"Народные леди" Анны Лаптевой (Благовещенск) | Страстной бульвар, 10

"Народные леди" Анны Лаптевой (Благовещенск)

Выпуск №10-210/2018, Лица

"Народные леди" Анны Лаптевой (Благовещенск)

Анна Григорьевна Лаптева - из тех артисток, для которых жизнь в театре и судьба вне сцены - все переплетено причудливым узором, все взаимосвязано. Впрочем, это вовсе не означает, что актриса всегда играет. Скорее - наоборот. Анна Григорьевна всегда живет. На сцене Амурского театра драмы, за кулисами, дома, на улице. Только вот - сцена, театр, профессия, роли - это прежде всего, это - святое.

По-разному люди приходят в профессию. Одни с детских лет мечтают стать врачом, или учителем. Другие понимают где работать и чем заниматься уже в более взрослые годы. Анюта, как называет артистку с детства и до сих пор ее мама, не знала, кем хочет стать. А стала актрисой. И это многократно подтвердила жизнь - никакой другой профессии у нее быть не могло. Народная артистка Анна Григорьевна Лаптева в кулуарах нет-нет, да скажет о себе: мол, все просто: ничего другого в жизни делать не умею и не хочу - только играть и выходить на сцену.

Амурский зритель, или заморский (бывали и такие!) - всякий раз, даже выход артистки в эпизоде, принимает шквалом эмоций и неизменными аплодисментами. То она деревенская вдовушка Евдокия в «Родне», то интриганка герцогиня Мальборо в «Стакане воды», то императрица Екатерина в «Ночи перед Рождеством», то еврейская мудрая мама Двойра в «Искателях счастья», то старушка-бомжиха Памела с торчащими космами нечесаных волос в «Дорогой Памеле», то опустившаяся полуголодная Анни из бедного Нью-Йоркского квартала в «Леди на день», то мечтательница Дороти Пэмбрук в новой бенефисной работе «Искушение»... Бенефис Анны Лаптевой стал ярким событием в культурной жизни Амурской области, а народная артистка была удостоена Премии губернатора за великолепную, пронзительную игру. Зрители потребовали сыграть, кроме заявленных ранее в репертуаре, дополнительный премьерный спектакль.

Героинь за творческую жизнь много всяких переиграла, но при их полярной неодинаковости Лаптевой достаются образы все больше характерные, даже эпизоды - характерные. На вопрос о звездной болезни, Анна Григорьевна признается, что не избежала сей напасти. К счастью, прошла эта «краснуха» в ранней юности, когда режиссер привез ее и подружку в Бугульминский драмтеатр: вот уж где она себя великой сполна «наощущалась»! Авансом и до изжоги. До опустошения и на всю оставшуюся жизнь. А в результате - иммунитет выработался правильный. Потом уже нигде и никогда ничего подобного себе не позволяла. Жизнь многому научила.

Звездные болезни приходят и уходят, как только человек обретает реальную почву под ногами. Чаще всего это новая работа, тяжелее и значимее предыдущей. Была Бернарда Альба. Была старшая из дочерей Короля Лира Гонерилья. В спектакле «Мадама» такой почвой стала сильная натура героини, прожившей огромную по событиям и убийственно-тяжкую по значимости жизнь. Такой почвой всякий раз является следующая «возрастная» роль на сцене - малая эпизодическая, или главная - с некоторых пор у актрисы роли все больше такие, с «судьбой и серебринками в прическе». А вот ощущение молодости не покидает Анну Григорьевну и с годами не утрачивается. Иной раз кажется, что в ее метриках стоят не те цифры, и годы явно прибавлены...

В Благовещенск семья переехала из Иркутска, поездом. Вышла тогда Анна Григорьевна из вагона на перрон и вдруг оцепенела от ощущения, что здесь она когда-то уже бывала. Ну, точно, бывала! Наверное, в прежней жизни. И снова - здесь, уже лет через тысячу, не меньше. Ну просто - дома! Сейчас надо ехать прямо, потом повернуть направо, потом миновать пару кварталов - и вот он Театр!... Теперь уже и не представляет себе других жизненных вариантов, кроме Благовещенска.

Здесь у актрисы уже устойчиво сложилось свое трепетное отношение к городу, к театру. Все стало любимым и родным. А зрители, которые на улице узнают, в супермаркете здороваются?! Как же без них? В день святого Валентина приносят сердечки с признаниями в любви и словами восхищения. Что может быть для актрисы дороже? Анна Лаптева не заносится, но и не лукавит, будто ей это неприятно. Наоборот, не скрывает, как искренне рада, когда зрителям нравится ее работа. Полностью себя на алтарь служения Театру выкладывает народная любимица Лаптева, а значит - ему, Зрителю.

- А как же! - утверждает Анна Григорьевна, - ведь я для людей живу и работаю!

Больше всего на свете Анна Лаптева боится, чтобы не «доиграться» до отторжения.

- Не дай Бог услышать вслед: «Опять эта...» - переживает народная артистка. И слушает свою мудрую маму и умницу-дочку, которые являются первыми и главными ее критиками, домашними цензорами и театроведами, причем, построже профессиональных. Им премии и регалии не важны - им главное, чтобы их артистка была счастлива.

Есть у Анны Григорьевны очень серьезное звание, выстраданное и заслуженное - бессонными ночами, бесконечными репетициями, переживаниями и нервами. Этим званием не просто только гордиться, а еще и соответствовать ему в полной мере. По собственному признанию Анны Григорьевны Лаптевой, для нее важно, чтобы театралы приходили в театральную кассу и время от времени интересовались, играет ли в спектакле актриса Лаптева, и в какой роли она занята.

Если в эти июньские дни кто-то из зрителей не успел увидеть рекламу о бенефисе народной артистки России Лаптевой, и, стоя у кассы, спросит, играет ли в новой премьере режиссера Павла Рукавицына «Искушение» Анна Григорьевна, кассир с радостью отвечает: «Играет! Главную! Бенефисную!»

 

Статья в PDF

Фотогалерея