич смешал жанры и обнажил самое главное - он прекрасно понял «двойное дно» социальной иронии Мрожека. Если жители курятника играли в прелестном стиле бродячего ранне-средневекового театра, то шикарнейший, опасно элегантный Лис блестяще работал в собирательном образе Бригеллы и резко поумневшего и похрабревшего Скарамуччи. Да простится мне подобная, несколько странная, может быть, ассоциативность мышления, но я бы даже сказал, что он был похож на Арамиса, если бы вздумалось мушкетеру перейти на службу к кардиналу Ришелье.

Блестящая ирония, элегантность, острый ум голодного охотника, тонкий цинизм... Невозможно перечислить все грани, которыми заиграл этот персонаж Ивана Третьякова. Эдуард Оруджян четко показал беспомощность, растерянность психологического состояния Петуха, находящегося как бы между гаремом и Лисом. И очень удалось, на мой взгляд, решение режиссера в трактовке милых Пеструшек (Татьяна Лопатина, Светлана Кузнецова и Анна Осадчая). Они воспринимались как фон некоей дуэли между Петухом и Лисом, в которой, как и положено в театре абсурда и - увы! - в театре жизни, коварство победило красоту.

«Жар-птица» - театр кукол, однако из «кукольности» тут были представлены

только тантамарески, да и то эпизодически, но вписывались они в действие очень органично, и, думается, что это изящное и очень верное решение. В спектакле ненавязчивое и удачное музыкальное сопровождение и прекрасная хореография. Я надеюсь (и зрители, думаю, ко мне присоединятся) на приращение репертуара «Жар-птицы», помимо чудесных кукольных спектаклей, интересными работами подобными этой.

Статья в PDF

Фото предоставлены театром

Фотогалерея