Дон Кихот, Коломбина и Ковякин из Гогулева / VIII Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI»

Выпуск №1-211/2-018, Фестивали

Дон Кихот, Коломбина и Ковякин из Гогулева / VIII Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI»

«LUDI», что с 2010 года собирает в Орле Театр «Свободное пространство», фестиваль с историей, традициями, настраивающий своих постоянных зрителей и участников на вполне определенные ожидания. Из последних (неизменно оправдывающихся) - надежда на встречу с новыми и яркими актерскими индивидуальностями, что так понятно, когда половина названий в афише - моноспектакли, бенефисы лицедеев, те самые случаи, когда выходящий на сцену актер «должен войти в тебя или выйти вон» (слова героя пьесы Ингмара Бергмана «После репетиции»).

Я был и на предыдущем фестивале «LUDI-2017», и в мою зрительскую память навсегда вошли герои американского актера Бремнера Дьюти (он играл антифашистское «Кабаре-33» с зонгами Курта Вайля), киргизской актрисы Кулайым Канныметовой (моноспектакль «Материнское поле»), сербского актера Бранко Джурича (Федор Карамазов в спектакле по роману Достоевского).

На фестивале-2018 с прошлогодними фаворитами мог, пожалуй, встать рядом лишь один зарубежный лицедей. Винициус Пьедейд из далекой Бразилии, драматург, режиссер и актер моноспектакля «Тюрьма», играл исповедь своего героя, пианиста и наркодилера, знающего о готовящемся в тюрьме бунте, в ходе которого сокамерники наверняка расправятся и с ним, заподозренным в стукачестве, считающим дни и часы до неизбежного, но не способного на донос. Это был поток открытых и яростных эмоций, монолог человека на пределе, на гибельном крае. «Тюрьма» получила награду за лучший моноспектакль фестиваля.

Впечатления от других зарубежных участников были скромнее. Польский моноспектакль «Контрабасист» по пьесе П. Зюскинда (в России она идет под названием «Контрабас»), пару лет назад получивший высшую награду фестиваля монодрамы в Нью-Йорке (режиссер Кшиштоф Пулковский, исполнитель - мастеровитый актер яркой индивидуальности Кшиштоф Рогацевич), в Орле был принят дружелюбно, но сдержанно: несколько российских актеров, давно играющих эту монопьесу, все же извлекают из нее куда больше глубоких и тонких смыслов, чем их польский коллега. Израильский (и бывший наш) актер Ариэль Крижопольски в моноспектакле «Клоун» (по роману Генриха Белля «Глазами клоуна», режиссер Ярон Шильдкрот) слишком увлекся профессиональным статусом своего героя, слишком хотел рассмешить. А ведь герой Белля Ганс Шнир - клоун вне манежа, в минуты рефлексий, эмоционального стресса, клоун с грустными глазами, родной брат Леонида Енгибарова, а не традиционного Рыжего. Хорватский театр из Загреба «Морузгва» привез на фестиваль спектакль «Бобочка» про одну, пожалуй, не главную героиню романа «Возвращение Филиппа Латиновича» Мирослава Крлежи (режиссер Иван Лео Лемо). Можно быть благодарным театру за открытие для фестивального зрителя имени писателя, который в Хорватии считается классиком, а в России все же известен, скорее, лишь старшему и среднему поколению, но сам спектакль про порхающую с мужчины на мужчину Бобочку (гремучая смесь Кармен и Лулу) показался несколько невнятным и просто скучноватым, а чувственную свободу своей героини актриса Эция Ойданич демонстрировала, пожалуй, несколько однообразно.

