Грани таланта / Галина Круть (Смоленск) | Страстной бульвар, 10

Грани таланта / Галина Круть (Смоленск)

Выпуск №10-210/2018, Лица

Грани таланта / Галина Круть (Смоленск)

Актриса мощного темперамента, заслуженная артистка России Галина Ильинична Круть в Смоленском драматическом театре им. А.С. Грибоедова служит с начала 80-х. Здесь она сыграла не менее 50 ролей как классического, так и современного репертуара. Работы Круть отличаются вдумчивостью и глубиной, умением соединить частное с общим. Актрисе свойственно оставлять зрителю возможность самому додумать, как могли бы дальше развиваться отношения героев.

На мой взгляд, это качество - высший актерский пилотаж. Искусству недосказанности Галина Круть училась у своего педагога - народного артиста СССР Валерия Сергеевича Нельского в знаменитом Ярославском театральном училище. Уроженец города Красного Смоленской области, до войны и в годы войны Нельский служил в Смоленском драматическом театре. Впервые он поступил в театр драмы пятнадцатилетним гимназистом в качестве статиста. Артистическое имя «Нельский» (настоящая фамилия артиста - Булатовский) закрепилось за ним после спектакля «Нельская башня» Дюма, где он был занят в эпизоде (играл графа Савуази), но был так хорош, что друзья прозвали его Нельским. В качестве ведущего артиста Нельский появился в Смоленском драматическом театре значительно позднее, в сезон 1938/1939 гг., был с театром на фронте, в эвакуации и в 1944 году вместе с театром возвратился в Смоленск, войдя в историю смоленской сцены как один из лучших на все времена актеров.

Театральный мир тесен. В 1969 году именно на курсе профессора В.С. Нельского в Ярославском училище оказалась будущая смоленская актриса Галина Ильинична Круть - ныне заслуженная артистка России.

Впервые я увидела Круть в комедии «Самоубийца», точнее, видела наверняка и раньше, поскольку она играла в спектакле «Зодчий Федор Конь» и в других спектаклях того времени, но в «Самоубийце» она просто ошеломила и восхитила меня своей игрой. Спектакль был поставлен в 1987 году режиссером Сергеем Черкасским по пьесе Николая Эрдмана, незадолго до того опубликованной в журнале «Современная драматургия». Имя драматурга после долгих лет тщательного вычеркивания из истории отечественной литературы было возвращено благодаря горбачевской «перестройке».

В «Самоубийце» Круть играла Марию Лукьяновну  - жену главного героя пьесы Семена Подсекальникова. Играла настолько живо и достоверно, что после первой фразы героини насчет ливерной колбасы и нервной жизни в кровати, которую устраивает ей, измученной женщине, нечуткий муж, имя этой актрисы я запомнила навсегда. Таким голосом и с такой непередаваемой интонацией все это было произнесено. А еще - растрепанные спросонья кудряшки, укоризненный взгляд и паузы чуть ли не мхатовские ...

Незабываема и ее Марья Васильевна Войницкая, мать главного героя в спектакле Петра Шумейко «Дядя Ваня» по Чехову. Роль далеко не главная, эпизодическая, но какое же это было точное попадание! И тоже до сих пор в ушах ее реплика: «Жан, не противоречь Александру. Ведь он лучше нас знает, что хорошо и что дурно...»

