"Камерная сцена". Итоги сезона

Выпуск №1-211/2018, Взгляд

"Камерная сцена". Итоги сезона

Самарский театр «Камерная сцена», на мой взгляд, уникальный. Его художественный руководитель, талантливая Софья Борисовна Рубина уже больше 20 лет воспитывает самарского зрителя на лучших образцах русской и зарубежной литературы и драматургии. В каком еще театре сегодня можно одновременно увидеть на афише «Натали» и «Солнечный удар» И. Бунина, «Поединок» А. Куприна, «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, «Между людьми и деревьями» (по страницам романа Ф.М. Достоевского «Идиот»), «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Возвращение» А. Платонова.

Приехав в Самару в начале июня отсмотреть последние постановки театра, я попала почти в осеннюю стужу, с холодными ветрами с Волги, и несколько приуныла. Но в первый же вечер, когда пришла на спектакль «Ося», необыкновенное тепло окутало меня, я была покорена тем, что увидела на сцене. Инсценировку написала Софья Рубина по стихам Осипа Мандельштама, воспоминаниям его современников и друзей и эпизодов его биографии. Спектакль поставлен просто, без внешних эффектов, но очень пронзительно, обращая главное внимание на внутренний мир героев. Оформление тоже скупое, простое и работающее на смысл происходящего на сцене, - грубо сколоченные ящики, стены из неструганных досок, которые периодически раздвигаются и высвечивают пространство, где идут наплывы: воспоминания Мандельштама, избитого, затравленного и измученного, сидящего в лагере.

Замечательная работа Артура Быкова, играющего Мандельштама, очень сложна, так как в спектакле много переходов из одного времени в другое, смена эпизодов, сюжетных поворотов. Актер сыграл то, что выразила Анна Ахматова в своих воспоминаниях: «Это был человек с душой бродяги в самом высоком смысле этого слова и проклятый поэт прежде всего, что и доказала его биография». Быков замечательно читает стихи, но несколько хуже разговаривает, а ведь зрители ловят каждое слово в незнакомом для многих материале. Алиса Лапшина играет любящую жену великого поэта Надежду мягко, и становится сразу понятно, что она живет своим Осей, и даже после его ареста она растеряна, но не сломлена. Это новая актриса в театре и со своей первой ролью она справилась очень хорошо. Вообще, есть еще одна удивительная особенность «Камерной сцены» - молодые актеры, приходящие в эти стены, очень органично вливаются в уже сложившийся актерский ансамбль.

Сильнейшее впечатление производит сцена допроса Мандельштама следователем ОГПУ (Руслан Бузин), поражает неожиданностью решения. Следователь понимает, что перед ним талантливый поэт, он знает и любит его стихи и хорошо читает их. Но, окончив чтение, снова превращается в жестокого человека, обвиняющего Мандельштама в том, что он враг молодого государства.

В спектакле больше двадцати действующих лиц, практически занята вся труппа, многие актеры играют по несколько ролей и все органичны, точны. Хочется, чтобы «Ося» жил долго и чтобы его смогли увидеть не только жители Самары (он идет на камерной сцене театра), но и зрители других городов России и зарубежья.

«Мельница счастья» Виктора Мережко - народная притча-памфлет о мечте, одухотворяющей человека, жажде счастья для всех. Сам автор рассказывал, что история, которая послужила толчком для написания его пьесы, имеет совершенно реальную основу: был в одной русской деревне безымянный изобретатель-колхозник, попытавшийся изобрести вечный двигатель, пролетарскую мельницу счастья. Спектакль, решенный Софьей Рубиной как героическая комедия, сложен по жанру. Здесь все переплетено: и юмор, и лирика, и романтизм, и мечты о всеобщем благоденствии. Двадцатые годы прошлого века - вокруг голод, разруха, смерть, а Степан Бобыль берется строить светлое будущее. Несмотря на некоторые опасения, что текст и проблемы пьесы несколько устарели, спектакль получился очень современным. Ведь во все времена человек не может жить без мечты.

Руслан Бузин играет Степана Бобыля мягко, тонко и удивительно трогательно в лирических сценах со своей любимой девушкой Настей (Елена Боляновская). Оказывается, что у этого мужественного человека нежная, открытая душа. Он нерешительно и неумело, смущаясь, вытаскивает из своей куртки маленький букетик цветов для Насти. Порадовал в этом спектакле Виталий Тимошкин. Его Председатель КОМБЕДа сдержан, хотя и категоричен, и вместе со Степаном Бобылем предан делу и одержим мыслью о всеобщем счастье. Оба из породы талантливых чудаков, бессребреников, для которых личное и общественное есть единое, неразрывное целое. Очень действенный ход придуман режиссером - Председатель-Тимошкин периодически выходит в зал и проникновенно обращается к нам сегодняшним.

