Здесь и сейчас / X Молодежный фестиваль «Будущее театральной России» | Страстной бульвар, 10

Здесь и сейчас / X Молодежный фестиваль «Будущее театральной России»

Выпуск №10-210/2018, Фестивали

Здесь и сейчас / X Молодежный фестиваль «Будущее театральной России»

Место действия - Ярославль. Время действия - весна. Действующие лица и исполнители - выпускники российских театральных школ. В воздухе витает свежий цитрусовый аромат, а это значит, что в город приехал молодежный фестиваль «Будущее театральной России». Апельсин - символ фестиваля, а за устрашающей аббревиатурой БТР скрывается боевой творческий настрой участников.

БТР - крупнейший смотр молодого талантливого поколения, пространство мастер-классов, творческих и лекционных встреч и, что особенно важно, дискуссионная площадка, предназначенная для осмысления актуальных проблем театральной школы и театральной педагогики. Особенную значимость этот вопрос приобрел в контексте юбилейной даты, позволившей в ретроспективе десяти лет существования БТР попытаться обозреть в целом данное фестивальное явление и составить четкое представление о назревших проблемах современной российской театральной школы.

Есть ли будущее у театральной России? На протяжении многих лет жизни фестиваля появлялись противоречивые, а иногда и довольно жесткие высказывания, представленные наиболее полно на страницах журнала «Страстной бульвар, 10» (№9-10, 2016), где также освещалась история возникновения БТР и фестиваль 2016 года. В то время как педагогическое сообщество смотрит в будущее с некоторым скепсисом, молодое поколение театроведов оценивает ситуацию весьма оптимистично: «У деятелей искусства должно быть опережение времени, действительности, еще лучше - возможность подняться над временем... Когда есть возможность заглянуть за пределы времени, тогда можно почувствовать себя человеком. Мой ответ на вопрос о будущем театральной России таков: оно наступает прямо сейчас».

Профессиональный дебют в рамках БТРа случается не только у студентов-актеров, но и у студентов-театроведов. За событиями фестиваля, как обычно, следит редколлегия БТЖ - будущего театрального журнала, мобильной фестивальной газеты или будущей театральной газеты «Отсебятина», также отметившей свой юбилей, но только в электронном формате. Стоит вспомнить и фестивальную газету, появившуюся вместе с Ярославским фестивалем дипломных спектаклей театральных школ России в 2000 году. Над материалами ежедневных выпусков работала петербургская команда театроведов во главе с известным сегодня театральным критиком Татьяной Джуровой, а тогда студенткой СПбГАТИ. Прекрасная, чуть сумасшедшая фестивальная жизнь порождала живые сиюминутные отклики, рецензии, которыми зачитывались не только участники, но и зрители.

БТР-2018 показал 16 спектаклей десяти театральных школ в течение десяти дней. Интенсивный темпоритм фестиваля в этом году задавался насыщенной драматической программой, которая компенсировала отсутствие важной практической части в виде различных мастер-классов. На традиционной «Золотой лекции», которую прочитал театральный критик Павел Руднев, прозвучал вопрос: «Почему зародился режиссерский театр и почему можно интерпретировать классику?», - ставший контрапунктом в многочисленных спорах вокруг литературного материала, выбираемого для дипломного спектакля. В дискуссионном пространстве осмыслялись и определялись «пропорциональные» соотношения режиссерской концепции и сугубо школьных задач, количественная приемлемости которых должна создавать гармоничный и органичный рисунок дипломного спектакля. Прошедший фестиваль наиболее остро дал почувствовать диссонанс художественных задач и желания продемонстрировать актерское оснащение студентов.

На камерной сцене Театра им. Федора Волкова проходили обсуждения фестивальных спектаклей в присутствии художественных руководителей курсов, профессионального сообщества и студенчества. Устраивая перекличку с предыдущими годами фестиваля, на которых отчетливо звучала точка зрения профессора Ярославского театрального института, народного артиста России Александра Кузина, об особенности формирования будущего актера, которое зависит от масштаба личности педагога, хотелось бы добавить альтернативное мнение иностранного гостя фестиваля режиссера Ролана Боннина. Несмотря на то, что первоначальные идейные установки поменялись, сохранилась одна из центральных задач - взаимообмен и взаимообогащение опытом и знаниями, о важности которых и рассуждал режиссер: «Очень опасно думать, что, окончив свою школу, в ней нужно замкнуться. Очень много разных подходов. Очень важно изучать и наблюдать то, что делается вокруг. Чем больше ключей у вас будет, тем больше возможности развиваться». С этим хочется согласиться. БТР объединяет одновременно множество эстетик, позволяя студентам познакомиться и обменяться художественными «ключами» профессии.