Актриса произносила эти слова медленно, со слегка французским прононсом, а вся ее фигура, осанка были «со значением», будто говоря, она смотрела на себя со стороны и сама себя оценивала или любовалась собой. Ведь только тогда можно понять, чего стоит актер, когда он безмолвствует. По его внутренней жизни, по состоянию. С помощью таких приемов, как поворот головы, интонация, жест, взгляд Галине Круть удается придать характерам своих персонажей неожиданный порой объем, а то и вообще без слов рассказать целую историю. Уместно вспомнить и «Третье слово» по пьесе испанца Алехандро Касоны «Дикарь» в постановке Виктора Прокопова. Это был его дипломный спектакль, который продержался в репертуаре много лет. Сюжет пьесы «Третье слово» словно бы соткан из событий, одно экстравагантнее другого. Брошенный любимой женой брат двух старых дев, Матильды и Анхелины, воспитал своего сына вдали от людей. Он хотел уберечь мальчика от любви, точнее, от женского предательства. Отец умер, а сын, его зовут Пабло Салданья, стал взрослым. Он прекрасный наездник и охотник, однако он не только не знает грамоты, но и ведет себя как дикарь. В то же время Пабло - богатый наследник, ему предстоит управлять имением, и это обстоятельство беспокоит обожающих племянника тетушек. Старшая из них - Матильда (ее-то и играла Галина Круть) - выписывает для Пабло (Игорь Голубев) учителей, которые надолго в доме не задерживаются. И тогда Матильда решается прибегнуть к хитрости. Она приглашает в качестве воспитательницы племянника только что окончившую университет Маргариту Лухан (Алла Козлова), ничего не сообщив ей о возрасте и особенностях воспитания ее будущего ученика. Молодой учительнице удается добиться серьезных успехов благодаря ее безусловному педагогическому таланту, а также вспыхнувшему между героями чувству. Впрочем, заканчивается спектакль трагически.

Но я сейчас не об этом. Мне хочется напомнить читателю мизансцену из этого спектакля с участием Матильды и садовника Эусебью, роль которого сыграл Вячеслав Леонов. Мимолетный, буквально из двух фраз, разговор этих персонажей, закончившийся танцем (всего несколько па), резко оборвавшийся с появлением Анхелины, наводит на предположение о взаимной симпатии Матильды и Эусебью, развитие которой, конечно же, невозможно ввиду социального неравенства. Эта мизансцена еще более подчеркивает драматичность судьбы Матильды, ведь из предыдущих диалогов известно, что в молодости она стала вдовой, и дня не успев побыть замужем: даже венчался с ней не сам вскоре после женитьбы погибший супруг, а его доверенное лицо. Всю жизнь эта женщина посвятила брату, племяннику Пабло и своей чудаковатой сестре Анхелине...

Безусловно, удаются Галине Круть эксцентрические и откровенно фарсовые роли. Здесь уместно вспомнить графиню де Сен-Фон в спектакле «Маркиза де Сад» по пьесе Юкио Мисимы. Острая, гротескная роль графини де Сен-Фон в исполнении Круть поражает точностью рисунка, чувством меры. Спектакль «Маркиза де Сад», сложный и по материалу, и необычный по форме, помню, наделал много шуму. Это был первый спектакль, поставленный в 2003 году на смоленской сцене режиссером из Москвы Анатолием Ледуховским. Действие в пьесе происходит во Франции во время французской революции. Экстравагантная графиня де Сен-Фон там даже на лошади скачет (Ледуховский использовал в «Маркизе де Сад» лет 30 уже стоящую в фойе на третьем этаже без дела гипсовую лошадь в натуральную величину, привезенную в 1986 году из Иванова тогдашним главным режиссером Смоленского театра Игорем Южаковым для спектакля «Дама с камелиями»). У Ледуховского Галина Круть играла во всех смоленских спектаклях, кроме «Трех сестер».

В «Ревизоре», в 2008 году удостоенном высшей награды фестиваля «Славянские театральные встречи» в Гомеле она исполнила роль супруги судьи Ляпкина-Тяпкина. В гоголевской пьесе нет такого действующего лица. Кроме жены самого городничего Анны Андреевны, по пьесе жена имеется только у смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова. Режиссер ввел в спектакль жен всех чиновников, которых приглашает на совет Городничий, чтобы сообщить им «пренеприятное известие».

