Нижний Новгород. Странный парень Алеша Пешков

Выпуск №1-211/2-018, В России

Нижний Новгород. Странный парень Алеша Пешков

Само название пьесы Нины Прибутковской «Странный парень» указывает на совершенно неожиданный взгляд автора на своего героя. Классик мировой литературы, столп социалистического реализма, памятник на московской площади близ Белорусского вокзала, многочисленные скульптурные изображения в городах России, театры его имени в России и не только, улицы и города (правда, в перестройку переименованные), школьная программа и «Человек - это звучит гордо»... И вдруг - странный парень.

По крайней мере пару десятилетий назад все советские дети были обязаны прочитать «Детство», «В людях», «Мои университеты» - автобиографические повести пролетарского писателя. Нынче и прежде Нижний Новгород, а в советское время город Горький, гордился своим славным земляком, берег память о нем. Замечательно сохранился дом деда Алеши Пешкова, где он провел ранние годы. Поэтому жителю города Горький великий писатель был практически родным и более известным, чем ближайшие соседи.

Нина Прибутковская к драматургии обратилась в 1990-е годы, была участницей драматургических семинаров и лабораторий, пьесы ее ставят, шли они и в Нижнем Новгороде. Долгое время в родном городе она воспринималась прежде всего как успешный журналист, автор и ведущая острых телепрограмм, но к юбилею Алексея Максимовича Прибутковская написала три пьесы, в чем ей помогли потомки Горького, прежде всего его правнучка Екатерина Пешкова, дочь Дарьи Пешковой. Эти произведения привлекли внимание трех ведущих театров Нижнего Новгорода.

Пьесу о юном Горьком поставили в областном ТЮЗе, что вполне логично и закономерно.

На премьере зал был полон, подростки, до начала весело гонявшие по фойе и колотившие от полноты жизни друг друга рюкзаками, слушали текст в напряженном молчании, смотрели с интересом. Это было не привычное биографическое повествование, а упругое, стремительно развивающееся действие, которое обретало особый нерв от того, что верно был найден прием построения сюжета, испробованный уже в ряде пьес и сценариев, но очень удачно и точно примененный в данном случае.

Нина Прибутковская сочинила историю о том, как два современных парня, один из которых сынок богатого папаши, ставший владельцем старого дома в Нижнем Новгороде, внезапно «проваливаются во времени». Они оказываются в доме, который собирались поджечь, чтобы без хлопот построить на его месте что-то многоэтажно-доходное. Их окружают знакомые и друзья Горького. И он сам, Алексей Пешков, - действующее лицо этой истории. Не классик, не гуру, а мятущийся, странный парень, ищущий свой путь в жизни, сомневающийся, страдающий, самолюбивый ...

Современные молодые ребята пытаются втолковать ему, что он будущий литературный мэтр, ждет его мировая слава, и все у него будет хорошо... А еще они никак не могут воспользоваться своими навек замолчавшими гаджетами, мечутся в поисках Интернета, пытаются понять прошлое и применить к нему сегодняшние знания. А зрители напряженно следят за растерянностью своих современников, наверное, мысленно ставят себя на их место.

Неожиданно в зале возникает смех, непредсказуемые реакции... На глазах подростков 2018 года происходит познание психики, мыслей, устремлений, позиций тех юношей и девушек, живших более ста лет назад, которые ненамного старше их, пришедших на спектакль.

Ощутимой, почти осязаемой становится пропасть между ними тогдашними и нами сегодняшними. И от этого смотреть спектакль, следить за событиями, проникать в душу тех, незнакомых и совсем других - интересно, захватывающе. А еще познание той, давно ушедшей эпохи становится очень личностным. Никакой назидательности - внятно рассказанная история борьбы тех молодых за новую, более справедливую и разумную жизнь, их поиски, ошибки, серьезные взрослые поступки.

Реакции и оценки происходящего двумя нашими современниками придают всему рассказанному неожиданный объем. Не менее интересно, чем за молодым Горьким, наблюдать за нахальными беззаботными парнями из ХХI века, видеть, как меняются они, как пересматривают свои, казалось бы, устоявшиеся взгляды.

«Странный парень» поставлен режиссером Владимиром Червяковым деликатно, без излишнего пафоса, с изрядной долей юмора, по-человечески проникновенно.

Герои спектакля искренне любят, горячатся, отстаивают свои взгляды, страдают. Постановщик не забывает, что ставит спектакль о молодых людях, градус жизни которых далек от спокойно-рассудительных «36,6». У них у всех температура под 39 градусов.