Других зарубежных гостей не было. О соотечественниках. Было три спектакля хозяев - театра «Свободное пространство». Два внеконкурсных, оба на малой сцене. «Телеграмма» по пьесе Олега Михайлова в постановке Ларисы Леменковой посвящена памяти звезды немецкого немого кино и актрисы латышского театра «Скатуве», работавшего в Москве в тридцатые годы XX века, Марии Лейко. Расстрелянного театра - почти все его актеры, и Мария Лейко в их числе, стали жертвами репрессий. Олег Михайлов написал очень хорошую пьесу, в ней все держится на зыбкой грани фантазии и реальности (спрятаться от ужасов жизни можно только в выдумку, но, увы, ненадолго), в ней много игры с советскими мифологемами (в том числе литературными, не первый раз на современной сцене материалом для извлечения совершенно новых смыслов становится каноническая «детская» повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек»), интересные характеры. Но она требует особой тонкости, небанальной глубины театрального прочтения. В орловской «Телеграмме» это пока получается только у исполнительницы роли Женщины Светланы Нарышкиной (прототипом ее героини и была Мария Лейко).

Там же, на малой сцене, ведущий актер, а с этого сезона еще и худрук театра «Свободное пространство» Валерий Лагоша сыграл премьеру монодрамы А. Кивиряхка «Цыпленок из букваря» (режиссер Линас Зайкаускас). Лагоша играет вечного ребенка в нелепом наряде, того самого блаженного, нищего духом, которого, как известно, ждет Царствие Небесное. Но на пути к этому «царствию» «особый человек» может стать орудием чужой преступной воли, не понимающим того, как его используют. Эта актерская работа, мастерство перевоплощения поистине виртуозны, и, конечно, Валерий Лагоша мог бы претендовать на одну из главных наград фестиваля, но худрук театра-хозяина не счел возможным выставить свой спектакль на конкурс.

В конкурсной программе «Свободное пространство» было представлено спектаклем другого худрука. Александр Михайлов руководил этим коллективом ровно тридцать лет, именно при нем Орловский ТЮЗ сменил название, необыкновенно расширил сферу своих творческих исканий, он - отец-основатель фестиваля «LUDI». Романтическим мюзиклом «Люди Ламанчи», вошедшим в афишу нынешнего фестиваля, Александр Михайлов простился с должностью худрука (но в театре не теряют надежд на продолжение творческого сотрудничества со своим мастером). Это сценическое полотно большой формы, демонстрирующее серьезные возможности труппы (не только драматические, но и вокальные), с романтической атмосферой (несколько старомодной, но все равно захватывающей), замечательными актерскими работами Максима Громова (Сервантес, а затем Дон Кихот), Елены Симоновой (Альдонса), Андрея Григорьева (Санчо Панса), Сергея Козлова (доктор Карраско)... Жюри отметило Сергея Козлова за лучшую роль второго плана и сценографа спектакля Владимира Королева (лучшая работа художника). Спецприз фестиваля «За верность традициям» вручен Александру Михайлову.

Два других орловских театра, участвовавших в нынешнем фестивале, увы, разочаровали. В «психологическом триллере» по мотивам «Коллекционера» Джона Фаулза Орловской академической драмы имени И. С. Тургенева (режиссер Ольга Шведова) не было ни психологизма, ни той атмосферы сгущающегося ужаса, что есть в литературном первоисточнике. Неточность и какая-то неряшливость в главном и в деталях, в распределении ролей, отсутствие подлинного смысла и чувства.

«Иван Грозный» в театре «Русский стиль» имени М. М. Бахтина претендовал на полемику с Карамзиным и Эйзенштейном (так заявил перед началом спектакля его драматург, режиссер, исполнитель роли Ивана Грозного в старости и худрук театра Валерий Симоненко), создание образа не кровавого злодея, но государственника и страдальца. А вышла вампука, еще и сильно отдающая «госзаказом». Предыдущий губернатор Орловской области, как известно, был большим поклонником Ивана Грозного, даже поставил ему памятник возле одного из храмов. Изначально, кстати, планировали установить его возле «Свободного пространства», театр взбунтовался и отбился от такого соседства. Как только текст пьесы отходит от стихир Ивана Грозного и цитат из хроник, возникает чудовищная фальшь, четыре Ивана (царя в разном возрасте играют разные актеры) не складываются в единый образ, все остальные персонажи похожи на «бояр, приклеенных к бороде» из дурной оперы, а в финале, когда умирающий царь ведет диалог с давно почившим Василием Блаженным («Вася, ты же умер?»), зрители, увы, не скорбят, а хохочут.

