Зато слава хороша!

Выпуск № 8-118/2009, Лица

Зато слава хороша!

В толпе ее трудно узнать: она ничем не выделяется, эта невысокого роста скромно одетая пожилая женщина — ни эффектным макияжем, ни броскими деталями костюма, ни особой выразительностью поведения. Между тем, на профессиональной сцене она с 1947 года, а имя ее на слуху у всякого, мало-мальски знакомого с коми театром человека: заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Республики Коми Галина Питиримовна ЛЫТКИНА.

Ее сценические создания удивительно похожи на саму актрису. Она всегда играет душевно щедрых людей и даже в отрицательных ролях вызывает к себе симпатию. Актриса убеждена, что полностью идеальных людей нет на свете («По одной половице всю жизнь не проходишь», — говорит она), значит, неоднозначны и отрицательные персонажи. Кроме того, в любую роль она вносит чисто лыткинскую лукавинку и лыткинское — солнечное — восприятие жизни. Характерная актриса, она не боится со сцены выглядеть смешной, некрасивой, неловкой. В спектакле «Эх!!!» по роману В.Войновича про Чонкина режиссер А.Головин надел на нее невероятных размеров жгуче-черный парик, позволил разместить толщинку на бюст и «до рюмки» затянуть талию, одобрил манеру разговаривать с бывшими односельчанами то снисходительно-вальяжно, то начальственно-требовательно. При этом никак нельзя было сказать, что персонаж — чистейшая выдумка.

Для Г.Лыткиной важнее всего — сыграть свою героиню такой, чтобы зрители поверили в ее существование и относились бы к ней как к человеку, которого можно встретить в жизни. В некоторых спектаклях — в «Аксинье», к примеру, — казалось, что играет она в роли Меланьи эпизоды из личной биографии — настолько достоверным было ее сценическое существование. Кто из нас не видал на каком-либо празднике раскрасневшуюся от нахлынувших чувств — будто молодость вернулась! — пожилую женщину, с неподражаемым юмором исполняющую коми частушки? Кто не вспомнит, как провожают матери своих детей в дальнюю дорогу — как торопливо перемежают они прощальные наказы с поцелуями, как непременно заставляют всех присесть «на дорожку», как, скрывая набегающие слезы, незаметно для отъезжающих осеняют их крестом?..

На самом деле актриса не просто «играла себя» — она представляла зрителям очень сложный и точный по составу сплав простодушия и мудрости, какой-то ласковой строгости и безыскусного юмора, такой сплав, которого без природного таланта, хорошей выучки, без большого труда добиться невозможно. Всему этому учил ее любимый мастер, педагог коми студии при драматическом театре, знаменитый Николай Дьяконов, пробудивший природные возможности ученицы. Именно с нее, говорят, он списал роль Любки Бубенчиковой в «Свадьбе с приданым». Она же стала и первой исполнительницей этой роли.

А как великолепно владеет Г.Лыткина родным языком! Стихи можно написать об одних только междометиях и восклицаниях актрисы в той же роли Меланьи! Бездна оттенков чувств за ними, огромное мелодическое богатство — но при этом абсолютная, первозданная простота и естественность. Иногда ловишь себя на мысли: да слышала я такую интонацию, да так же в любой деревне говорят! Но нет — подобная объемность, многогранность речевого выражения при одновременной свежести, легкости, смысловой прозрачности возможны только в речи сценической, которая есть неотъемлемая часть сценического образа. Такая речь — и сама произведение искусства.

Галина Лыткина — поистине народная артистка, потому что в ее созданиях зрители узнают себя, верят ее героям. Да она и вправду прекрасно знает тех, кого играет. В работе над различными ролями она не позволяет себе использовать привычные профессиональные средства в привычных комбинациях, старается каждого человека представить со сцены как особый «экземпляр», единственный в своем роде.

