В поисках родникового слова / VI Международный фестиваль театрального искусства им. Ф.Абрамова

Выпуск №10-210/2018, Фестивали

В поисках родникового слова / VI Международный фестиваль театрального искусства им. Ф.Абрамова

По традиции VI Международный фестиваль театрального искусства имени Федора Абрамова «Родниковое слово», по традиции, проходил в мае, в период наступающих белых ночей и по-весеннему холодных северных ветров, дующих с Белого моря. Став знаковым для всей культуры Архангельской области, этот фестиваль, организованный Архангельским театром драмы им. М.В. Ломоносова, дарит публике самую широкую панораму спектаклей по инсценировкам произведений лучших российских писателей. А имя Федора Абрамова стало навсегда фестивальным символом, обязывая отстаивать бережное отношение к русскому слову, традиционным ценностям и родным истокам.

Сам Архангельский театр, на правах хозяина, как всегда, выступал солидно. На одном из предыдущих фестивалей он впечатлил публику масштабным спектаклем Александра Горбаня «Один день огромной страны» по повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Теперь же, в качестве подарка фестивалю, показал «Грозу» А.Н. Островского в постановке и сценографии главного режиссера театра Андрея Тимошенко - постановку глобального размаха, напоминающую величественное оперное представление. Сам режиссер рассказывал: «Гроза» - масштабный спектакль: в нем занята практически вся труппа. В основе декорационного оформления главный символ поморской культуры - лодка. Лодка - это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли уплыть от грозы на своих дырявых лодках жители Калинова?..» На сцене непрерывно звучат поволжские песни самых разных жанров. Герои поют и сольно, и малым ансамблем, и хором; песни в спектакле становятся коллективными монологами. И вся ритмическая структура спектакля, сочетаясь с монументальной сценографией, создавала космический масштаб происходящего.

Санкт-Петербургский Театр на Литейном привез на фестиваль спектакль Сергея Морозова «Отцы и сыновья» по пьесе Б. Фрила, написанной на основе романа И.С. Тургенева. Этот атмосферный, тонкий, воздушный спектакль, напомнивший эфросовские шедевры 70-х годов, стал философским исследованием темы «отцов и детей». С удивительной фигурой Базарова, ниспровергателя всех «отцовских» устоев. Сыгравший его Иван Рябенко, надменный, как Демон, и одинокий, как степной волк, был «человеком вызова», способным бесповоротно приобретать врагов. Его дерзкий интеллект, помноженный на непомерные нигилистические амбиции, делали из него существо взрывоопасное. И именно он здесь определял водораздел между благовоспитанными дворянскими «отцами» либерального толка и новыми демократами.

Калужский театр драмы показал сценическую версию Владимира Хрущева «Gomunculus» по пьесе М. Горького «Дети Солнца». Жанр спектакля, определенный постановщиком как «опыты Протасова в двух действиях», воплощал горьковскую мысль о деградации русской интеллигенции начала ХХ века. Скучающее сообщество интеллектуалов, воображающих себя «детьми солнца», пачкает свои лица сажей, тычась ими в белый холст и невольно рисуя собственную картину мира. Эти люди совсем не замечают времени, грозно движущегося на них, с его простым народом, являющим живую революционную угрозу беспечным хозяевам жизни.

Совсем на другом полюсе прочтения Горького (чье 150-летие отмечалось недавно) оказался Пермский театр «У Моста» со спектаклем «На дне», поставленным Сергеем Федотовым. Сделанный в традициях старого архаичного театра начала ХХ века, в традициях старой актерской школы, он доносит текст Горького в абсолютной сохранности, придерживаясь всех хрестоматийных канонов и становясь явлением отчасти литературным. Это почти «спектакль-музей» с чисто музейными декорациями «под Станиславского», которые можно рассматривать и изучать как исторический экспонат.

И все же на ниве классики преобладало экспериментаторство, которое является сегодня основным ее локомотивом в молодежной среде. Например, художественный руководитель Рязанского государственного областного театра для детей и молодежи Марина Есенина показала нам собственное креативное прочтение лермонтовской «Княжны Мери» - главы из «Героя нашего времени», ставшей ироничной и легкой фантазией, предельно адаптированной к быстрому знакомству юношества с сюжетом. Правда, лермонтовские герои здесь были едва узнаваемы, а пародийная марионеточность массовки мало напоминала дворянское общество на водах Кавказа.

