«Class act» в Саратове

Выпуск №10-210/2018, Из жизни СТД РФ

«Class act» в Саратове

Этой весной Саратовское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ завершило четырехмесячный театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия», реализованный с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

С января 2018 года саратовские подростки, ученики двух лицеев из спальных районов города (№ 15 и № 107) под руководством профессиональных драматургов - артиста Саратовского театра драмы Игоря Игнатова и завлита Саратовского ТЮЗа Анастасии Колесниковой учились писать пьесы. Получившиеся тексты в формате лабораторных эскизов были показаны на сцене Нового драматического театра «Версия» и Детского театрально-концертного учреждения.

В основе проекта лежит английская программа «Классная драма (Class Act)», придуманная театром «Трэверс» в Эдинбурге. Подобные опыты уже много лет проводятся не только в Англии, но и в разных уголках России в режиме коротких «интенсивов», когда известные драматурги и режиссеры приезжают в город, чтобы неделю заниматься с детьми.

В Саратове взяли за основу игры и упражнения классического «Class Act» - о них рассказывала на семинаре в БДТ несколько лет назад английский драматург Никола Маккартни, а подробнее изучить методику помогла помощь координатора российского проекта «Классная драма» Марии Крупник. Саратовские драматурги дополнили свою программу приемами из «арсенала» театральной педагогики и педагогики искусства, с которыми город познакомила Александра Борисовна Никитина и ее последователи.

В начале проекта драматурги-педагоги провели цикл встреч с подростками от 12 до 15 лет: играли в «Суету», представляли себя хрюзликами и пытались устроить импровизированный питчинг голливудских обработок знакомых сказок перед условным «продюсером». Всех, кто загорелся игровыми формами работы и сочинением своих историй, пригласили продолжить занятия в «драмкружке». Итогом трех месяцев занятий стали написанные детьми самостоятельные небольшие одноактные пьесы.

Первоначально на занятия в двух лицеях ходило 23 человека, однако до финала дошли только восемь. Их тексты воплощали на сцене сорок артистов - молодые актеры театра «Версия», и большая компания из ДТКУ, в которой были как профессиональные артисты, так и занимающиеся в студии дети. За постановку детских пьес взялись режиссеры Татьяна Чупикова (актриса Саратовского ТЮЗа им. Ю. Киселева, Театра «Версия», режиссер) и Алексей Чернышев (артист ТЮЗа Киселева, студент режиссерской мастерской Ю.Н. Погребничко в Театральном институте им. Б.В. Щукина, главный режиссер Детского театрально-концертного учреждения). Показы в двух театрах состоялись в один день. Открывали программу четыре эскиза в «Версии», все по пьесам из лицея № 15, две пьесы из лицея № 107 и еще одна из 15-го были показаны в ДТКУ.

В пьесе двенадцатилетней Дианы Мурзыкиной «Временной парадокс» три одноклассника отлично проводят выходной, и один из них загадывает желание - чтобы день повторился еще раз. Оно сбывается буквально, отправляя мальчика Никиту в «день сурка». Бесконечный выходной становится ему в тягость... Молодые артисты театра «Версия» решили героев этой пьесы гротескно, особенно успешно смешил аудиторию Александр Овчинников в роли «ботаника» Пети. Однако именно его персонаж в пьесе был центром «несмешной» проблематики. Чтобы прекратить бесконечный цикл, Никите нужно было всего лишь внимательно выслушать Петю, который никак не удостаивался его внимания.

Настя Пименова (13 лет) в пьесе «Не сотвори себе кумира» заставила главную героиню Карину встретиться со своим отражением в параллельной реальности. Карина, которую Элина Сорокина сыграла как мечтательную и «домашнюю» девочку, страдает от робости, а также невозможности встречи со своим кумиром-певцом. Решением проблемы становится волшебная «телепортация» в мир, где она встречает смелую бунтарку Анирак. Отражение Карины в исполнении Екатерины Елькиной - это дикарка и партизанка, с двойником ее персонажа объединяет только рьяная фанатичность. Анирак доводит романтическую увлеченность Карины до крайности, организуя в своем фантастическом мире подпольное почитание некой запрещенной звезды. Карина попадает в плен к самовлюбленному Принцу, запретившему кумира Анирак, но вскоре спасается и возвращается в свой мир, полная силы духа и смелости своего двойника. Карина сама становится поп-звездой и встречает, наконец, своего кумира в реальности. Ее ждет разочарование: он оказывается самовлюбленным эгоистом, ничуть не лучше принца из мира Анирак, романтический образ для него лишь маска. Илья Слюдачёв воплощает обоих «злодеев» чрезвычайно обаятельно, особенно в сцене, где его персонаж-певец снимает с себя на глазах у ошарашенной Карины накладные бутафорские мускулы. Впрочем, героине такая метаморфоза кумира оказывается уже не страшной, а смешной - ведь у нее теперь есть свои «мускулы»: вера в себя.

Эскиз по пьесе «Веселый вечерок» Ульяны Маринской (13 лет), которая предполагала смену «тел» между подростками, мальчиками и девочками, артисты «Версии» играли с большим удовольствием. Неслучайно до сих пор продолжают в большом количестве сниматься такие фильмы, ход с обменом телами - это богатый материал для актерской работы с пластикой, интонацией, источник юмора и постоянных коллизий. Ульяне Маринской удалось создать законченную и логичную историю, полную интересных деталей и живых характеров, которая вполне может стать «серьезной» короткометражкой в стиле «Ералаша».