Но хватит о грустном. Поводов для радости было куда больше. Энергия молодости, музыки, приятия драматизма, но и праздника жизни переливалась в спектакле «Колесо Коломбины», совместном проекте Национального театра Карелии из Петрозаводска и петербургского ООО «Земляничные поля» (пьеса Леонида и Ирины Ворон, режиссер Андрей Дежонов). Это пронизанное музыкой (ее авторы - участники спектакля) зрелище, где персонажи наших дней носят имена героев комедии дель арте, рождалось как дипломная работа актерского курса Андрея Дежонова, а сейчас отправилось в самостоятельное плавание (спектакль уже сыграли в Петербурге на сцене МДТ, затем в Орле, где его пригласила в Сербию председатель нынешнего фестиваля «LUDI», известный сербский критик Драгана Бошкович). Драматургия «Колеса...» далека от идеала, но почти идеальными (не только для драмы, но и для мюзикла) кажутся его юные актеры, особенно Наталья Свешникова, сыгравшая Коломбину. Ей вручена награда за лучшую женскую роль. «Колесо Коломбины» признано «лучшим спектаклем на большой сцене».

Фестиваль не изменил своим традициям, по-прежнему было много незаурядных актерских работ, о каких-то приходится говорить в телеграфном стиле. «Лучший актерский дуэт» - обаятельная и красивая пара Тамары Адамовой и Артема Самигуллина в спектакле частного театра «the ТЕАТР» из Уфы «Солнечная линия» по пьесе Ивана Вырыпаева (режиссер Алсу Галина). Воссоздавший в моноспектакле «Дюжина ножей в спину революции» мир не только прозы Аркадия Аверченко, но и образ разворошенной революцией и Гражданской войной России актер Таганрогского театра имени А. П. Чехова Владимир Бабаев (он же режиссер спектакля). Владимир Шабельников, тонкостью и глубиной своей работы в роли Питунина просто спасший спектакль Санкт-петербургского театра «Суббота» «Спасти камер-юнкера Пушкина» по М. Хейфецу (режиссер Татьяна Воронина), чьи массовые сцены все время проваливались в дешевую клоунаду (Владимир Шабельников получил фестивальную награду за лучшую мужскую роль). Блистательный ансамбль (трио: Дмитрий Поднозов, Анатолий Хропов и Алиса Олейник) спектакля петербургского Театра «Особняк» «Машина едет к морю» по А. Бьерклунду, сначала напугавший, а потом завороживший орловскую публику особой сомнамбулической атмосферой, магией игры, тайны, небанального театра. «Машина...» принесла награду за лучшую режиссуру постановщику спектакля Алексею Янковскому.

Наконец, о главном впечатлении. Оно, конечно, тоже актерское, но и, как во многих работах этого фестиваля, неразрывно связано со словом, литературой, великой, но по разным причинам подзабытой. Актер московского Театра на Покровке Сергей Загребнев для своего независимого проекта (моноспектакля) «Записи Ковякина: ищу выхода из плана жизни» выбрал повесть Леонида Леонова «Записи некоторых эпизодов, сделанные в городе Гогулеве Андреем Петровичем Ковякиным». С каким наслаждением (но и горечью) слышишь со сцены этот текст о смене и сломе эпох, сколько в нем потаенного ужаса, внешнего смирения и тайного бунта, сколько о том, что было сто лет назад, но возвращается в день сегодняшний. Моноспектакль шел на большой сцене на огромный зал, который актером был взят абсолютно, при том, что никаких сценических аттракционов не предъявлялось (было несколько примет из области визуального театра). Вся энергия, вся глубина, интеллектуальная сила и чувственная манкость спектакля были именно в том, как присвоено и прожито актером слово Леонова, попадающее со сцены прямо в души зрителей. Работа мастерская (даже не верится, что это первый режиссерский опыт Сергея Загребнева), совершенно заслуженно удостоенная Гран-при VIII международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» в Орле.

 

Статья в PDF

Фотогалерея