Архангельский молодежный театр предложил фестивалю авторскую фантазию молодого Максима Соколова «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, ставшую самым острым и труднодоступным спектаклем в городе (зал театра крохотный, зрительских мест предельно мало, попасть на спектакль непросто). Сочинение это сугубо личностное и субъективное, дополняющее модный ныне список дерзких толкований с попыткой ответов на вечные вопросы Достоевского.

Инсценировки российской прозы были на фестивале самыми разнообразными. И неожиданным событием стала документальная трагедия Валентина Пикуля «Реквием по каравану PQ - 17», привезенная Северодвинским театром. Эта историческая хроника Пикуля, жившего когда-то в Северодвинске, инсценирована впервые - став «мировой премьерой» и подарком к 80-летию самого города и его театра, а также к 90-летию писателя.

Этот сюжет об арктическом конвое Второй мировой войны, вышедшем в 1942 году из Исландии со стратегическими грузами и уничтоженный фашистской авиацией и субмаринами, связан с Северодвинском и почвой и судьбой. И должен был появиться именно на здешней сцене, воплощая эпос своего края. Инсценировал и поставил эту историческую хронику Владимир Карпов, создав на сцене грандиозное батальное полотно великих морских сражений, которое можно было бы назвать «исторической поэмой».

Спектакль Андрея Гогуна «Потеря равновесия» по прозе Александра Покровского продолжал североморскую тематику, но уже на нынешнем материале. Выходец из лаборатории «ON.ТЕАТР», молодой режиссер сочинил трагикомическую «японскую оперу» с героем и хором, сопровождающим события. Нам рассказывают о северных подводниках, несущих свою службу в экстремальных условиях ежедневной и жесткой борьбы за существование

Это зрелище шоковой эстетики - и по тексту, и по подаче материала, и по своей провокационности. Главный герой, подводник Александр (Дмитрий Тимошенко), непрерывно находится в бассейне с водой - ныряя, выныривая, опускаясь на дно и ведя свой рассказ, едва высовывая из воды голову. Нечеловеческие условия его бытия приравниваются к условиям службы подводника вообще, с жестокостью экстремальных будней, самодурством и садизмом начальства, с невозможностью сохранения равновесия на грани жизни и смерти. Армейские тексты звучат на грани фола, японский хор усиливает напряжение и абсурдность происходящего; эта черная комедия являет нам современную социальную драму в жанре настоящего театра жестокости.

Военные спектакли всегда присутствуют на этом фестивале, ведь он проходит как раз в Дни Победы начала мая. Так что военная тематика продолжалась и «Эшелоном» М. Рощина, показанным Сыктывкарским театром драмы им. В. Савина в постановке Юрия Попова, и притчей Б. Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня» Санкт-Петербургского драматического театра им. С.В. Паниной в режиссуре Алексея Истомина.

Абрамовское же «родниковое слово» звучало на фестивале, как обычно, от нижегородского режиссера Владимира Кулагина, автора целого цикла постановок по Федору Абрамову. В этот раз он показал моноспектакль «Печали и радости» в исполнении Ивана Скуратова, и этот спектакль стал второй частью знаменитого «Запева мадонны с Пинеги», поставленного несколько лет назад. Там запев женский, здесь - мужской. В чередующихся абрамовских рассказах - собирательный образ сельского героя, являющегося солью русской земли, с его простыми печалями и радостями. Возвращение с войны, деревенские будни и заботы, воспоминания о потерях, о семье, о любимом коне... Речь сменяется «внутренней песней», пытающейся утолить сердечные печали. И все это - звучащая вполголоса, неторопливая, сокровенная песнь души...

В фестивальной афише была целая программа детских спектаклей. Например, соревновались в интерпретации пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» Архангельский театр драмы и Московский музей-театр «Булгаковский домъ». А еще Архангельский театр показал инклюзивный проект Анастаса Кичика «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», осуществленный совместно с благотворительной организацией «Время добра», где на сцене одновременно с профессиональными актерами играли дети с ограниченными возможностями, занимающиеся в специальных творческих студиях.

Особым же подарком фестивалю стал приезд Независимого камерного «Театроль-Театра» из Москвы, показавшего кукольную феерию «Чудо алых парусов» по А. Грину в исполнении двух руководителей этого театра, Елены Рихтер и Евгения Соловьева. Прелестный тонкий мир их кукольной сказки, с крошечными героями и их изящной жизнью, одухотворенной светлой грустью и милыми мечтами - все это без слов, но не жалея ювелирных подробностей бытия, очарования детства и трогательного взросления, влюбленности в мечту и желания сотворить чудо для другого существа.

 

Статья в PDF

Фотогалерея