Несмотря на то, что афиша действительно очень насыщенная, в ней выделяются четкие смысловые блоки. Впервые сразу три театральные школы привезли на фестиваль по два спектакля. По сложившейся традиции БТР открыли ярославские кукольники, показавшие спектакль «Мастерская. INSIDE» (режиссеры Наталья Хабарина и Виталий Новик), представляющий собой коллаж из этюдов и упражнений, которые наиболее точно раскрывают природу профессионального мастерства актеров театра кукол.

Торжественным же и монументальным «въездом» БТР на большую сцену первого русского театра можно назвать спектакль ГИТИСа «По Руси» по рассказам Максима Горького (мастерская народного артиста России Сергея Яшина). Прозаическое горьковское полотно, разыгранное в «приблизительно» психологической манере, выглядит несколько застывшим, запечатленным в некой картинной форме. Каскад историй, судеб рассказан в крупных русских не столько характерах, сколько типажах. Они искренне страдают от несчастной любви, живут надеждой и верой в подлинное счастье. «Вдовий пароход» (художественный руководитель - народный артист России, профессор Герард Васильев) стал дебютом факультета музыкального театра ГИТИСа и предметом активных дискуссионных обсуждений. Это история о вынужденной коммунальной жизни Капы, Фисы, Ады и Ольги, искалеченных войной физически, опустошенных духовно. Четыре женские судьбы, распластанные по жестокому XX веку, в своих горестях и крошечных тусклых радостях, любви и ненависти, жажде жизни и глухой беспомощной отчужденности, представлены в режиссуре Александра Бабика. Спектакль передает фактуру бытовой и духовной жизни человека послевоенного времени в трагических тусклых полутонах.

Нынешний фестиваль активно обживал большую и камерную сцены Театра им. Ф. Волкова, оставив лишь несколько спектаклей на сцене Учебного театра ЯГТИ. Ярославский зритель наконец-то получил возможность посмотреть Школу-студию МХАТ на большой сцене и остался в восторге от увиденного, как и многие участники БТРа. Курс Игоря Золотовицкого и Михаила Земцова представил спектакль «ЧудоЧудоЧеловек» в режиссуре Марины Дровосековой. Спектакль-упражнение захватывает своей безудержной энергетикой, бесшабашным театральным «хулиганством» и динамичным пластическим рисунком. Упражнения на внимание, ритм, реакцию удивительно точно складывались и переплетались с текстами Корнея Чуковского, его биографией, воспоминаниями родных и современников. Слаженная ансамблевая работа студентов создает стремительную смену образов, где убегающая от Федоры посуда трансформируется в целый музыкальный оркестр.

Иная природа сценического «хулиганства» проявилась в спектакле «Сон в летнюю ночь» студентов выпускного курса мастерской Александра Кузина Ярославского театрального института. Снимая с себя всякую ответственность за последующее «безобразие» один из персонажей говорит, что все это просто сновиденье, легкие пустые сны и ни в чем нет ничьей вины. Шекспировские сны в калейдоскопе пестрых акробатических трюков, бесконечной свободы интерпретации образов, не ограниченных никакими каноническими представлениями о природе драматургии автора. Это карнавальный Шекспир, сотканный из иррациональных ассоциативных вспышек сознания. Своеобразная гармония хаоса, где все подчинено режиссерской концепции, но творится в режиме живого времени. Образы, порожденные коллективным бессознательным, могут позволить себе быть иронично юмористическим, например, фея Титания и свита эльфов, преображающаяся в кришнаитское братство.