Чиновники являются на совет с женами под ручку и с вещами в свободной руке, готовые к тому, что их могут посадить... Своим видом, обращением с мужьями, выражением лица, жены ярко дополняют представление о каждом из гоголевских чиновников. Галина Круть играла зеркальное отражение самого Ляпкина-Тяпкина. Поправляя городничего, который, волнуясь из-за ревизора, поставил ударение в имени судьи на первый, а не на второй, как полагается, слог, муж и жена Ляпкины-Тяпкины, не сговариваясь, поправляют его дуэтом: «Мы - Аммóсы Федоровичи!» Очень эффектный ход, надо признать.

В комедии «Укрощение строптивого», поставленной А. Ледуховским по пьесе К. Гольдони «Хозяйка гостиницы», у Галины Круть роль тоже небольшая и тоже острокомедийная. Она играет стареющую актрису Ортензию, которую наняли, чтобы разыграть и соблазнить держащегося подальше от женщин Кавалера Риппафратту (Олег Кузьмищев).

Но не одни только комедийные роли в репертуарном списке актрисы. Трудно забыть ее в мелодраме «Маленькая девочка» по пьесе Нины Берберовой, где она играла Евгению - умную, проницательную подругу главной героини Ольги Сомовой (Людмила Лисюкова). Особое место среди сценических образов, созданных Галиной Ильиничной Круть, занимает товарищ Полякова из спектакля «Завтра была война» по одноименной повести Бориса Васильева. Спектакль был поставлен весной 2008 года режиссером Виктором Прокоповым - руководителем целевого актерского курса в Смоленском государственном институте искусств. Роли девятиклассников в спектакле «Завтра была война» исполнили студенты, а взрослых играли артисты театра драмы.

Мать комсорга класса Искры Поляковой в исполнении Галины Круть персонаж трагический. Она уже не тот уверенный в себе и своем правом деле красный комиссар, каким наверняка была в Гражданскую. Прошло немало лет. Ее истовая вера в дело революции, конечно же, осталась прежней. Но она не знает ответа на многие вопросы, в частности, почему инженер Люберецкий, отец подруги ее дочери, которого сама она знает как честного и порядочного человека и высококлассного специалиста, - почему он арестован и подозревается во вредительстве... Она пытается предостеречь Искру от рискованного поступка, но это вступает в противоречие с тем, к чему она же всегда призывала свою дочь: быть честной... И старый испытанный метод убеждения - солдатский ремень - больше невозможен, потому что девочка выросла и хочет получить ответы на волнующие ее вопросы.

В поставленном в 2010 году спектакле Виталия Барковского «Вишневый сад» А.П. Чехова комедийная составляющая таких персонажей, как Шарлотта Ивановна, отодвинута на второй план. Шарлотта в трактовке Галины Круть здесь едва ли не самая драматичная фигура. Ключ ко всему происходящему - короткий монолог, который звучит совершенно бесстрастно: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я - не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. Ничего не знаю».

В 2012 году у режиссера Олега Кузьмищева Галина Круть сыграла в спектакле «Королева красоты» по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Пьеса о сложных взаимоотношениях двух женщин - старой матери и ее взрослой дочери. Зная Галину Круть, откровенно говоря, я ожидала увидеть трагифарс. Тем более что зацепок для этого в пьесе предостаточно. Однако актриса избегает гротескности, сосредоточившись на внутреннем мире своей героини. Несмотря на цинизм отношений матери и дочери, Мэг (так зовут героиню Круть), похоже, начинает задумываться, что она как мать сделала неправильно, почему дети так с ней жестоки. Но в подходящую минуту без каких бы то ни было душевных колебаний она выкладывает свой главный козырь...

В 2014 году Галина Ильинична Круть сыграла тетю Нюру - уборщицу в вытрезвителе в спектакле Олега Кузьмищева «И что я здесь делаю?!», драматургической основой которого стала неоконченная повесть Василия Шукшина «А поутру они проснулись...», а в 2017-м - Алевтину МакКенди в спектакле Виталия Барковского «Как Боги» по пьесе Юрия Полякова. Обе роли острохарактерные и комедийные.

Статья в PDF

Фото предоставлены театром

Фотогалерея