Так появились ее искрометная Бубенчикова, разбитная и скрывающая свою нежность Валька из «Иркутской истории», ученная-переученная жизнью Мама-проводница из «Валентина и Валентины», мужиковатая Марина из «Ухабов жизни», забитая Полысь Агни из спектакля «Чудь мыльк», наглая и самовлюбленная Люшка-выдвиженка из «Чонкина», до старости сохранившая задорное молодое кокетство Бабка из «Коми бала» и многие другие героини. О том, как она копит жизненные впечатления, как репетирует, как постепенно — черта за чертой, кирпичик за кирпичиком — строит роли, актриса рассказывает увлекательнейшие истории. Вальку, к примеру, она самостоятельно готовила во время отпуска, пока морошку собирала: усядется на кочку отдохнуть — и повторяет текст по-всякому. Морошки в том году много было — артистку даже пролетающие низко летчики начали замечать и потом приветственно махали крыльями самолетов над болотом. Марина — это ее знакомая из Усть-Выми Анна Бреч, которая носила мужской пиджак поверх платья, кирзовую сумку на палке через плечо и курила толстенные самокрутки. Мирониха из «Последнего срока» получила свой характер сразу от двух женщин. От своей мамы Галина Питиримовна для роли переняла мудрость, долготерпение, спокойствие, а от родственницы тети Марьи — внешность героини: та не могла разогнуть спину и постоянно ходила сгорбленной.

Мама, кстати, посылала дочку выучиться «на учительшу» — благо тогда педучилище было в ее родной Усть-Выми. Галя и выучилась. А по распределению в Корткерос не доехала: оказавшись в Сыктывкаре, увидала на заборе объявление о наборе в коми студию и пошла поступать. Поступила, а уже потом стала думать, что наверняка ее как-нибудь накажут. Когда в конце-концов вызвали ее в Министерство просвещения, подумала: «Если засудят — пусть. Отсижу — и снова в театр пойду!». Но обошлось: министр сам оказался большим почитателем драматического театра и потом часто поздравлял Галину с премьерами. А мама приняла выбор дочки. Соседям, сетовавшим на то, что артистки мало получают против учителей, она отвечала русской поговоркой с коми выговором: «Пусь кармане ни шиша, зато слава короша!».

Про карман-то это верно: никогда артисты в провинции большого достатка не имели. Да еще муж умер рано, оставил ее с двумя дочками на руках, второй муж — Владимир Пельмегов — тоже был артистом и тоже безвременно рано ушел из жизни, оставив в память о себе еще одну дочь — откуда взяться достатку? Тем более, что две первые девочки сами стали актрисами. Сейчас и их уже нет в живых, Галина Питиримовна живет в семье своей младшенькой. Самая дорогая по стоимости вещь в ее квартире — норковая шуба, подарок от главы республики на юбилей. А самым лучшим курортом для себя она всегда считала летний отдых в родимом доме. Сохранились кадры любительского фильма: из открытого окна видны бескрайние усть-вымские луга с травами по пояс, во дворе — могучее дерево, в тени которого дочь Света с зятем нянчатся с маленьким своим сыном. Кругом — покой. И тишина — до звона в ушах...

Не так давно состоялся вечер, на котором объявляли номинантов премии имени Степана Ермолина «За вклад в коми искусство». Их было немного — каждый из номинантов известен зрителям и награждался горячими аплодисментами. Но когда назвали имя Галины Лыткиной, и она, привезенная прямо с больничной кровати — худенькая, в строгом черном костюме, — приподнялась со своего места во втором ряду, зал встал в едином порыве и устроил актрисе настоящую овацию.

Так случилось, что болезнь настигла любимицу публики Галину Лыткину как раз тогда, когда здание драматического театра, ее второй дом, — было разрушено до основания. Она ушла — и театра не стало.

Конечно, он непременно будет восстановлен. Но это будет уже другой театр. А пока — мы поздравляем Галину Питиримовну с восьмидесятилетием и от души желаем ей скорейшего выздоровления.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.