Ростов-на-Дону. Музыкальная история о мистере Холмсе и докторе Ватсоне

Выпуск №1-211/2-018, В России

Ростов-на-Дону. Музыкальная история о мистере Холмсе и докторе Ватсоне

Еще предшественник нынешнего Музыкального театра - Ростовский театр музыкальной комедии - славился не только звездным составом, но и созданием оригинальных спектаклей, которые потом с успехом шли по стране. Это оперетты по произведениям Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, В.М. Шукшина. И молодой Музыкальный театр уже не раз объявлял мировые премьеры: балет «Гамлет» на симфоническую музыку Д. Шостаковича; балет «Драма на охоте», где использованы все (кроме шестой) симфонии и сюиты П.И. Чайковского, фрагменты «Времен года» и оперы «Воевода»; опера «Цыган» ростовского композитора Леонида Клиничева. И вот теперь ростовчанин Игорь Левин написал мюзикл «Шерлок Холмс и пляшущие человечки» по известному рассказу А. Конан-Дойла. Либретто и постановка Марка Розовского.

Пляшущие человечки на сцене материализовались самым волшебным образом. И в то же время вполне естественным: а что еще им делать в мюзикле? Танцевать, конечно! В спектакле это важный коллективный персонаж, загадочный и вездесущий. Черные фигуры в балете стиля «неоклассика», созданном хореографом Ольгой Костель, пронизывают все действие, то привлекая к себе особое внимание, то передавая письма, то «складывая» собой буквы в будоражащую фразу «Илси, я здесь» (вплоть до запятой!).

Интересы Игоря Левина со студенческих лет распределялись между классикой и эстрадой, и сошлись они тогда, когда он стал писать мюзиклы для старой оперетты, начиная с 1980-х. Классика, джаз, фольк, модерн - это был его художественный «коктейль». Все мюзиклы имели долгую жизнь: «Любовь и ненависть» по «Конармии» и «Одесским рассказам» И. Бабеля, «Айболит-86» по киносценарию Р. Быкова, «Нон-стоп, Голливуд!» (пьеса О. Левицкого), «Шарман-канкан» Г.Фере, «Красавец-мужчина» (пьеса В. Пучеглазова по комедии А.Н. Островского), «Принцесса и свинопас» по сказке Х.К. Андерсена.

И особо надо сказать о гранд-мюзикле «Русский фантом» (пьесу по «Гиперболоиду инженера Гарина» А.Н. Толстого написал В. Пучеглазов). В нем симфонический и джазовый оркестры были соединены с рок-группой фонограммой - космические тембры наслаивались на звук живого оркестра, чтобы создать атмосферу другой реальности.

Сегодня филармонический оркестр исполняет кантату и ораторию И. Левина, а Музыкальный театр - мюзикл по Конан-Дойлу. Выросший в театре, Игорь знает его законы, чувствует его меняющиеся потребности, и музыка к новому спектаклю, вбирающая в себя и симфонические приемы, и рок, и народные ритмы, поистине театральна. Именно театральную энергию излучал оркестр - в этот вечер за дирижерским пультом стоял Александр Гончаров.

В музыкальных характеристиках откроются особые качества героев этой истории: молодая увлеченность, азарт Шерлока Холмса (Геннадий Верхогляд), натуры поистине артистической; веселая ироничность Ватсона (Максим Сердюков), вовсе не чувствующего себя вторым номером в тандеме с мэтром. Очаровательная Илси (Татьяна Климова), «ответственная» за всю драматическую коллизию запутанного дела, а что касается разбойника Слени (Юрий Алехин), то он обликом и повадками смахивает на злодея из петрушечного представления. Чувства тут условны. А лексика типа «ты мне мокруху шьешь» приближает бандита к сегодняшнему дню (хотя потребность в этом, мне кажется, сомнительна).

На сцене по существу одна декорация - дом на Бейкер-стрит (художник Александр Лисянский), но в сочетании с видеоартом Сергея Новожилова и виртуозной работой художника по свету Ирины Вторниковой способна в один момент менять места действия. Лазерная видеопроекция наслаивает поверх жилища великого сыщика и вокзал в Норт-Уолшеме, и улицы Норфолка, а пляшущие человечки и в графическом изображении, и в виде фигурок теневого театра будут все время напоминать о загадочном шифре.

Эффектным как зрелище получился спектакль, но детектив-шоу, начавшись с мелькнувшего на мгновение револьвера и выстрела из оркестровой ямы, заставляет напряженно следить за развитием мысли, за тем, как действует знаменитый дедуктивный метод, как зыбкая народная слава являет свою оборотную сторону. Красноречивая сцена: в открытых воротах толпа нарядных горожан поет дифирамб звезде сыска, а когда он сам, мучимый совестью, корит себя в смерти Кьюбита («Опоздал... Не успел...»), те же самые обожатели клеймят его позором.

Новый мюзикл пользуется популярностью. В нем заняты и оперные, и опереточные артисты, оперный хор, а встраивание в другой жанр требует соблюдения иных художественных правил. Все же мюзикл - отдельная история, и, хоть она на сцене ростовского театра произошла, строго говоря, иметь театр мюзикла - это то, что надо для полнокровного развития жанра. Как известно, все начинается с мечты. Мечтать же никогда не вредно.

 

Фото из архива театра

Статья в PDF

Фотогалерея