В спектакле все актеры органично существуют на сцене, никто не наигрывает, каждый живет по законам своей природы, сталкиваясь друг с другом тем острее, чем напряженнее само время - первые годы после революции. Бывший кулак Вырин, которого как всегда крупно, мощно и глубоко играет Владислав Метелица, не может понять, как ему жить дальше, так же, как и Грабок (Александр Кудасов). Зять Вырина Илюха (Артур Быков), затюканный, беспомощный, никому не нужный, выброшенный из жизни, потому что его жена Лушка (Елена Фадеичева) плюет на него и крутит любовь с Колькой Почуфаровым (Андрей Бирюков).

Думается, что всегда такое изящное музыкальное оформление на этот раз изменило изысканному вкусу режиссера. Здесь каждый быстро сменяющийся эпизод отбивался назойливыми хоровыми однообразными песнопениями, которые заглушали текст. В противовес этому украшают спектакль очаровательные романсы Серебряного века.

«Первая любовь» поставлена Софьей Рубиной по мотивам рассказов Исаака Бабеля. Обращение к творчеству этого писателя для театра большое событие. Бабель всегда тянулся к живой жизни, из нее он старался брать свои темы, сюжеты и характеры. Рубина как всегда талантливо создала инсценировку - быстрая смена эпизодов, музыка, становящаяся то фоном, то действующим лицом спектакля, щедрость режиссерских находок. Постановщик ввела в спектакль события 1905 года, когда царь даровал народу конституцию, означавшую, как все думали, свободу и вседозволенность, что завершилось бунтами и погромами. По сцене бегают суфражистки с красными бантами и криками: «Свобода, Равенство, Братство!».

Главный герой Саша в прекрасном исполнении Евгения Клюева органично проживает все ситуации: и первую юношескую влюбленность в свою уже немолодую соседку (Елена Фадеичева), и появление его на шумной улице этого городка, среди разношерстной толпы крикливых торговок, где он мечтательно смотрит на голубей в клетке, которых очень хочет купить. Саша мечтатель и фантазер. Сраженный богатством своего школьного приятеля Марка Боргмана (Андрей Бирюков), сына директора банка, который пригласил его к себе на дачу, глядя там на танцующих дам в роскошных туалетах, он начинает самозабвенно врать Марку о каких-то великих изобретениях деда и другие небылицы о своих родственниках. А когда приятель наносит ему ответный визит и оказывается в подвале, среди нищеты, убожества и двух пьяных Сашиных дедов, Саша из-за позора пытается утопиться в бочке с водой.

Необыкновенно трогательны два Сашиных деда - Владислав Метелица и Алексей Якиманский, такие смешные пьяницы и такие настоящие, любящие своего внука. Они на последние копейки покупают коробки для голубей, о которых мечтает Саша, и, сидя на скамеечке, поют нежную очаровательную песню, проникающую в самую душу и завораживающую всех окружающих. Мать Саши играет Ольга Базанова, создавшая образ простой, любящей женщины, вся жизнь которой заключена в ее сыне.

«Дядюшкин сон» - одно из первых произведений, написанных Ф.М. Достоевским после каторги, еще в период ссылки. Поэтому в нем нет идейных метаний, его знаменитого многоголосия, философских размышлений, а есть сатирическое, доходящее до гротеска обличение мордасовского общества в Богом забытом городке.

В спектакле очень хорошая актриса Ольга Базанова в роли Москалевой слишком обаятельна, излишне мягка и даже порой несколько интеллигентна, и только с мужем Афанасием (Владислав Метелица) жестка и непреклонна. Центром спектакля становится ее дочь Зина (Елена Фадеичева). Она умна, проницательна, рассудительна, чиста, в ней чувствуется сдержанная сила. И естественным является ее столкновение с мордасовскими обитателями, медленно убивающими девушку в этой удушливой атмосфере, готовыми унизить, осквернить и растоптать всякое живое и чистое человеческое чувство.

Театр раскрывает перед нами галерею характеров жалких хищниц, сплетниц, нашедших в появившемся Князе случайное орудие борьбы, неожиданный повод для того, чтобы растоптать и без того полуугасшие искры его старческой жизни. Князь - очень хорошая актерская работа Артура Быкова. Он стар и беспомощен, наивен и романтичен, в чем-то трогателен и сентиментален. Князь Быкова вызывает не столько насмешку над дряхлым бонвиваном, сколько жалость к беспомощной старости, которую так легко обидеть. Павел Мозгляков (Евгений Клюев), отвергнутый жених Зинаиды, мстит ей, внушив Князю, что предложение руки и сердца Зинаиде было только его сном. Зина и ее мать осмеяны мордасовским обществом, раздавлены, опозорены...

Все эти увиденные мной спектакли еще раз доказали, что в Самаре есть театр «Камерная сцена» с прекрасным актерским ансамблем, талантливым художественным руководителем С.Б. Рубиной, которая продолжает радовать зрителей новыми постановками.

Фото Александры СЕРГИЕВСКОЙ предоставлены театром

Статья в PDF

Фотогалерея