В программе фестиваля возникли сразу два вербатима: «спектакль-интервью о непохожих судьбах» «Турбулентность» (мастер курса Сергей Листопадов) Хабаровского института культуры и спектакль «Te Deum» Школы-студии МХАТ режиссера Веры Харыбиной. «Te Deum» - молитва современного обывателя, человека с улицы, детдомовца, беженца, путь к Богу через мрак жизни. Музыкальная партитура спектакля соткана из средневековых хоралов, многоголосых религиозных молитв, формирующих созвучную полифонию судеб. У каждого свой Бог и свой путь: для кого-то это топография, кому-то важна противоречивость церковной догматики, у кого-то разрушительная война на Украине, а кто-то... хочет стать богом.

Особняком стоят два спектакля. Новосибирский театральный институт представил «Грозу» мастерской Алексея Крикливого, главного режиссера Новосибирского молодежного театра «Глобус». Совместный актерско-режиссерский курс подарил камерную «Грозу», прозвучавшую довольно раскатисто и уверенно в художественных децибелах. В режиссуре Ивана Орлова история города Калинова уместилась в пространство наспех сколоченного дома или точнее остова этого дома, в котором отсутствуют любовь, взаимопонимание, дружба и тепло. Здесь звучит характерный для русской литературы в целом мотив безотцовщины, а в этом случае бездомности. Ведь все моральные и нравственные основания разрушены. В Калинове царит вечный холод «быдловатости», в изображении которой преуспели студенты НГТИ. Выразительные, фактурные, разработанные до мельчайших деталей образы районных гопников, на фоне которых четко конфликтно выделяется своей среднеазиатской внешностью и акцентом Дикой (Сомон Алимов), шаржированный купчишка, накидывающийся с кулаками, но с трудом достающий до высокорослой калиновской молодежи. Катерина в интерпретации Орлова - наивный ребенок с восторженным, устремленным к небу взглядом, чистой и светлой душой, жаждущей тепла и ласки. Скромность ее угловатая, неуклюжая, по-детски импульсивная, движения стремительные и порывистые. Анна Замараева создает не типичный романтический образ Катерины, а нечто большее, наполненной правдивой природной полнотой и обостренным ощущением жизни. Особую томительную атмосферу тянущей, разрывающей сердце грусти поддерживают рок-романсы группы «АукцЫон».

Финальным аккордом фестиваля стал спектакль «Мастер и Маргарита» Петербургского театра «Мастерская» режиссера Григория Козлова. Эпическое многонаселенное полотно романа развернулось в четырех действиях и двух вечерах, что для ярославского зрителя оказалось отнюдь не испытанием, а полным и глубоким погружением в мир булгаковского текста. Спектакль, родившийся из этюдов, сыграли студенты четвертого курса РГИСИ, работавшие над материалом около двух лет. Он получился основательным, даже монументальным, сложносочиненным, с множеством находок, вскрывающих природу фантасмагорических булгаковских миров. Фабульная линия наполняется лирическими контрапунктами, акцентирующими внимание на центральной фигуре романа - Мастере. В этом образе прочитывается сам автор романа - Булгаков, о присутствии которого в этюдной композиции спектакля говорят и буквальные (или прямые) биографические вставки. Тема жизнетворчества становится одной из ключевых в постижении феномена космогонии романа жизни. Это не дословное перенесение романа, но живой пульсирующий момент творения, рождения персонажей, процесса их существования. Искусство преломляется сквозь документальную призму, отображающую реальную жизнь, проблемы, конфликты жизни Булгакова. Студенты свободно существуют в сложном хронотопе текста, переходя из мира реального в мир художественный.

Фестиваль «Будущее театральной России» в очередной раз привез на ярославскую землю молодое поколение актеров. География, как и всегда, обширна - от Москвы до Хабаровска. И, несмотря на то, что БТР не является конкурсным фестивалем, можно говорить о своеобразной битве театральных школ за то, что каждая из них считает будущим театральной России. Об этом напомнили актеры Театра им. Федора Волкова, обыграв на торжественном открытии фестиваля вечно враждующие шекспировские семьи в контексте современного театрального процесса. На театральных подмостках стенка на стенку сошлись две «бандитские» группировки - самозамкнутых приверженцев психологизма и эпатажных пост-пост-драматических абстрактных существ. Хоть будущее и творится здесь и сейчас, но... кому быть? За кем оно? Вопрос остался без ответа.

 

Статья в PDF

Фотогалерея