В написанной в соавторстве Ксенией Макаренко и Аленой Сафаровой пьесе «Ким Файзельберг и искушение демона» у главного героя-подростка пропадает мать, а сам он получает от некоего персонажа в пиджаке конверты со странными заданиями - причинить боль близкому, отомстить врагу, навредить самому себе. «Персонаж в пиджаке» в тексте двенадцатилетних авторов открыто назван Мефистофелем, однако девочки на встрече с театром настаивали на том, чтобы их демон выглядел как можно более обыденно, хотя и обаятельно - и даже нарисовали театру эскиз. В итоге артист «Версии» Антон Титов, который карнавализировал своего героя, не вполне соответствовал авторской задумке, зато характер Кима в исполнении Александра Демидова получился очень точным. Ким - необычный герой для пьесы, он в буквальном смысле «ни рыба ни мясо», и это не недостаток, а достоинство текста, который смог «поймать» человека «в переходный период». Ким внушаем, легко поддается манипуляциям, он подражает окружающим, пытается адаптироваться, не уверен в себе. Испытания Мефистофеля помогают герою найти самостоятельность и свой голос, признать ответственность за свою жизнь и отношения с друзьями и семьей. Неслучайно на этом эскизе режиссеру Татьяне Чупиковой становится не нужен ни проектор, ни какие-то смешные эффекты - написанный подростками текст дает всем достаточно материала для разбора и размышлений.

В Детском театрально-концертном учреждении у Алексея Чернышева получились настолько удачные эскизы, что пришлось устроить два показа, первый прогон прошел на «своего зрителя», а затем пришли приглашенные гости.

По сюжету пьесы Лолиты Резник (14 лет) «Главная роль» подросток, занимающийся в театральной студии, но не подающий больших надежд, гримируется в сантехника, чтобы вызволить из плена самых настоящих бандитов - первую «приму» и красавицу Бэллу. Немного наивная и только на первый взгляд «реалистичная» история, поданная в игровой манере, становится прекрасной пародией на жанр и убедительной историей о скрытых возможностях внутри нас. Режиссер представил пьесу в стиле фильмов Квентина Тарантино, да еще и в сопровождении живого оркестра. Главных героев играют младшие подростки, но их возраст только добавляет игровую дистанцию и поддерживает театральную условность, верный романтически-тарантиновский тон эскизу задают два «взрослых» бандита в исполнении артистов труппы ДТКУ Никиты Матризаева и Михаила Кунакина.

В пьесе «История любви» самой старшей участницы проекта 15-летней Олеси Горбатовой затронута тема конфликта поколений. Это классическая сказка про Высочеств и Величеств, но модель воспитания настоящей «принцессы» отвергается главной героиней. Очень скоро при столкновении с «реальностью» за пределами дворца оказывается, что уроки своих родителей юная королевская особа усвоила куда лучше, чем готова признать сама. Здесь тоже есть мотив «незаметного» героя-слуги, который приходит на помощь в тяжелый момент, и любит искренне и самозабвенно. Пьеса кончается традиционным хэппи-эндом и свадьбой, а эскиз Алексея Чернышева - смешной и жуткой сценой, в которой Королева-мать, глубоко беременная новым наследником престола, зовет со свечой в руке и в кромешной темноте своего Короля. Режиссер не стал делать «костюмную историю», но тонко проработал с артистами рисунок роли и даже в современных костюмах они сумели показать классических героев очень точно и, пожалуй, даже более чем достоверно - ведь опереться на короны и кринолины было нельзя.

Классические приемы из фильмов ужаса (таинственный ребенок-индиго, гроза, мистические хоралы и скрипучие звуки) вместе с героями классического фэнтези дали гремучую, смешную и захватывающую смесь в эскизе по пьесе Яны Романовой (12 лет) «Вероника в стране эльфов». Этот эскиз в стиле «нуара» показал, что даже самые юные артисты ДТКУ не бояться экспериментировать и тонко чувствуют жанр, вызывая абсолютный восторг аудитории своей неподкупной серьезностью. А желание главной героини пьесы Вероники найти спасение от задиры-одноклассника в своей «Нарнии» - может быть, не такая уж и фантастическая и совсем по-другому жуткая история.

На эскизы в общей сложности пришли посмотреть больше 350 человек, многие из зрителей - ровесники авторов пьес, их одноклассники и друзья. На обсуждении они признавались, что в восторге от увиденного, и дело вовсе не только в гордости за своих одноклассников. Очень редко в репертуаре современных театров можно найти спектакли про сегодняшних подростков, а проект показал очень ярко, что это именно то, чего ждут дети. Отзывы зрителей после показа говорили о том, что проект взбудоражил их и показал им совершенно новый тип театра. Это возвращает подросткам доверие к театру как к современному и актуальному для них виду искусства, ведь очень часто именно в подростковом возрасте это теряется.

Для всех участников проект стал глубоким и обогащающим опытом. Драматурги и режиссеры совершенно по-новому взглянули на свою аудиторию, увидели, чем интересуются подростки, как они размышляют, что любят смотреть и слушать. Такого взаимодействия театра и зрителя очень не хватает сегодняшнему театру и образованию.

По итогам проекта методические материалы занятий и пьесы были изданы большой красивой брошюрой, которую можно получить в Саратовском отделении Союза театральных деятелей. На его сайте выложены видео всех эскизов.

Статья в PDF

Фото Вячеслава СТОРОЖЕВА

Фотогалерея