Автор собственной жизни. Вспоминая Геннадия Печникова | Страстной бульвар, 10

Автор собственной жизни. Вспоминая Геннадия Печникова

Выпуск №9-209/ 2018, Вспоминая

Автор собственной жизни. Вспоминая Геннадия Печникова

Ушел из жизни старейший артист Российского академического молодежного театра, народный артист РСФСР Геннадий Михайлович ПЕЧНИКОВ, прослуживший этой сцене почти семь десятилетий не только на актерской, но и на режиссерской ниве.

Выпускник первого набора Школы-студии МХАТ, на чьем дипломе стоит подпись О.Л.Книппер-Чеховой, Геннадий Печников получил распределение в главный театр страны, но уже спустя год по приглашению директора Центрального детского театра (как именовался много лет нынешний РАМТ) К.Я.Шах-Азизова перешел в новую для себя труппу и начал плодотворно работать в ней, играя разные роли, ставя спектакли, работая со учениками студии при театре, где воспитал своих любимых учеников, в числе которых были Александр Хотченков, Александр Бордуков, Ирина Муравьева, Сергей Шакуров.

Геннадий Печников много снимался в кино, но для всех, пожалуй, поколений одной из главных его работ стала роль Федора Савина в художественном фильме «Шумный день» по Виктору Розову. Старший сын в большой семье, ученый, которому предрекалось большое будущее, мягкий и интеллигентный человек, он оказывался совершенно подавленным своей женой-мещанкой, и все больше отдалялся от матери, сестры, младшего брата. И от науки, которой некогда был предан без остатка. Это было мучительно для него, но неизбежно...

В театре Печников сыграл весь розовский репертуар, но был плотно занят и в русской и мировой классике, запоминаясь зрителям в ролях Молчалина и Чацкого в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Дубровского в спектакле «Владимир Дубровский» по А.С.Пушкину, князя Курбского в пушкинском «Борисе Годунове», Автора в «Мертвых душах» по поэме Н.В.Гоголя, Мальволио в шекспировской «Двенадцатой ночи», доктора Гаспара Арнери в «Трех толстяках» Ю.Олеши и многих других, главных и не главных.

Близко сдружившись в театре с Олегом Ефремовым, Печников не принял, тем не менее, предложения перейти в родившийся «Современник». Вероятно, потому что за годы работы на сцене ЦДТ глубоко проникся атмосферой этого уникального театра, созданного для детей и родителей, его спецификой и высоким предназначением. Потому и служил ему верой и правдой.

Он был на редкость многогранным артистом, что, вероятно, в немалой степени помогло Геннадию Михайловичу создать уникальный спектакль - это был единственный случай воплощения на советских сценических подмостках индийского эпоса «Рамаяна», где он сыграл роль главного героя, Раму. Спектакль с большим интересом был принят не только в нашей стране, но и в Индии. В одном из давних интервью Геннадий Михайлович рассказывал о том, что, отправившись по приглашению в Индию, он встретился с Индирой Ганди, бывшей премьер-министром, и поведал ей о колоссальном успехе, с которым встречен был в СССР спектакль по индийскому эпосу. Индира Ганди сделала какую-то пометку в записной книжке и - вскоре спектакль был приглашен в Индию.

И еще один случай связан с этим спектаклем - бывший в Москве с визитом Джавахарлал Неру захотел посмотреть «Рамаяну». Хотя бы первый акт, потому что график его был весьма насыщен. Но в антракте, несмотря на деликатные напоминания о том, что его ждут, Неру категорически отказался уходить и, досмотрев спектакль, общался с артистами и зрителями к обоюдному удовольствию.

За эту работу Геннадий Печников был удостоен высоких наград Индии - «Бал Митра» («Друг детей»), ордена «Падма Шри» («Золотой Лотос») и Международной премии имени Джавахарлала Неру. Позже Геннадий Михайлович стал вице-президентом Общества Советско-Индийской дружбы.

А первой режиссерской работой Геннадия Михайловича Печникова стал спектакль «Как закалялась сталь» по Н. Островскому (будучи не только режиссером, но и автором инсценировки, Печников сыграл в нем роль от Автора), поставленный со студийцами как дипломный. Эта работа настолько понравилась Марии Осиповне Кнебель и Константину Язоновичу Шах-Азизову, что они решили включить его в репертуар. Затем последовали «Двадцать лет спустя» М.Светлова и несколько пьес А.Н.Островского - «Бедные невесты», «Шутники», «Бедность не порок», «Тяжелые дни». «Бедными невестами» по предложению нового главного режиссера Алексея Бородина, открывалась Малая сцена театра...

Энергия Геннадия Михайловича Печникова поистине не знала границ - он снимал документальные фильмы, одним из которых стал посвященный родному театру под названием «Рядом с Большим, напротив Малого»; проводил встречи и творческие вечера в Доме актера и в ЦДРИ, рассказывая о тех выдающихся мастерах сцены, с которыми сводила его судьба, начиная с тех лет, когда он учился в Школе-студии МХАТ; играл и ставил спектакли; снимался в кино; озвучивал документальные фильмы; преподавал; занимался общественной деятельностью...

И признавался в том, что всегда любил роль, которая указана в программке «Автор», потому что эта работа всегда давала артисту возможность вести действие за собой, словно управляя им, диктуя ритм, энергетику, атмосферу...

Геннадий Михайлович Печников любил своих коллег, любил молодых артистов, с болью вспоминал о ровесниках, которых становилось все меньше рядом с ним. Был человеком щедрым на общение, отзывчивым, не терявшим с годами интерес ко всему творческому, яркому.

Таким и останется в памяти многих и многих. Светлая память Вам, Геннадий Михайлович!

 

Статья в PDF

Фотогалерея