Роль 21-летнего Горького досталась молодому актеру Сергею Усову. Он внешне похож на известного писателя. Высок, сутуловат, значителен, и черты лица отвечают привычному облику. Но актер прежде всего стремится передать те противоречия, которые кипят в груди талантливого, мятущегося юноши. Он готов драться до крови, влюбляться без оглядки, отправляется странствовать по свету, чтобы обрести истину, понять человека. Он становится живым, близким, ему можно сочувствовать, его можно жалеть, ему хочется завидовать. Необыкновенная личность формируется тут, сейчас, на глазах зрителей, и это одно из главных достоинств спектакля.

Вторым героем становится Илья в интересном ярком исполнении Артура Зимина. Он понятен зрителям, узнаваем, поначалу даже отталкивает ощущением своей избранности и вседозволенности. Актер Зимин уверенно играет хорошо известного нам сынка богатых родителей образца 2018 года. Кажется, ничто не может поколебать его представлений о жизни. Но необычная ситуация исподволь меняет Илью. Чрезвычайно интересно наблюдать, как просыпается в нем понимание сложности, неоднозначности людей, понятий, ситуаций, как формируется в его душе чувство долга и ответственности за окружающий мир.

В этом спектакле подобрался молодой энергичный состав, и каждый из актеров убедительно, живо, захватывающе показывает самые разные человеческие типы и характеры. Эти такие разные люди создают ту самую среду, которая сформировала Горького, - преданные, опасливые, влюбленные, эгоистичные - они все вместе составляют картину времени, за ними следишь с неослабевающим вниманием. Анна Энская (Маша), Александр Барковский (Каин), Артем Дубинин (Николай Васильев), Константин Кузьмичев (Ланин), Екатерина Дубинина (Эмма Алкина), Никита Чеботарев (Денисов), Анна Сильчук (Ольга Каминская), Максим Павлов (Ильков), Федор Боровков (Саша, еще один наш современник), Анастасия Волох (Ира), Анна Бледникова (Катя) - каждый из них вносит свою лепту в создание целостного и так неординарно изображенного, захватывающего образа эпохи.

Художник спектакля Андрей Михайлов создает на сцене достоверную среду обитания, подробно изображает дом, фонари, тротуары, подчеркивая приметы времени.

Нина Прибутковская, в интервью перед выпуском спектакля заметила: «В своей пьесе я задаю вопрос: а достойны ли мы своих предков? Мы также живем в Нижнем Новгороде, но мысли у нас разные. Люди эпохи Горького были очень светлыми, умными и интеллектуальными. Тогда было в моде собираться и слушать друг друга. Сейчас этого нет. Мне хотелось столкнуть эти два поколения - сегодняшнюю молодежь и их ровесников конца XIX века. Я надеюсь, что спектакль получится увлекательным».

А спустя несколько дней в Нижнем Новгороде состоялась еще одна премьера по пьесе Нины Прибутковской «Твоя Катя», в основу которой легла переписка Алексея Пешкова и Екатерины Волжиной. Со сцены сначала Музея Горького, а потом Академического театра драмы зазвучали пронзительные слова любви, разворачивалась история сильного чувства, была показана вечная драма отношений мужчины и женщины, когда один разлюбил, а другая продолжает хранить настоящее чувство. Письма единственной официальной жены М. Горького были переданы Н. Прибутковской правнучкой Горького Екатериной Пешковой.

В одном из отзывов об этой пьесе написано: «Никогда не думала о Горьком как о мужчине». А он был человек из плоти и крови, в душе которого бушевали недюжинные страсти.

Казалось бы, вышли два актера - Ольга Берегова и Олег Шапков, читают письма. За 11 дней спектакль был подготовлен вместе с режиссером Ириной Зубжицкой. Художник Борис Шлямин создал лаконичное строгое пространство, в котором существуют актеры. Появился спектакль-дневник, время действия которого с 1896 по 1904 год. И сколько в нем пронзительной любви, света, горечи, нестерпимой боли, стыда, переживаний. Великий человек и умная, тонкая, любящая страдающая женщина, которая уже тогда боялась, что чьи-то равнодушные глаза будут читать строки, написанные сердцем.

Нет, не равнодушные. Актерский талант исполнителей, их человеческая вовлеченность в действие и ситуацию наполняют давным-давно написанные строки биением живого чувства, страстью, глубиной переживания. Обе пьесы, созданные Ниной Прибутковской, стали яркими неординарными спектаклями, заставили по-новому увидеть Горького-человека, восхититься масштабом личности этой мощнейшей фигуры ХХ века.

А впереди еще одна премьера - в театре «Комедiя» Нижнего Новгорода готовится спектакль «Затмение солнца» (авторское название «Три финала одной жизни») о последних днях Максима Горького.

Статья в PDF

Фотогалерея